Градусы Зодиака. Честное лженаучное исследование. Учебник Таро. Часть 1
УДК 159.9
ББК 88.36
Б44
Оформление обложки Арега Мирзояна
Белявский Г.
Градусы Зодиака. Честное лженаучное исследование. — СПб.: ИГ «Весь», 2019.
ISBN 978-5-9573-3524-5
Зодиакальный круг представляет собой четкую многоуровневую систему; он поделен на 12 знаков. Но мы знаем, что не бывает двух одинаковых Скорпионов или Тельцов. А уж утверждать, что всем Рыбам на планете предстоит неожиданное путешествие на будущей неделе, — это кажется сомнительным.
Автор книги объясняет, что характер личности определяет не сам знак Зодиака, а градусы знака, в которых в момент рождения человека находились планеты. Это «стоп-кадр» неба, который уникален в каждом отдельном случае. (Даже у близнецов, которые родились с разницей в несколько минут, гороскопы будут немного отличаться.) После прочтения вы поймете, что такое гороскоп с научной точки зрения и как он составляется, высчитаете свои градусы Зодиака и прочитаете подробную характеристику собственного типа личности.
Для широкого круга читателей.
Тематика: Эзотерика/Астрология
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-9573-3524-5
© ОАО Издательская группа «Весь», 2019
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ЧТО ТАКОЕ ГОРОСКОП
СИНТАКСИС АСТРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ГРАДУСЫ ЗОДИАКА
Глава 2
СЦЕНАРИИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Глава 3
ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ УЧЕНЫЕ
Глава 4
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АСТРОЛОГИЯ НАУКОЙ?
РОЖДЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
Глава 5
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СУДЬБА?
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ЭКСПЕРИМЕНТ С СЮЖЕТОМ ВОИНА
Глава 6
НАУЧНЫЙ ПОДХОД К МИРУ
ОТ КОНФЛИКТА К СОТРУДНИЧЕСТВУ
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ОПРОСНИКИ И ТЕСТЫ
Глава 7
ТАИНСТВЕННОСТЬ ЭЗОТЕРИКИ
Глава 8
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЗОТЕРИКИ
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. НАРРАТИВНЫЙ МЕТОД
Глава 9
СКЕПТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ДВА ВЗГЛЯДА НА ОДНУ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
Глава 10
ВСТРЕЧА РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. АПРОБАЦИЯ ГРАДУСНЫХ СЮЖЕТОВ
Глава 11
НАУЧНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В АСТРОЛОГИИ
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТРУДНОСТИ С АНАЛИЗОМ
Глава 12
ВЗГЛЯД ТЕОСОФА НА АСТРОЛОГИЮ
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. НОВЫЕ ВЫБОРКИ ФИЛЬМОВ
Глава 13
ЗЫБКАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Глава 14
ОТСТУПЛЕНИЕ: ОБО МНЕ
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. БИОГРАФИИ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ
Глава 15
УСКОЛЬЗАЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЯ
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ГРАДУСНЫЕ СЮЖЕТЫ «ТИТАНИКА»
Глава 16
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Глава 17
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ФИНАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: часть 1
Глава 18
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ФИНАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: часть 2
Глава 19
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ФИНАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: часть 3
Глава 20
МОМЕНТ ВКЛЮЧЕНИЯ АСТРОЛОГИИ
Глава 21
СОБСТВЕННЫЕ АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
ВВЕДЕНИЕ
Люди — они как книги:
буквы одни и те же,
но содержание разное.
Ги де Мопассан
Существуют такие люди, которым ничего не стоит написать текст. Я всегда относил себя к числу именно таких, поскольку за плечами у меня лингвистический университет, десятки лет переводческой деятельности, повседневный опыт преподавания языка и опубликованная книга. Говорят, что рецепт секрета в том, чтобы знать предмет, о котором пишешь. И это снова обо мне. Я начал практиковать Таро и астрологию одновременно в 1999 году, и сейчас мой стаж приблизился к двадцати годам. Свой «Учебник Таро» я написал всего за три месяца. Несмотря на изложение своего индивидуального видения предмета, это была лишь одна книга из многих ей подобных. Однако в случае с данной работой по астрологии, после пяти лет только предварительной подготовки, я все равно чувствую, что передо мной стоит крайне сложная задача. Все было бы просто, если бы нужно было написать очередной учебник или справочник по астрологии. Но в этой книге не будет привычных описаний планет, Зодиака, аспектов или домов (разве что в первой главе). Цель данной книги — познакомить читателя с моим научным исследованием в астрологии, которым я плотно занимаюсь весь этот долгий период. И когда я задумываюсь о том, какой должна быть подобная книга, у меня возникает фантазия, что мне предстоит построить мосты через четыре бескрайних океана.
