Йога круглый год. Сезонный подход к вашей практике. Йога для творческой душ. Йога и образ тела

УДК 294.5

ББК 75.6

Ш63

Jilly Shipway

Yoga Through the Year:

A Seasonal Approach to Your Practice

Перевод с английского Анны Рудашевской

Дизайн обложки Натальи Рыловой

Шипвей Дж.

Йога круглый год: сезонный подход к вашей практике. — СПб.: ИГ «Весь», 2020. — 224 с.

ISBN 978-5-9573-3563-4

Слово йога можно перевести как «союз», — союз противоположных энергий внутри нас. Благодаря практике йоги мы учимся уравновешивать их и обретаем гармонию в душе и жизни.

Сезонная йога — это особая практика. Она учитывает влияние, которое оказывает движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Ведь именно из-за этого происходит чередование циклов дня и ночи, света и тьмы, лета и зимы.

Отличие предлагаемого издания от всех прочих — в принципах настройки на тонкие изменения, которые приносит с собой каждое время года. Автор учит нас быть чувствительными к колебаниям настроений и состояний, связанных со сменой сезонов. Кроме того, в доступной форме объясняет ключевые принципы философии йоги, дает необходимые визуализации и медитации.

Вы держите в руках не просто руководство по йоге, но путеводитель, который приведет вас к познанию природы вашего истинного «Я» и окружающего мира. Джилли Шипвей уверена, что вы будете возвращаться к этой книге на протяжении многих лет, черпая мудрость в описанных практиках и медитациях, заряжаясь энергией Колеса года. А накопив опыт, сможете подобрать собственный ритм практики для каждого сезона.

Тематика: Эзотерика / Йога / Медитации

Опубликовано с согласия Llewellyn Publications Woodbury MN 55125 USA. www.llewellyn.com

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-3563-4

ISBN 978-0-7387-5691-2 (англ.)

© 2019 by Jilly Shipway

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2020

Оглавление

Предупреждение

Благодарности

Введение. Возвращение к единой йоге от сезона к сезону

Глава первая. Практика сезонной йоги

Глава вторая. Весеннее равноденствие

Глава третья. Переход от весны к лету

Глава четвертая. Летнее солнцестояние

Глава пятая. Переход от лета к осени

Глава шестая. Осеннее равноденствие

Глава седьмая. Переход от осени к зиме

Глава восьмая. Зимнее солнцестояние

Глава девятая. Переход от зимы к весне

Заключение. Любой конец — это новое начало

Библиография

Рекомендованные источники

Об авторе

Отзывы о книге «Йога круглый год»

Предупреждение

Перед началом любой новой программы упражнений рекомендуется обратиться к врачу. Только вы несете полную ответственность за собственное здоровье и должны правильно оценивать свои силы. Прежде чем практиковать асаны так, как описано в этой книге, убедитесь, что вы достаточно осведомлены об их правильном выполнении, и не рискуйте выходить за пределы вашего уровня опыта и комфорта. Издатель и автор не несут ответственности за какие-либо травмы, которые могут возникнуть в результате выполнения данных практик, и рекомендуют читателям при их применении опираться на здравый смысл.

Благодарности

Спасибо вам, земля, луна и солнце, за бесконечную смену ритмов и сезонов в нашей жизни. Вы — основа основ моей книги о сезонной йоге.

Спасибо, йога, за то, что ты нашла меня, когда я была растерянным, несчастным, хотя и не теряющим надежду подростком. Спасибо за твою красоту и разнообразие и за все интересные места, где я побывала. Благодаря тебе я поняла, что мир полон возможностей.

Гленни Киндред и Рут Барретт, спасибо за огромную работу, которую вы обе проделали для «Колеса года», ставшего для меня неисчерпаемым источником информации.

Джудит Ласетер и Донна Фархи, благодарю за то, что показали мне, как связать жизнь с йогой и йогу с жизнью.

Спасибо всем замечательным авторам, учителям и практикам, которые обогатили мое представление о том, что такое йога и чем она может быть.

Хочу выразить чрезвычайную благодарность Анжеле Викс, редактору издательства «Левеллин Пабликэйшнс». Я считаю Анжелу восприемницей этой книги! Анжела и ее команда помогли мне оформить текст, и я очень ценю все их указания, помощь и поддержку. Особая благодарность Лорин Хейнеман, Линн Мэнтурвек, Шеннон МакКьюэн, Кэт Сэнборн, Анне Левин и Молли МакГиннис.

Спасибо тысячам людей, которые посетили мой сайт, посвященный сезонной йоге, особенно тем, кто связался со мной, чтобы поделиться своими мыслями в отношении сезонного подхода в йоге.

Мне очень повезло, что благодаря преподаванию мне есть с кем разделить мою любовь к йоге, и потому огромное спасибо всем моим ученикам. Некоторые из них были со мной в течение долгих лет и многому меня научили. Спасибо также моим коллегам, учителям йоги и друзьям за их дружбу и поддержку.