Первый океан — это та бездна, которая простирается между наукой и эзотерикой. Это абсолютно разные и конкурирующие способы видеть мир. Приблизить их друг к другу — это все равно что поднести спичку к бочонку с порохом. Конфликт неизбежен, и история знает массу примеров подобной войны. Как известно, в состоянии вражды оппоненты плохо воспринимают друг друга из-за очевидной взаимной неприязни, поэтому сама фраза «научная астрология» уже кажется чем-то глупым, бессмысленным или даже кощунственным. Разумеется, я не буду первым строителем подобного моста между «континентом науки» и «материком эзотерики». Но русскоязычные источники по данному вопросу настолько малочисленны, что у меня остается впечатление, будто мне придется знакомить читателя с этой темой с нуля.
Второй океан — это разность языков и традиций. Просто сказать о том, что язык эзотерической и научной литературы отличаются, — это практически не сказать ничего. На каком языке писать данную книгу? Если я буду следовать научному канону, прописывать определения, цели, задачи, гипотезы и т. д., то мои коллеги-астрологи на первой же главе в бешенстве швырнут данную книгу в стену. Если же я позволю себе вольность в изложении, откажусь от структуры, не буду расставлять в тексте ссылки, то данная книга утратит всякую связь с тем научным исследованием, которое я провел. Более того, мне бы очень хотелось, чтобы книга понравилась как астрологам и ученым, так и тем читателям, которые не особенно разбираются ни в первой, ни во второй сфере. В итоге я пришел к решению, что язык данной книги должен быть просто «человеческим». Какой бы океан не разделял астрологов и ученых, все мы — люди, а следовательно, если на мгновение забыть о своей принадлежности к тому или иному «враждующему лагерю», то, возможно, разговор все же получится интересным.
Третий океан оказался огромным сюрпризом для меня самого. Когда я начинал мое исследование, я и не думал о том, что опыт отечественных и зарубежных астрологов в данном вопросе настолько сильно отличается. Здесь я совершил ошибку, так как бόльшую часть исследования я провел, еще не ознакомившись с зарубежными астрологическими источниками. Когда я все же это сделал, то оказался в полнейшем шоке, но, к счастью, на результатах исследования это не сказалось. Напротив, в опыте зарубежных коллег я нашел значительную поддержку своей позиции. Я уверен, что большинство русскоязычных астрологов и ученых ничего не знают о том, какова сегодня астрология в западном мире. И мне хочется в данной книге поделиться тем, что я открыл сам для себя. Если бы я писал эту книгу на английском языке, то она была бы абсолютно другой (построения третьего моста не потребовалось бы). Но и для англоязычного читателя эта книга будет не менее ценной, так как в ней речь пойдет о первой (насколько мне известно) системе градусов Зодиака, которая создана с нуля с помощью научных методов и процедур.
Четвертый мост пролегает через океан изменений в моем собственном мировоззрении. В науке часто так бывает. Результат может оказаться совсем непредсказуемым. Мои взгляды на астрологию в начале исследования и сегодня сильно отличаются. Для меня это хороший знак, так как из этого определенно следует, что, по крайней мере, для самого себя я узнал что-то новое. Если у читателя по ходу чтения книги также произойдут перемены во взглядах на астрологию и науку, то я буду только этому рад.
Как я уже писал, моим читателем может оказаться человек с любым опытом, поэтому я буду объяснять абсолютно все термины, независимо от того, принадлежат ли они науке или астрологии. Но я прошу читателя придерживаться последовательности изложения, не меняя порядка глав. Впрочем, если в определенном месте книги вы столкнетесь с темой, которая вам хорошо известна, то можете без вреда для понимания пропустить страницу или две, не рискуя утратить нить рассуждений. Я очень надеюсь на то, что независимо от конфликтности темы читатель найдет данную книгу познавательной и полезной для себя, не важно, является ли он астрологом, ученым, эзотериком или просто любознательным человеком.
Белявский Геннадий, 15 декабря 2018 года, Минск, Беларусь
Глава 1
Начну данную работу с хорошо знакомого многим людям вопроса. Я уверен, что любой человек, причисляющий себя к той или иной профессии, согласится, что взгляд на его работу изнутри и извне профессионального сообщества, как правило, отличается. Это вполне закономерно, так как одно дело быть врачом, другое — быть его пациентом. Одно дело есть торт, другое — его испечь. Астрология ни в коем случае не отличается в данном вопросе от других систем знаний.
Если спросить человека на улице, что он знает об астрологии, он, скорее всего, ответит, что он знает свой знак Зодиака, несколько качеств этого знака и что, возможно, читал свой гороскоп в Интернете на будущую неделю. Как правило, этим все и ограничивается. То есть в сознании большинства непрофессионалов все, что астрология делает, это делит всех людей на планете на 12 групп и толкует их характеры, а иногда что-то там прогнозирует, причем таким языком, чтобы это описание подходило максимальному количеству людей (так сказать, чтобы зона поражения была больше).
Здравомыслящий человек, разумеется, поставит «такую астрологию» под сомнение, и это будет справедливо. Действительно, не бывает двух одинаковых Скорпионов или двух одинаковых Тельцов. А уж утверждать, что всем Стрельцам на планете предстоит неожиданное путешествие на будущей неделе, вообще кажется полным абсурдом. Если бы мне предложили поверить в такую астрологию, я бы определенно отказался, так как это полная чушь.
На психологическом языке подобный взгляд на астрологию можно сравнить со следующей фразой: «Гештальт — это сидя, а психоанализ — это лежа», — и этим ограничиться. Я думаю, что многие психологи обижаются, когда люди не их профессии не видят разницы между беседой с другом на кухне и терапевтической сессией у профессионального психолога. Любой психолог, доктор, педагог или в принципе профессионал хорошо помнит, какой долгий и сложный путь приходится пройти, чтобы освоить свою профессию. Это не только университет, но и стаж работы, постоянное повышение квалификации и следование определенному образу жизни.
Возможно, для многих это будет сюрпризом, но астрология также бывает профессиональной. У меня есть опыт преподавания астрологии, и должен сказать, что только для освоения астрологической теории потребуются те же пять лет обучения (стандартный период высшего образования). Если человек решает прийти на консультацию к профессиональному астрологу, он начинает примерно понимать, о чем я говорю, особенно когда перед ним кладут его гороскоп (натальную карту). Сам ее вид внушает уважение, так как человек смотрит на довольно сложную схему, нарисованную от руки или составленную на компьютере, в которой он ничего не может понять. И здесь появляется мысль, что астрология не так проста, как журнальный гороскоп на неделю.
ЧТО ТАКОЕ ГОРОСКОП
Яхочу попробовать в очень сжатой форме объяснить тем читателям, которые не знакомы с профессиональной астрологией, что такое гороскоп. Мои коллеги-астрологи могут или пропустить это описание, или воспользоваться данной метафорой, чтобы объяснять род своих занятий неосведомленным людям. Я думаю, что им часто приходится это делать.
Итак, представьте себе огромный стадион. Вокруг его центра мы концентрическими кругами расположим 12 беговых дорожек. На каждую дорожку поместим определенного супергероя. Их нетрудно себе представить, взяв за основу «Людей Икс» или героев «Вселенной Марвелл». Каждый герой обладает определенными способностями. Кто-то умеет летать, кто-то способен управлять огнем, кто-то может замораживать воду. Все эти герои стоят на старте и готовы к тому, чтобы начать движение по своей беговой дорожке.
Но не все так просто. Сам стадион мы разделим на 12 равных зон, как дольки апельсина. В каждой зоне создадим уникальную среду обитания. Пусть первая зона будет наполнена раскаленной лавой, вторая будет напоминать степь, третья — глубокий каньон, а четвертая — походить на огромный аквариум. И так далее по всем 12 зонам. Получается, что наши герои обязаны последовательно проходить через каждую зону, но, учитывая их способности, мы понимаем, что их передвижение будет разным в каждом отдельном случае. Например, герой, который умеет обращаться с огнем, будет чувствовать себя уютно в первой зоне, наполненной раскаленной вулканической лавой. Это его стихия, и его движение по данному отрезку стадиона будет легким и естественным. Но, дойдя до четвертой зоны, в которой вместо лавы плещется океанская вода, герою придется туго, так как это чужеродная для него среда обитания. И так можно сказать обо всех 12 героях. У каждого из них будет своя любимая зона, тот отрезок пути, по отношению к которому он нейтрален, а также нелюбимая зона, в которой герою не удается проявить свои суперспособности.
Прозвучал сигнал «на старт», и герои начали свое движение. Каждый из них перемещается со своей скоростью, да и длина траектории у всех разная. Они то сходятся в одной зоне, то разбегаются по разным уголкам нашего стадиона. Но тут правила еще больше усложняются. Появляется новый Устроитель игр и говорит, что теперь стадион будет разделен еще на 12 секторов, в каждом из которых герои должны будут не просто бежать вперед, но еще и выполнять на ходу какую-то задачу. Например, в одном секторе им нужно получить образование, в другом — построить дом, в третьем — родить ребенка и т. д. Хуже всего то, что эти новые сектора никак не совпадают с границами зон обитания, о которых мы говорили выше. Возможно, начать строить дом нужно в зоне, где глубокий каньон, а закончить там, где уже плещется океан. Вот и непонятно, что строить: замок на скале или подводную лодку.
Герои несколько приспособились к ситуации и научились взаимодействовать. Например, когда они сходятся во время движения, то могут выполнять задачу вместе. Если они бегут по противоположным сторонам стадиона, то конкурируют. Интересно, что сигнала «финиш» никто давать не собирается. И эта динамическая картинка будет меняться постоянно, а героям нужно научиться жить в таком состоянии. Но вот вас попросили подняться на высокую вышку и сделать стоп-кадр всего стадиона сверху. Вы это сделали и получили следующую картинку.
Вот так и выглядит гороскоп. На самом деле герои — это планеты или иные небесные тела, которые движутся по 12 разным зонам — 12 знакам Зодиака. При этом сверху видны еще 12 секторов, или домов, которые дают задания планетам. А линии между ними говорят о том, в каких отношениях, дружественных или враждебных, находятся планеты в данный момент.