Я очень благодарна моим самым первым читателям за их проницательные отзывы о начальных главах этой книги. Я действительно ценю ваш опыт, дружбу и поддержку на этом, порой тернистом, пути. Спасибо Джуди Бренан, Клэр Холмс, Лотти Хоси, Линде Пул, Элисон Джонс и Ульрике Шаде.

Спасибо Рози Бернард, моей племяннице, за воодушевление и помощь в написании этой книги.

Сью Аллен, остеопат, спасибо за годы целительной терапии, за то, что твои руки поддерживали на плаву мой корабль!

Кэй, дочь моя, спасибо за ту радость и счастье, которые ты приносишь в мою жизнь. Я действительно ценю то, как ты поддерживала меня все то долгое время, пока я писала эту книгу!

Саймон, муж мой, большое спасибо за все, что ты делаешь для меня, и за все, что стало возможным благодаря тебе. Ты, как солнце, освещаешь мою жизнь в любое время года.

Введение. Возвращение к единой йоге от сезона к сезону

Если бы йога тысячелетиями передавалась по женской линии от матери к дочери, какой бы была настоящая женская йога?

Желание найти ответ на этот вопрос привело меня на путь сезонной йоги. Отцом йоги считается Патанджали, и на протяжении тысячелетий йога передавалась по мужской линии от отца к сыну. Но если бы у Патанджали была сестра, то какое учение о йоге передала бы нам она? Если бы ее мудрость стала частью древнего канона, может быть, мы вели бы себя иначе как на коврике для занятий, так и в жизни?

Во время медитации я обратилась к воображаемой сестре Патанджали с просьбой указать мне путь к созданию системы подлинной единой йоги. Вот какой ответ пришел ко мне: «Слушай землю — и все. Слушай землю».

Йога-сутры Патанджали делятся на четыре пады. Это подсказало мне идею разделить свои изыскания на пады, по одной на каждое время года: весну, лето, осень и зиму. Так родилась сезонная йога.

Почему произошло разделение йоги

Стремясь воссоздать систему единой йоги, я искала первоисточники, которые могли бы объяснить, почему йога разделилась на мужскую и женскую, назвали бы причины того, что женщины стали духовно бесправными. По-видимому, если бы у Патанджали была сестра, ей бы запретили изучать священные тексты или читать мантры, поскольку женщина считалась изначально греховной и нечистой, в том числе из-за своих природных месячных циклов. Женщине бы не доверили священное знание как неподходящему кандидату1.

Зная это, особенно интересно вспомнить, что согласно древнему преданию именно женская энергия дала начало йоге. Я читала не в одной книге увлекательную историю о том, что изначально Богу приписывали женскую сущность2. В индуистских писаниях говорится, что Богиня изобрела алфавит и начертала первые слова на каменных плитах3, что именно женщины нанесли на карту звезды и фазы луны, что когда-то менструальная кровь считалась священной, а деторождение — поводом для праздника и гордости, что мужчина и женщина вместе хранили священный огонь. Им обоим была доверена нить сакрального знания, которую они передавали из поколения в поколение.

Саму землю почитали как богиню, и священное ежедневно являлось людям в обыденной жизни.

Вспоминаются мне и захватывающие предания о материнских источниках йоги. Патанджали часто упоминается как отец йоги. Менее известно, что у Патанджали была мать и звали ее Гоника4. Гоника была мудрой женщиной и искала преемника, которому она могла бы передать йогическое знание. Однажды, стоя у реки напротив водопада, она зачерпнула горсть воды и с поклоном подняла руки к солнцу со словами: «Это знание пришло от тебя. Позволь мне вернуть его». И тогда прямо к ней в ладони, сложенные в молитвенном жесте, с неба упала змея, которую она нарекла Патанджали. Пата означает одновременно «змей» и «упавший», а анджали — почтительный жест ее сложенных рук.

Патанджали не был «отцом» йоги. По-видимому, он только свел воедино полученные от матери Гоники знания в общий трактат Йога-сутры. Легенда гласит, что йога, которую унаследовали Патанджали и Гоника, родилась из чрева самой земли. Животворящее чрево породило йогу, которая затем передавалась из поколения в поколение5.

Появившись в этом мире, йога принесла с собой дух единства, но со временем он был утрачен. Около 200 г. н. э. мудрец Патанджали составил Йога-сутры, свод из 196 наставлений, которые легли в основу методического руководства по практике йоги. Эти отрывочные знания устно передавались по мужской линии от отца к сыну.

Патанджали принадлежал к классической философской школе санкхья и считал, что в основе всего сущего лежат два изначальных, взаимозависимых принципа: пуруша — чистое сознание, которое исходит от мужчины, и пракрити — природное начало, заключенное в женщине. Пуруша — наблюдатель, видящий, а пракрити — наблюдаемое, видимое.

Пракрити — женское начало, дает жизнь и создает видимый материальный мир. Цель йоги, как учат Йога-сутры Патанджали, заключается в достижении состояния просветления через преодоление материи. Это дуалистическая, трансцендентальная философия, которая описывает шаги, необходимые йогину, чтобы освободиться от пут материального мира и таким образом достичь состояния чистого сознания (самадхи).