Когда человек приходит к астрологу, то на основании числа, месяца, года, времени и места его рождения строится вот такой индивидуальный гороскоп. Это «стоп-кадр» неба в момент его рождения, который уникален в каждом отдельном случае. Даже у близнецов, которые родились с разницей в несколько минут, гороскопы будут несколько отличаться. Далее астролог занимается интерпретацией этого гороскопа. Он хорошо осведомлен о характере каждой планеты (супергерое), он знает условия в каждой зоне (знаке Зодиака), понимая, каково планете в данном знаке. Астролог знает о секторах и их задачах (домах гороскопа), осознавая, насколько легко будет для планеты выполнить задачу дома. Он также видит, насколько планеты хорошо согласованы между собой, о чем говорят прочерченные между ними линии (аспекты). У каждого значка и линии в данной схеме есть свои значения, и задача астролога увязать воедино весь этот огромный массив информации так, чтобы его толкование перекликалось с жизнью сидящего перед ним человека и помогло ему в решении его запроса.
Например, рассматривая Меркурий (супергерой, умеющий летать), астролог обращает внимание на то, где он оказался в момент рождения человека. Меркурий, помимо всего прочего, олицетворяет интеллект человека или его речевые навыки. Если Меркурий находится в Близнецах, зоне с глубоким каньоном в нашем примере, то можно предположить, что планета расположена в своем знаке, что дает ее хозяину гибкий интеллект и способность хорошо выражать свои мысли через речь (будто супергерой гордо летит над каньоном). Если же он попал в Стрельца (зону, где бушует лесной пожар и в небо поднимается густой дым), то для Меркурия это крайне неблагоприятные условия. Интеллект будет путанным, способность выражать свои мысли — искаженной (супергерой в густых клубах дыма просто не видит, куда он летит). Дом, или сектор, добавит информацию, в какой сфере своей жизни человек будет проявлять подобный интеллект, а угловые расстояния к другим планетам (супергероями) подскажут, насколько все это согласуется с картиной в целом. И так далее по всем планетам и точкам гороскопа.
Это крайне упрощенное описание. Но оно нам необходимо, чтобы двигаться дальше в изучении нашей темы. Более того, другие авторы также прибегают к метафорам, чтобы объяснить сложную астрологическую теорию. Например, П. П. Глоба в своей книге «Особое положение планет» приводит следующее сравнение:
Представьте себе многоквартирный дом. У каждого жильца, разумеется, есть в этом доме своя собственная квартира. Пусть она не такая шикарная, как этого хотелось бы, но зато ее можно обставить по своему вкусу и благоустроить так, как этого хочется ее собственному хозяину. А это значит, что, посетив какую-либо из квартир, мы сразу можем сказать, кто в ней живет, какие характеристики имеет ее хозяин.
Жильцы этого дома ходят друг к другу в гости... Зодиак — это жилой дом, а знаки в нем — квартиры. Планеты, соответственно, — жильцы этого дома. Нахождение планеты в каком-либо знаке гороскопа можно сравнить с хождением в гости либо пребыванием в своей собственной квартире. [14, с. 5–6]
Мы не будем в первой главе касаться философского аспекта данного вопроса, а именно — какова природа связи между жизнью человека и положением планет в момент его рождения. Это сложный вопрос, которому, собственно, и посвящена данная книга. Пока скажем только, что астрологи испокон веков видят связь между небом и землей и стараются применять свои знания, чтобы объяснять, интерпретировать или прогнозировать земную реальность.
СИНТАКСИС АСТРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Разумеется, необходимо упомянуть, что существует множество «разных астрологий», как и школ, которые придерживаются своего видения вопроса, используют свои технические приемы и варианты толкования. Гороскопы выстраивают не только для людей, но и для коллективов, городов, государств или идей. Об этом читатель может узнать подробнее, например, в замечательной книге А. Ю. Саплина «Астрологический энциклопедический словарь» [23, с. 60–72]. На данном этапе важно понять, что астролог любой школы и традиции делает одно и то же — интерпретирует символический ряд.
Символы, такие непонятные для клиента, благодаря астрологу превращаются в стройный текст, который теперь обретает смысл. Как любой текст, астрологическую интерпретацию можно рассматривать с лингвистической точки зрения. В литературе я не встречал подробного анализа данной темы, поэтому я хотел бы предложить читателю поразмышлять над так называемым синтаксисом астрологической интерпретации.
Если обратиться к курсу русского языка в школе, то читатель вспомнит, как учителя просили разбить предложение на его члены. Сплошной чертой мы подчеркивали подлежащее (субъект), который отвечал на вопрос «кто?» или «что?». Затем двойной сплошной чертой мы подчеркивали сказуемое (предикат), который выражал действие и отвечал на вопрос «что делать?». Далее волнистой линией мы выделяли определение, которое говорило о качестве предмета. Пунктиром подчеркивалось дополнение, а именно те предметы, на которые распространялось действие. И наконец, отдельно выделялись обстоятельства разного вида, которые замыкали подобный синтаксический разбор фразы. Подобным образом мы можем рассматривать любой текст, и астрологическая символика с последующей интерпретацией не является исключением. Вопрос в том, какими синтаксическими функциями мы наделим тот или иной элемент гороскопа. Что станет астрологическим подлежащим, а что сказуемым?