Классическая школа йоги, основанная на труде Патанджали Йога-сутрах, называется раджа-йога, или «царский путь», — это путь к трансцендентальному, который ставит мужской дух (пуруша) выше женской материи (пракрити). Так происходит раскол между природой и духом. Небо и земля больше не сосуществуют. Отныне они располагаются на параллельных линиях, которые никогда не пересекутся. Женщины ближе к земле, они менструируют и рожают, а потому считаются нечистыми. Они греховны по своей сути, им не дано идти путем духа. Мужчины ближе к небу, они больше не поклоняются земле, а обращаются к небесным богам. Канон йоги, основанный на подобном разделении полов, на протяжении тысячелетий создавался группой людей, которые не имели представления о том, что такое менструация, беременность, роды, кормление грудью или менопауза, и, таким образом, вобрал только половину общечеловеческого опыта.

Воссоздание колеса йоги

Почему так важно представлять, как воспринимали женщину во времена, когда Патанджали составлял свои Йога-сутры? Так уж ли далеко современная йога ушла от этих представлений? Нам по-прежнему советуют помнить, что йога, которую мы практикуем, следует истинной традиции, и традиция эта мужская, передававшаяся от отца к сыну на протяжении тысячелетий.

Чтобы создать подлинную систему единой йоги, мы должны вновь соединить небо и землю, и тогда заново откроется духовное в повседневной жизни. Дух больше не витает за пределами материального мира, а незримо присутствует внутри всего живого. Отвергая женщин и землю как нечто нечистое и лишенное духа, мы создаем ад на земле. Уважая оба пола и воспринимая их как важную часть духовной жизни, мы творим рай на земле.

Хорошая новость в том, что, объединив усилия, мы можем вместе создавать здоровую, полезную, целительную йогу. Каждый раз ступая на коврик, мы заново изобретаем ее. С каждым вдохом, с каждым движением мы учимся слушать и любить свое тело и следовать естественным природным ритмам и циклам. Таким образом, йога может стать целительным бальзамом, возвращающим здоровье. Конечно, как и в случае с любым другим навыком, потребуется практика и дисциплина. Переосмысливая йогу, все мы становимся богаче. Люди обоих полов смогут наслаждаться йогой, снова ставшей единой, ибо небо и земля воссоединились.

Объединение йоги с годовыми циклами

Слово йога можно перевести как «союз», то есть брак. Этот союз, или брак, между дополняющими друг друга противоположностями помогает нам обрести гармонию в жизни. Хатха-йога учит нас смотреть внутрь себя и открывать в теле энергии солнца и луны. Благодаря практике йоги мы учимся уравновешивать нашу ха, солнечную энергию, и тха, лунную энергию.

Естественно, что центром исследования сезонной йоги будет солнце. Земля вращается вокруг собственной оси и вокруг солнца. Именно благодаря тому, что наша планета вращается вокруг солнца, происходит чередование циклов дня и ночи, света и тьмы, лета и зимы.

В двадцать первом веке жизнь несется стремительно и неумолимо. Мы включены в этот поток двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю. Многие из нас работают все больше часов, и все меньше времени остается на человеческое общение, что не может не влиять на наши тело, разум и душу. Границы между общественным и личным пространством становятся все более расплывчатыми, и потому так сложно отвлечься и найти время, чтобы просто побыть наедине с собой. Нельзя не признать, что у современной жизни много преимуществ, но пренебрегать собственными природными ритмами и естественными циклами земли опасно для здоровья. Объединяя осознанное следование природным ритмам с практикой йоги, мы открываем путь, ведущий к более разумному, здоровому, сбалансированному и гармоничному образу жизни.

В природе есть постоянные циклы приливов и отливов: солнце встает и садится, поднимаются и опускаются воды океана, растет и убывает луна. Цветок, сердце, луна, океан — у всего есть ритм. Растения распускают свои венчики с рассветом и закрывают их на закате. Год приходит и уходит в вечном танце солнечного света и тени. Как и у луны, у года есть свои периоды роста и угасания. Осознание годовых «приливов» и «отливов» помогает понять, когда пора действовать и двигаться вперед, а когда лучше избрать созерцательный подход. Так мы можем почувствовать связь с землей и ее поддержку.

С одной стороны, йога — это путешествие по спирали, ведущей в самый центр нашего существа, где наградой станет самопознание. С другой стороны, развивая осознание сезонных изменений и свою связь с ними, мы движемся по спирали наружу к познанию мира и того, что лежит за его пределами. Практика йоги открывает космос внутри нас, который есть не что иное, как зеркальное отражение внешнего космоса. Внимательное отношение к смене времен года связывает нас с внешним миром, с тем, что он представляет собой здесь и сейчас. Последовательно и искренне занимаясь йогой, осознавая сезонные изменения, мы обретаем ясное понимание природы нашего истинного Я и окружающего мира.

Один из самых простых способов развить в себе внимание к смене сезонов — понаблюдать за ключевыми солярными точками года: солнцестояниями и равноденствиями.

Зимнее солнцестояние — самый короткий день в году.

Летнее солнцестояние — самый долгий день в году.

Весеннее равноденствие — продолжительность дня и ночи одинакова, предваряет наступление светлой фазы года.

Осеннее равноденствие — продолжительность дня и ночи одинакова, предваряет наступление темной фазы года.

С точки зрения сезонной йоги год можно разделить пополам. Светлая половина года занимает период между зимним и летним солнцестоянием, когда увеличивается продолжительность дня. Между летним и зимним солнцестоянием — темная половина, когда увеличивается продолжительность ночи. Самый первый шаг на пути познания сезонной йоги состоит в том, чтобы научиться замечать, какое сейчас время года в энергетическом плане: какая это половина года, светлая или темная, и, следовательно, растет или убывает энергия солнца.

Светлая половина года между зимним и летним солнцестоянием напоминает вдох. Этот период заряжает энергией, раздвигает границы возможностей и способствует активной деятельности. Эта часть года связана с солнечным светом, огнем, излучением, расширением, ростом, напором, усилием, действием и внешней активностью.

Светлая половина года переносит нас из самого сердца зимы в разгар лета. В это время энергия солнца растет, свет прибывает, а дни становятся длиннее и теплее. Мы переходим из зимы в весну, а затем в лето. Это пора роста, и посеянные в это время семена прорастут и приумножатся. В светлую половину года внимание направлено вовне, на активные действия и внешние достижения. Для воплощения задуманного и приведения в порядок своих дел мы используем энергию огня и роста. В это время йога помогает нам действовать во внешнем мире и поддерживать связь со своей внутренней мудростью.

Темную половину года между летним и зимним солнцестоянием можно сравнить с выдохом. Этот период дает возможность расслабиться, восстановиться, обновиться и отпустить ненужное. Данная фаза года связана с луной, ночью, угасанием, сжатием, смирением, скрытым развитием, спячкой, осмыслением, созерцанием, отдыхом и восстановлением.

Темная половина года переносит нас из жаркого лета в холодные глубины зимы. В это время солнечная энергия убывает, тьма растет, дни становятся короче, а ночи длиннее. Мы совершаем переход из лета в осень и зиму. По мере приближения осени и зимы все в природе начинает постепенно угасать, наступает фаза покоя и упадка. Темная половина года способствует внутренней концентрации, в особенности созерцанию и отдыху. Мы используем тягучую энергию этого времени года, чтобы размышлять, мечтать, строить планы и наконец-то отдыхать и восстанавливаться. В темную половину года йога помогает нам сохранять позитивный взгляд на мир и связь с нашим внутренним светом.

Работая с колесом года, мы учимся распознавать чередование сезонных циклов света и темноты, работать с ними и умело использовать преобладающую энергию сезона. Практику йоги и работу с сезонными циклами связывает то, что обе дисциплины учат нас мудрости и пониманию, когда лучше двигаться вперед, а когда стоит уступить.

В Йога-сутрах Патанджали очень мало говорится о практике асан, разве что в Йога-сутре 2:46: Стхира-сукхам асанам, или «Асана должна сочетать в себе концентрацию и расслабление»6. Другими словами, мы сохраняем состояние невозмутимости в сложной позе, учась уравновешивать стремление двигаться вперед с тем, что заставляет нас расслабляться. В йоге это называется балансом усилия (стхира) с расслаблением (сукха). Стхира можно перевести как «устойчивость, твердость, концентрация, сила или усилие». Сукха — как «удобство, приятность, гибкость или расслабление».

С опытом вы научитесь распознавать, какая энергия — деятельная или расслабляющая — преобладает в конкретное время года, что даст вам возможность выбирать упражнения, которые будут гармонизировать ваш собственный поток энергии. Например, зимой возникает естественное желание «впасть в спячку», и вы можете следовать ему, выбирая расслабляющие, восстанавливающие позы (лангхана). С другой стороны, возможно, вы захотите попробовать также бодрящие позы (брахмана), которые повысят уровень «гормонов счастья» и помогут справиться с зимней хандрой.

Идеальный барометр внутреннего состояния в йоге — это дыхание, по характеру которого можно понять, удалось ли достичь нужного баланса между напряжением и расслаблением. Йога учит следовать ритму дыхания и подготавливает к тому, чтобы умело пользоваться «приливами» и «отливами» годовых циклов. Мы учимся наблюдать за своим дыханием, а оно, в свою очередь, предупреждает нас, когда мы прикладываем чрезмерное или, наоборот, недостаточное усилие. Если дыхание становится прерывистым, затрудненным или сбивается, значит, усилие слишком велико и его нужно сбалансировать более расслабленным подходом к практике. Ритм дыхания должен быть медленным, ровным и спокойным.

Главное достоинство сезонной йоги состоит в том, что в ее основе лежит индивидуальный подход, который учитывает личностные потребности в каждое из конкретных времен года. Главы этой книги познакомят вас с преобладающей энергией каждого из четырех сезонов, и вы сможете использовать это знание, чтобы достичь гармонии как в практике йоги, так и в жизни.

Как пользоваться этой книгой

К этой книге вы можете обращаться круглый год за вдохновением и руководством. В каждой из восьми глав описан определенный сезон и имеются следующие разделы:

обзор характерных для каждого времени года тем и указания, как лучше использовать возможности и решать проблемы, свойственные этому сезону;

лучшие практики для конкретного сезона;

сезонная медитация или визуализация;

раздел «Мудрость деревьев»;

список вопросов для медитации.