П. Андреев в своей книге «Астрология 2.0» немного затрагивает данный вопрос, предлагая следующее:
Планета — элемент карты, обозначающий функцию психики человека («что делать?») или персону (муж, брат, дочь и т. п.).
Знак — элемент карты, обозначающий внутреннюю мотивацию и условия включения функции планеты («зачем это делать, во имя чего?»).
Дом — элемент карты, обозначающий внешние вменяемые условия, которые работают как сценарий судьбы вне воли человека. [4, с. 11]
Ничуть не сомневаясь в том, что у автора есть собственное видение данной темы, я все же хотел бы предложить свой вариант. На мой взгляд, субъектом, или подлежащим, астрологической интерпретации чаще всего является именно планета. Если мы изучим различные книги по астрологии, в которых приводятся примеры интерпретаций гороскопов, то планета, как и олицетворяемый ею принцип, чаще всего выступает исполнителем действия. Планета движется, заходит в знаки и дома, и она же строит аспекты с другими планетами, то есть действует.
Когда мы читаем описание знаков Зодиака, то чаще всего имеем дело с характеристиками или качествами. В синтаксическом анализе такой функцией обладает определение, так как именно оно отвечает на вопрос «какой?». И действительно, планету в знаке традиция описывает как имеющую определенные качества. И тогда мы получаем первое словосочетание: планета + знак Зодиака (какой-то предмет).
Как мы видели на приведенном выше примере гороскопа, планеты взаимодействуют друг с другом, оказывают друг на друга определенное влияние. Астрологи знают о том, что планеты отличаются по силе, поэтому уместно говорить о том, что влияние неравномерно, что одна планета аспектирует другую. Таким образом, в нашей синтаксической схеме мы получаем дополнение, или тот член предложения, который принимает на себя действие подлежащего. Более сильная аспектирующая планета (подлежащее) оказывает действие на более слабую аспектируемую планету (дополнение).
Аспекты бывают разными. Говоря простым языком, они бывают хорошими или плохими, гармоничными или напряженными. В данном случае мы получаем вопрос «как?», или обстоятельство образа действия. То есть сильная планета (подлежащее) каким-то образом влияет на слабую планету (дополнение) через аспект между ними (обстоятельство образа действия).
Остались дома, и здесь все вполне очевидно. Дома в гороскопе говорят о том, в каких непосредственно сферах жизни будет происходить то или иное влияние. Таким образом, мы получаем еще одно обстоятельство, на этот раз это обстоятельство места, отвечающее на вопрос «где?».
Давайте пока сведем эту информацию в одну таблицу, чтобы посмотреть, что у нас получилось:
Читатель помнит о том, что за каждым символом в астрологии стоит целый ряд значений. Я предлагаю сейчас составить интерпретационное предложение, чтобы проиллюстрировать то, что у нас получилось. Итак, расшифрованные символы могут, например, сложиться в следующую фразу: «Раздраженная мать дома напряженно (?) уравновешенному отцу на работе». Как получилась подобная интерпретация? Давайте сначала разберемся с подлежащим и дополнением. Луна в астрологической традиции олицетворяет образ матери и модель материнства. Юпитер — это отец, хотя не все школы астрологии с этим согласны. Луна в Овне в 4-м доме сильнее Юпитера в Весах в 10-м доме. Поэтому именно Луна станет аспектирующей планетой, или подлежащим, а Юпитер станет аспектируемой планетой, или дополнением. Следовательно, аспект будет разворачиваться от Луны к Юпитеру. Овен дает Луне характеристики раздражения, а Весы наделяют Юпитер качествами уравновешенности. Оппозиция между ними говорит о конфликтной напряженности, отсюда мы получаем обстоятельство образа действия, или ответ на вопрос «как?». Дома замыкают картинку, так как 4-й дом может означать непосредственное жилище или семейный очаг, а в 10-м доме находятся задачи карьеры.
Но, как вы видите, в схеме не хватает крайне значимого элемента. Нет сказуемого, или предиката. И действительно, что делает раздраженная мать? Она звонит отцу на работу? Она ему угрожает? Она ему изменяет с любовником или она ему пересаливает суп? Вариантов масса, и согласитесь, что самое интересное приходится как раз на предикат, которого пока нет в нашей схеме.