Названия глав книги говорят сами за себя, тем не менее я рекомендую всем читателям начать с первой главы, чтобы получить максимальную пользу. Потом можете читать книгу произвольно, возвращаясь к ее страницам раз за разом, чтобы почерпнуть идеи для текущего времени года.

Различные упражнения на осознанное наблюдение, визуализации, медитации и практики были выбраны исходя из их актуальности для конкретного сезона. Но если вам особенно понравится какая-либо практика, можно применять ее в течение всего года.

Я надеюсь, что вы будете возвращаться к этой книге в разные времена года на протяжении многих лет. Каждый раз используя методы, описанные в этой книге, вы будете черпать уверенность в стремлении настроиться на энергию определенного времени года и следовать за ней. В перспективе, накопив опыт, вы подберете собственный ритм для каждого сезона. Надеюсь, что в итоге вы научитесь заботиться о себе, своих близких и о нашей планете с любовью и состраданием.

Глава первая. Практика сезонной йоги

В этой главе вы узнаете, как работать с основными сезонными практиками, включающими асаны, медитации и упражнения, вдохновленные мудростью деревьев. Вы получите максимальную пользу от книги, если сначала прочтете эту главу. Она укрепит вашу уверенность в том, что сезонная йога вам по силам, и подготовит вас к более глубокому пониманию практик, описываемых в последующих главах.

Асаны сезонной йоги

В каждой главе, посвященной определенному времени года, вы найдете описание асан, то есть поз сезонной йоги. Благодаря этим асанам вы сможете весь год поддерживать форму, быть гибкими, спокойными и энергичными. Асаны помогут следовать годовому ритму и привести

в соответствие с ним вашу энергию, чтобы в любое время года вам сопутствовали счастье, здоровье и гармония.

В книге даны восемь практик сезонной йоги, по одной для каждой переломной точки колеса года (зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие) и по одной для каждого переходного периода (например, от зимы к весне). Эти восемь сезонных практик обеспечат вас уникальным набором упражнений на весь год. Такие комплексы разработаны мной для каждого сезона. Однако если вам особенно понравится какая-то практика, смело можете использовать ее в любое время года.

Многие из нас жалуются на постоянную занятость. Приводимые мною упражнения не потребуют много времени и легко впишутся в самый плотный график. Каждая практика занимает от десяти до тридцати минут, поэтому даже в самые загруженные дни вы сможете выкроить время для занятий. Регулярно занимаясь йогой, вы обнаружите, что стали спокойнее и больше не стремитесь бежать наперегонки со временем.

Сезонная йога подойдет всем. Все практики просты и доступны. Для выполнения этих упражнений не нужно быть в великолепной форме или проявлять чудеса гибкости. Вам не придется завязываться в узел, принимая невообразимые позы (хотя если умение завязываться в узел — это то, к чему вы стремитесь, почему бы не приспособить сезонную йогу под ваши предпочтения).

Для каждой позы (асаны) в книге дано ее название на русском и санскрите (древнем индоевропейском языке). Дополнительную информацию о какой-либо позе вы легко найдете в интернете. Если вы новичок в йоге и не знакомы с описанными позами, стоит задуматься о посещении занятий, чтобы быть уверенными в том, что вы выполняете асаны правильно. Смотрите также раздел «Рекомендованные источники» в конце книги.

Восемь сезонных практик могут стать основой для создания вашей собственной системы. Если вы придерживаетесь определенной школы йоги, рекомендую включить некоторые идеи сезонной йоги в ваши занятия.

Простые и доступные позы и упражнения выбраны для того, чтобы их можно было выполнять осознанно и медитативно. Акцент делается не на гимнастических достижениях, а скорее на дыхании в каждый конкретный момент. Важна согласованность дыхания и движений, поскольку она способствует медитативному подходу. При этом не стоит излишне беспокоиться о дыхании. Если вы недавно начали заниматься йогой, то при выполнении асан лучше позволить дыханию течь в естественном ритме.

Практикующие осознанное наблюдение могут использовать восемь комплексов сезонной йоги в качестве составных элементов ежедневной практики.

Вопросы для сезонной медитации

Вопросы для медитации составляют ключевой компонент сезонной йоги, и каждая из восьми глав этой книги заканчивается списком рекомендуемых вопросов. К вопросам следует обращаться примерно каждые шесть недель в зависимости от времени солнцестояния, равноденствия и переходных точек (в каждой главе указаны даты для подобной медитативной работы). Вопросы составлены в такой последовательности, чтобы вы получили возможность:

почувствовать дух сезона;

подумать о том, как вы хотите использовать свою энергию, и поставить цели на предстоящий сезон;

оглянуться назад на предыдущий сезон, отметить свои успехи и, если какие-то семена ваших намерений так и не смогли прорасти, сделать нужные выводы из ошибок;

понять, когда лучше всего сажать семена намерения, чтобы дать им шанс прорасти и расцвести;

настроиться на преобладающую энергию сезона и знать, какое время благоприятно для созерцания, а какое для действия. Использовать то, что вы уже знаете об энергии каждого времени года, чтобы уравновесить периоды активности и отдыха;

вопросы для медитации в сочетании с медитативным подходом откроют вам доступ к глубинной мудрости, скрытой в собственном подсознании.

Работая с вопросами для медитации, вы становитесь собственными инструкторами по персональному росту. Каждый набор вопросов побуждает вас пересмотреть все аспекты жизни, будь то отношения, работа (учеба или домашние дела), забота о себе, взаимодействие с обществом или охрана окружающей среды.

Эти вопросы помогут достичь гармонии между работой и личными интересами и уделять равное внимание всем сторонам жизни, вместо того чтобы чрезмерно фокусироваться на одной конкретной области. Если каждые шесть недель вы будете делать паузу и задавать себе эти вопросы, то сможете оценить прогресс во всех сферах своей жизни, и если вы где-то сбились пути, то получите шанс исправиться и вернуться в нужное русло. Я заметила, что такие медитации помогают понять, кто и что важно для меня именно сейчас, и соответственно направить туда энергию.

Ниже я привожу примерный список вопросов для дня весеннего равноденствия, помогающих осознать, куда бы вы хотели направить свою энергию в наступающем сезоне.

В пору роста все, с чем мы объединяем нашу энергию, вырастет и приумножится. Как наилучшим образом использовать животворную энергию наступающего сезона?

Каким проектам я хочу уделить внимание в первую очередь?

Что зажигает мой огонь, чем я увлечена?

Что нужно предпринять, чтобы исполнились мои самые сокровенные желания?

Чему нужно сказать «нет» и освободить место для того, чтобы сказать «да» тому, что для меня действительно важно? (Чему уделять меньше внимания, а от чего стоит совсем отказаться?)

Кто мои союзники? На кого я могу положиться? Кто разделяет мою точку зрения и поможет воплотить мои мечты?

Вопросы для медитации для каждого сезона составлены так, чтобы вы могли уделить им столько времени, сколько захотите. Тем, у кого свободного времени мало, могу порекомендовать следующее: просто прочтите вопросы для медитации перед тем, как лечь спать, и поверьте, что вселенная и ваше подсознание дадут вам ответ. Вы можете задать себе вопрос, занимаясь при этом самыми обычными делами, например, идя по дороге от дома к машине, шагая по коридору на работу, тренируясь в тренажерном зале, бегая трусцой, принимая душ и т. д.

Если у вас есть 10–30 свободных минут, то вы можете использовать вопросы для сезонной медитации, занимаясь йогой, сидячей или письменной медитацией, формальной или неформальной динамической медитацией во время прогулки. Далее мы подробно обсудим каждый из пяти вариантов.

Как объединить вопросы для сезонной медитации с практикой йоги

Йога хороша тем, что дает нам уникальный шанс получить доступ к собственному подсознанию. Вопросы для медитации можно объединить с практикой йоги несколькими способами:

вы можете настроиться на нужный вопрос во время сидячей медитации или во время релаксации в начале либо в конце занятия;

вы можете мысленно задать вопрос, принимая позу покоя: позу горы (тадасана), удобную позу (сукхасана) или позу ребенка (баласана);

вы можете также задать вопрос, оставаясь в любой асане в течение нескольких вдохов-выдохов.

Во время практики все, что вам нужно — просто задать вопрос, и поверьте, в какой-то момент подсознание даст вам ответ.

Сидячая медитация

В сезонной йоге вопросы для медитации можно использовать во время сидячей медитации, чтобы успокоить ум и сосредоточиться.

Практиковать сидячую медитацию и задавать себе вопросы можно где угодно и когда угодно.

Это может быть полноценная сидячая медитация в уединенном месте или менее формальная, например, во время рабочего перерыва или по дороге на работу в общественном транспорте (никогда не медитируйте, когда вы за рулем!). Если нужно, на время медитации установите таймер.

Займите удобное положение в кресле с вертикальной спинкой или на полу (если вам трудно сидеть, эту медитацию можно выполнять лежа). Обратите внимание, где ваше тело соприкасается с полом или опорой, и на связанные с этим ощущения. Осознайте свой естественный ритм дыхания. Во время медитации сохраняйте легкое, фоновое осознание потока дыхания и любых телесных ощущений.

Выберите один из вопросов для медитации и поразмышляйте о нем, чрезмерно не концентрируясь. Если вас захватывает мысленный поток, осторожно верните разум к осознанию тела, дыхания и поставленного вопроса.

Обращайте внимание на любые мысли, которые приходят вам в голову в ответ на вопрос. Исследуйте эти мысли и посмотрите, куда они вас ведут. Будьте бдительны. Если вашим вниманием опять завладели повседневные заботы и неприятности, мягко, но настойчиво верните сознание к вопросу, на котором вы решили сосредоточиться. Получайте удовольствие, изучая идеи, всплывающие в вашем сознании.

Если у вас достаточно времени, переходите к следующему вопросу, когда почувствуете, что получили нужный ответ.