Давайте на мгновение вернемся к нашему примеру гороскопа в начале главы и введем еще один астрологический элемент. Как видите, над каждой планетой размещена маленькая цифра. Это градус на зодиакальном круге, в который попала планета. Из курса математики мы помним, что всего в окружности 360 градусов, а так как наш стадион был разделен на 12 равных зон (знаков Зодиака), то на каждый знак приходится 30 градусов. Тогда каждая планета получает свои координаты на нашем круге. Например, Солнце попало в 25° Стрельца, а Марс — в 20° Рыб. Немного забегая вперед, я предлагаю рассматривать градус Зодиака как элемент действия, или сценарий, — чтобы наша схема стала полноценной. Но так как мы рассматриваем две планеты, одна из которых является подлежащим, а вторая — дополнением, нужно решить, как поступить со сказуемыми. Я предлагаю рассматривать градус сильной, аспектирующей, планеты как сказуемое, а со вторым глаголом поступить иначе. Так как он не принадлежит первой планете, мы образуем от него причастие, или отглагольное прилагательное, чтобы вместо слова «делать» получить производное «делающий». Тогда у дополнения появляется еще одно определение, которое будет отвечать на вопрос «какой?». Посмотрим на таблицу еще раз:
Так как мое исследование посвящено именно изучению градусов Зодиака и их сюжетов, я уже сейчас могу дополнить нашу схему двумя словами: «Раздраженная мать дома напряженно читает нотации уравновешенному празднующему отцу на работе». Эти дополнительные слова я вывел из проведенного исследования, поэтому, дочитав книгу до конца, читатель сможет понять и самостоятельно применять данный метод интерпретации, если согласится с ним.
Пока же я хочу подчеркнуть, что если не в астрологии, то уж точно в лингвистике глагол — это чрезвычайно важный элемент высказывания. На нем лежит огромная нагрузка. И если вы изучали иностранные языки, я уверен, что больше всего времени вы тратили именно на освоение глагола. Астрологическая интерпретация действительно страдает без предиката. Заявление о том, что именно градус является сказуемым в астрологической мистерии и интерпретации, я пока прошу воспринимать как рабочую гипотезу. О градусах Зодиака знают все астрологи, но далеко не все из них используют данную информацию в своих интерпретациях, и вот почему.
ГРАДУСЫ ЗОДИАКА
Если проанализировать многочисленные астрологические источники, то можно заметь, что градусам Зодиака уделяется крайне мало внимания по сравнению с остальными элементами гороскопа. Более того, данная информация является, на мой взгляд, наиболее противоречивой у различных авторов. Если по поводу знаков Зодиака, планет, домов и аспектов большинство астрологов согласны в своих описаниях, за исключением некоторых деталей, то в отношении градусов Зодиака мы получаем крайне разнородную картину.
Любое исследование начинается с анализа литературных источников, поэтому я постараюсь кратко изложить в заключительной части данной главы то, что мне удалось найти по вопросу градусов Зодиака. Начну с того, что пишут русскоязычные авторы или что было переведено на русский язык. Вообще, когда речь заходит о градусах, в лучшем случае в литературе мы ожидаем найти список из 360 описаний, но это не всегда оказывается так.
Первым примером является система градусов, которую мы находим у классика С. А. Вронского во втором томе собрания его работ «Классическая астрология» [10]. Не менее чем на 300 страницах автор последовательно описывает все двенадцать знаков Зодиака, предоставляя читателю описание каждого градуса. Например, в случае 1° Овна мы читаем следующее:
0° — 1° Сфера реализации.
Управители Марс и ретроградный Плутон.
Критический градус 0° 00’ 00’’.
Яркая индивидуальность, оригинальность, решительность. Ум, воля, энергия, высокое самосознание. Трудолюбие, работоспособность, большое честолюбие. Человек — творец своей судьбы. Хорошо, когда половой потенциал сублимируется в творческую энергию, которую можно использовать как в науке и технике, так и в мире искусства.
При повреждении. Повышенная агрессивность, ссоры, конфликты. Опрометчивость в решениях и делах. Много затруднений и препятствий, которые с трудом, но будут преодолены. [10, с. 16]
В данном примере мы можем видеть, что автор сосредоточивается в большей степени на психологических и характерологических чертах тех людей, у кого в гороскопе проявлен данный градус. Важным для нашего дальнейшего обсуждения является то, что Сергей Алексеевич говорит о позитивном и о так называемом поврежденном вариантах градуса. Из этого следует, что автор видит градусы изначально нейтральными, и лишь в гороскопе отдельного человека он рассматривает их в положительном и отрицательном ключе, что, в принципе, зависит не столько от человека, сколько от того, насколько гармоничным или пораженным является гороскоп в целом. Автор при этом практически не дает описания сюжетов, то есть для него, по всей видимости, градус является в большей степени вместилищем характеристик, а не сценариев. Опираясь на нашу синтаксическую модель, можно предположить, что для С. А. Вронского градус — это определение, а не предикат астрологической интерпретации.
П. П. Глоба в своей книге «Градусы Зодиака» проводит очень тщательный анализ данной темы. Автор говорит о том, что градус является многоуровневым элементом, в котором закодирована психологическая, событийная, медицинская, минералогическая, генетическая, тотемная, мифологическая, геометрическая и мантрическая информация [13, с. 9–26]. Павел Павлович достаточно подробно останавливается на описании каждого уровня. Градус, в его интерпретации, может говорить о чертах характера человека, его предрасположенности к различным событиям. Градус связан с минералом или металлом, с тотемным животным, геометрической фигурой и мантрой. И что наиболее заинтересовало меня — с тем или иным мифом или сюжетом, к которому будет склонен обладатель градуса. Должен сказать, что именно данная книга явилась для меня главным толчком к тому, чтобы выбрать в качестве предмета моего исследования градусы Зодиака, так как в ней прямо говорится о связи градуса с предрасположенностью к мифам и сценариям. Возвращаясь к синтаксической модели гороскопа, можно сказать, что П. П. Глоба видит градус Зодиака как потенциальное подлежащее, сказуемое, дополнение и определение в астрологической интерпретации.