Заканчивая медитацию, посидите спокойно и сделайте несколько глубоких вдохов. Переключите внимание на точки соприкосновения вашего тела с полом или опорой. Осознайте окружающее вас пространство. Вероятно, вы захотите записать какие-то идеи или догадки, которые пришли к вам во время медитации. Если есть возможность, перейдите от сидячей медитации к письменной.

Письменная медитация

Письменную медитацию можно выполнять как отдельную медитацию после сидячей или динамической медитации, а также до или после занятий йогой.

Сочетание письменной медитации с вопросами для медитации дает возможность направить поток мыслей в нужное русло и получить доступ к мудрости, скрытой в подсознании. Если вы находитесь в творческом застое, эта медитация разбудит ваше воображение. Если вы зашли в тупик, она поможет сменить цели и снова двигаться вперед.

Лично я люблю писать ручкой по бумаге, мне нравится само физическое ощущение во время этого процесса. Но вы, если хотите, можете печатать на компьютере. В любом случае приготовьте все, что вам понадобится для письма.

Выберите вопрос для медитации. Установите таймер на 10–20 минут и начинайте писать. Пишите, не отрывая ручку от бумаги, пока не сработает таймер.

Записывайте все, что приходит вам в голову. Ваша цель — записать поток мыслей и чувств, которые проходят через ваш разум. Избавьтесь от своего внутреннего цензора! Неважно, насколько спутаны ваши мысли, просто отпустите их! Позже, когда медитация закончится, вы сможете перечитать то, что записали, и отыскать крупицы золота среди словесного мусора. Пока же просто позвольте ручке скользить по бумаге.

Помните, все, что вы запишете во время медитации, предназначено только для ваших глаз. Не обращайте внимания на почерк, аккуратность, орфографию, грамматику, стиль и так далее. Главное, чтобы потом вы смогли разобрать свои записи.

Осознавайте физический акт письма и чувствуйте, каково это, быть тем, кто сидит здесь и пишет. Расслабьте все части тела, которые не участвуют в письме. Если заметите, что напрягаетесь, начните писать медленнее, сознательно расслабьтесь и восстановите дыхание. При этом продолжайте писать! Расслабленная поза поможет вам получить доступ к подсознанию, а ведь именно в нем и скрывается истина.

Не страшно, если окажется, что вы не можете расслабиться. Просто продолжайте писать. Частью вашей медитации может стать сам факт того, что вы пишете и при этом исподволь осознаете, что напряжены, отмечаете ощущения, возникающие в теле. Если не можете что-то отпустить, просто позвольте этому быть.

Как только сработает таймер, положите ручку, отметьте, что вы ощущаете в своем теле, как себя чувствуете, как дышите. Осознайте, в каких точках ваше тело соприкасается с полом или со стулом. Когда будете готовы, возвращайтесь к повседневным делам.

Закончив медитацию, можете сразу же прочитать записи либо просмотреть их позже. Желательно эти записи сохранять. По истечении нескольких лет практики вы увидите, какие перемены происходили в вашей жизни в каждое время года.

Ходьба как неформальная динамическая медитация

Неформальная динамическая медитация в сочетании с медитативными вопросами легко может быть включена в ваше ежедневное расписание и не потребует дополнительного времени. Ходьба — это возможность получить легкую нагрузку и расслабиться, она очищает разум и помогает мыслям течь свободно. Гуляя на открытом воздухе, вы чувствуете связь с природой и временем года. Эту медитацию можно практиковать как в помещении, так и вне дома, в любое время, когда вам нужно куда-то пойти. Можете выполнять ее дома, в офисе или по дороге от машины до дома или на работу. В городе, за городом, в парке или в торговом центре. Помните о необходимости соблюдать меры предосторожности и об опасностях, которые могут встретиться вам на пути.

Наслаждайтесь ходьбой и тем, что вас окружает: видами, звуками и запахами. Сосредоточьтесь на своих ощущениях, обратите внимание на то, как ваши ноги касаются земли. Осознавайте естественный ритм дыхания.

Когда будете готовы, задайте мысленно один из вопросов для медитации и поразмышляйте над ним, пока идете. Не нужно излишне концентрироваться на вопросе и стараться сразу получить ответ. Просто верьте, что в определенный момент ответ придет к вам из подсознания. Если чувствуете, как ваш ум начал блуждать в потоке мыслей, осторожно верните его к осознанию того, что вас окружает, своего тела, дыхания и поставленного вопроса.

Обращайте внимание на любые идеи, которые приходят вам в голову в ответ на вопрос. Исследуйте эти мысли и посмотрите, куда они вас ведут. Будьте бдительны. Если вашим вниманием опять завладели повседневные заботы или неприятности, мягко, но настойчиво верните сознание к вопросу, на котором решили сосредоточиться. Получайте удовольствие, изучая идеи, всплывающие в вашем сознании.

Если у вас достаточно времени, переходите к следующему вопросу, когда почувствуете, что получили нужный ответ.

После прогулки вы, возможно, захотите записать некоторые идеи или догадки, которые пришли к вам во время медитации. Если время позволяет, перейдите от неформальной динамической медитации к письменной медитации.

Ходьба как формальная динамическая медитация

Ходьба как формальная медитация совершается в медитативном состоянии по определенному маршруту в течение определенного времени.

Формальная медитация в сочетании с медитативными вопросами способствует расслаблению и дает возможность получить легкую нагрузку. Ходьба очищает разум и помогает мыслям течь свободно, дает возможность ощутить почву под ногами и способствует концентрации. Тем, кто испытывает трудности с медитацией, это поможет начать практику.

Для начала решите, куда вы направитесь. Можно просто ходить по дому из комнаты в комнату или по кругу. Выберите место, где вы чувствуете себя в безопасности и где вам никто не помешает. Это может быть комната, прихожая, собственный сад, местный парк, пустой зал в спортивном клубе или коридор на работе.

Желательно установить таймер и совершать прогулки в течение определенного времени. В идеале достаточно десяти минут, но, если вы хотите, время ходьбы можно увеличить.

Начинайте медитацию с осознания того, что вы чувствуете, когда идете, и как ваши ноги касаются земли, обращайте внимание на любые ощущения в стопах. Исподволь осознавайте, что ощущает ваше тело в процессе ходьбы. Сконцентрируйтесь на естественном потоке дыхания. Наслаждайтесь тем, что вы просто идете.

Выберите один из вопросов для медитации и поразмышляйте о нем, чрезмерно не концентрируясь. Если вас захватывает мысленный поток, осторожно верните разум к осознанию тела, дыхания и поставленного вопроса.

Обращайте внимание на любые мысли, которые приходят вам в голову в ответ на вопрос. Исследуйте эти мысли и посмотрите, куда они вас ведут. Будьте бдительны. Если вашим вниманием опять завладели повседневные заботы и неприятности, мягко, но настойчиво верните сознание к вопросу, на котором вы решили сосредоточиться. Получайте удовольствие, изучая идеи, всплывающие в вашем сознании.

Если у вас достаточно времени, переходите к следующему вопросу, когда почувствуете, что получили нужный ответ.

Когда время истечет, можете записать вдохновившие вас идеи, мысли и озарения, и, если есть возможность, переходите от формальной динамической медитации к письменной.

* * *

Вопросы для сезонной медитации — это доступный способ приступить к изучению сезонной йоги. Если вы будете примерно каждые шесть недель уделять некоторое время работе с вопросами, ваша жизнь станет лучше и насыщеннее. Когда эта практика войдет в привычку, вы уже не упустите счастливые возможности на вашем пути и найдете способ воплотить мечты в реальность!

Мудрость деревьев — наш проводник в практике сезонной йоги

В дополнение к практикам сезонной йоги и вопросам для медитации каждая глава содержит раздел «Мудрость деревьев», который поможет вам ощутить дух конкретного времени года и развить творческие способности.

Йога — это союз, а деревья — живое, дышащее воплощение этого союза. Деревья олицетворяют все доктрины йоги и потому могут стать для нас прекрасными гуру. Цель йоги — прийти к состоянию совершенного равновесия, объединив дополняющие друг друга противоположности в гармоничный союз. Дерево соединяет землю и небо и существует в идеальном равновесии с ними. Дерево — сама мать-земля в ее видимой и ощутимой ипостаси. Прикоснитесь к любому листу на дереве, и вы прикоснетесь к нашей звезде — Солнцу. Деревья — это легкие Земли, вдыхающие углекислый газ и выдыхающие кислород. Кем бы вы ни были и где бы ни находились, деревья вдыхают в вас жизнь. Неслучайно Будда обрел просветление именно под деревом.

Там, где дерево встречается с небом, — это вершина йоги. Где оно соединяется с землей — корни йоги. Пространство, где дерево раскидывает ветви, — безмятежное средоточие йоги. Каждое дерево неподвижно стоит в центре невидимого круга, а за его пределами ежедневно совершается круговорот событий. Даже в безумной суете городской жизни мы всегда можем обрести мгновение покоя, стоит лишь задержать взгляд на дереве.

Деревья связывают нас с сезонными циклами и самой жизнью. Через связь с этими величественными растениями мы ощущаем связь с землей, воздухом, огнем и водой. Рядом с деревьями мы находим исцеление, они помогают нам оправиться после болезней и стресса. Деревья фильтруют воздух и снижают уровень загрязнения, приносят прохладу в наши города и очищают воду. Благодаря им даже в большом городе мы ощущаем смену времен года. Деревья безмолвно напоминают нам, что земля и небо — наш дом.

Я всегда чувствовала особую связь с деревьями. Моя мама относится к тому поколению родителей, которым внушали, что детям необходим свежий воздух, и в раннем детстве меня надолго оставляли в коляске под деревом. Пока мама занималась домашними делами, я лежала в коляске в саду и с детским удивлением рассматривала верхушки деревьев, мягко покачивающиеся на ветру. Даже сейчас в состоянии глубокой медитации мое сознание часто улетает к вершинам деревьев и плавает там, блаженствуя, как младенец.

Мы, люди, обращаемся с деревьями с позиции превосходства. Загрязняем и вырубаем лес…