Следует отметить, что попытка поиска определенных астрологических фактов в русскоязычной литературе чаще всего заканчивается нахождением огромного количества крайне противоречивой и разрозненной информации. Я не могу точно утверждать, почему так происходит, но Интернет полон сайтов, текстов без упоминания авторов и источников, различных конспектов чьих-либо лекций, в которых можно окончательно запутаться. Я хочу отметить сайт астролога Олега Затулина, который собрал и упорядочил информацию о градусах Зодиака из различных источников [3]. И хотя он не дает на них ссылки, он все же упоминает имена авторов и названия книг, когда это известно. В частности, О. Затулин цитирует Поля Кристиана «Красный человек из Тюильри», так называемый «Тебоический календарь» (автор-составитель трактовок неизвестен), А. В. Трояновского «Астрологический словарь», П. Глобу «Зоодиак», Исидора Космински «Символика Зодиака и его планетарная власть», Д. Радьяра «Астрологическая мандала», С. Вронского «Классическая астрология», Ц.-К. Параиса «Краткая популярная астрология для всех», Я. Кефера «Практическая астрология», базу данных программы Germes ver. 1.5, Б. Израителя «Градусы» и т. д.
Все эти источники содержат информацию о градусах, дают их описания и трактовки. Если проанализировать содержание данных описаний, то мы снова увидим различные уровни интерпретаций. Градусы рассматриваются чаще всего с психологической точки зрения, есть намеки на возможные события, описываются метафорические сюжеты, а также астрологические связи градусов с тотемными животными, минералами, планетами и другими системами. Некоторые авторы не забывают приводить примеры гороскопов выдающихся людей, чьи биографии иллюстрируют информацию о градусах. Однако я так нигде и не встретил понятного описания источника данной информации. Тот же П. П. Глоба в начале своей книги упоминает некоторые факты из истории и названия некоторых зороастрийских текстов, но я не нашел ни одной ссылки, которая позволила бы мне тщательно проследить, как зародилась данная информация или каким образом ее добыли [13, с. 4–6]. Пока я могу лишь предположить, что в основе его книги лежит некоторая традиция, подробный путь к истокам которой либо затерялся в истории, либо скрывается авторами по какой-то причине, либо эти описания градусов были получены методом наблюдения в ходе собственной астрологической практики. Так или иначе у меня, как у исследователя, создается довольно противоречивое впечатление, которое не позволяет остановиться на какой-либо из предложенных систем. Более того, если читатель потрудится сравнить описание одного и того же градуса в разных системах, он обнаружит, что эти описания существенно противоречат друг другу. Какая же из них правильная? Не имея отчетов авторов о ее подробном происхождении, ответить на этот вопрос не представляется возможным.
Обычно книги по астрологии на русском языке пишутся в виде учебников или трактатов. Автор чаще всего просто предлагает некоторую информацию, утверждая, что это факт, при этом ничего не пишется о том, при каких обстоятельствах и на каком основании он считает данную информацию фактом. В лучшем случае можно найти примеры из практики, в которых то или иное астрологическое явление подтверждается эмпирически (на одном или двух случаях). Если приводить в пример русскоязычную литературу, то даже не приходится рассчитывать на то, чтобы кто-то из авторов провел исследование по одной из предложенных систем градусов. Даже если такие работы существуют, то я их, к сожалению, так и не нашел. Но одна работа все же попалась мне на глаза, впрочем, она была опубликована на английском языке.
Это свежая статья исследователя C. Borkowski The Rise to Power of Political Figures Interpreted with Degree Symbols.Данная работа была опубликована в номере 31(1) научного журнала Correlation Астрологической ассоциации Великобритании в 2017 году [34]. В отличие от русскоязычных авторов данный исследователь приводит конкретные исторические данные о происхождении некоторых систем градусов, упомянутых выше. Я хотел бы познакомить русскоязычного читателя с некоторыми фактами, которые, возможно, окажутся для него новыми. В частности, C. Borkowski пишет, что первая работа о системе из 360 градусов, опубликованная в 1448 году (по окончании периода древности), принадлежала Pietro d’Abano из Падуи, книга называлась Astrolabium Magnum. Далее Johannes Engel переиздал работу d’Abano в собственной книге Astrolabium Planum в 1488 году, после чего John Gadbury перевел ее с латыни на английский язык в 1655 году, а эпиграф к данной работе написал известнейший в то время английский астролог William Lilly. Впрочем, C. Borkowski говорит о том, что описания градусов в работе d’Abano были короткими, резкими и архаичными, а перевод Gadbury кажется крайне фаталистичным, едва ли применимым в современном мире. Впоследствии многие известные оккультисты периода Возрождения расширили и доработали первоначальные градусные значения d’Abano, как, например, Antonio Berelli с последующим переводом Walter Richard Gorn Old (Sepharial) в 1898 году [34, с. 44].
В статье также упоминаются Исидор Космински и его книга «Символика Зодиака и его планетарная власть» (1917), впервые опубликованная в австралийском Мельбурне. C. Borkowski пишет о том, что Космински принадлежал к известному «Герметическому ордену Золотой Зари» и его система градусов содержит символы и более глубокие и развернутые комментарии [34, с. 45].
Я уверен, что многие астрологи слышали понятие «Сабианские градусы», но далеко не все знакомы с происхождением данной системы. Мне попадались сайты, на которых любые метафоры и сюжетные формулы называли сабианскими градусами, хотя это неверно. Автор статьи пишет, что в 1925 году ясновидящая Elsie Wheeler использовала свои способности, чтобы связаться с древней ментальной матрицей Сабианского братства Вавилона. Полученная информация была записана астрологом Marc Edmund Jones в Сан-Диего в 1925 году. Именно Jones назвал данную систему «Сабианские градусы», опубликовав ее в 1953 году. Данная система является, по мнению автора статьи, наиболее предпочитаемой и используемой западными астрологами в XX веке, так как приведенные в ней описания и метафорические формулы градусов более оптимистичны и дают большой простор для символической интерпретации [34, с. 45].
Впоследствии Martin Goldsmith в 2004 году провел исследование, проверив символику сабианской системы градусов на гороскопах нескольких тысяч знаменитых людей. В одних случаях система срабатывала, в других — соответствий не было найдено. Основываясь на результатах своего исследования, Goldsmith скорректировал «Сабианские градусы», таким образом продемонстрировав первую попытку проверки градусной системы с помощью эмпирического исследования (на практическом материале) [34, с. 45].
Исследование C. Borkowski также посвящено анализу именно сабианской системы градусов. Автор приводит в статье подробный анализ биографии трех исторических фигур — А. Пиночета, М. Тэтчер и Л. Валенсы с точки зрения соответствия исторических фактов в период их политического взлета с сюжетами «Сабианских градусов». Полученные результаты данного качественного исследования говорят скорее в пользу данной системы градусов [34, с. 68].
* * *
Итак, давайте подведем итог. Для начала я хочу подчеркнуть, что проведенный мною анализ литературных источников ни в коем случае нельзя считать исчерпывающим. Я уверен, что это касается любого исследования. Автор старается просканировать максимум доступных ему книг или статей, но он никогда не может претендовать на то, что изучил текущее состояние вопроса на все сто процентов. Тем не менее ситуация выглядит следующим образом. Существует несколько используемых астрологами систем градусов Зодиака. Некоторые из них применялись еще в период раннего Возрождения, но, независимо от их давности, авторы практически ни в одном из случаев не упоминают источник информации или способ создания ими своей системы. Порой мы можем предположить, что источник гораздо древнее, чем это удается отследить современным авторам. Иногда ситуация выглядит так, что система создана на основе наблюдений в ходе собственной практики, хотя прямо об этом также не говорится. Лишь в одном случае, когда мы упоминаем непосредственно «Сабианские градусы», можно точно утверждать, что они были получены с помощью так называемого ченнелинга или ясновидения. При сравнении систем видятся явные противоречия между авторами, и мне удалось найти всего два научных исследования, которые демонстрируют попытку проверки системы «Сабианских градусов».
Обычно в начале исследования аспирантов просят обосновать актуальность запланированной работы. И хотя я считаю, что это лишняя процедура, больше тешущая эго профессуры, а не полезная для исследователя, можно, тем не менее, сказать, что в данном случае актуальность очевидна. Вопрос даже не в том, что количество научных работ в данной сфере ничтожно мало (здесь я говорю даже не об отечественном, а о мировом опыте), просто у самих астрологов, которые работают без научных обоснований, возникает существенная путаница с системами градусов. Также, если опираться на выдвинутую в середине главы гипотезу, что градус Зодиака может оказаться предикатом, или сказуемым, астрологической интерпретации, то исследование данной темы становится особенно важным, чтобы восполнить огромный недостающий пробел в астрологической практике. Хочется также сказать, что вопрос о том, предрасположен ли человек к проживанию повторяющихся сюжетов, или сценариев, волнует не только астрологов, но и психологов. В данном случае астрология и психология как бы накладываются друг на друга, начиная звучать в унисон. В следующей главе мы подробно рассмотрим именно психологический взгляд на эту проблему.
Глава 2
СЦЕНАРИИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
О психологии, как и об эзотерике, можно говорить бесконечно, хотя психология как самостоятельная наука сравнительно моложе многих эзотерических дисциплин. Тем не менее, несмотря на такой молодой возраст (как наука она существует лишь с конца XIX века), психология демонстрирует очень бурное развитие. Мы могли бы рассматривать ее с различных ракурсов. Например, интересным и даже противоречивым видится разделение на психологию, психотерапию и психиатрию. С другой позиции можно рассматривать общую, социальную, семейную, детскую, медицинскую и другие виды психологии. Впрочем, в рамках нашей темы нас будут интересовать в первую очередь многочисленные школы или парадигмы психологии, и в особенности т…