Фрагмент книги «В поисках спокойствия. Женщины, которые слишком много беспокоятся. Успокойте свой встревоженный ум»
Ошо
«Дзен — путь парадоксов», том 2
*Эскапизм — уход от реальной действительности в мир иллюзий. — Здесь и далее примеч. ред.
Глава 1
Кто я?
Мои любимые!
Что такое человечество? Что такое человек? — жажда, влечение, стремление.
Жизнь сама по себе — это влечение; жизнь — это стремление, желание.
Но желать можно как рая, так и ада; стремиться можно как к свету, так и к тьме; увлечься можно как истиной, так и ложью.
Осознаём мы это или нет, но если мы просили темноты, то так и будем пребывать в беспокойстве. Если мы выбрали ложь, то так и будем оставаться в смятении. Если мы сделали неверный выбор, то так и не сможем успокоиться. Спокойствие приходит словно тень, оно рождается из стремления к правильному. Спокойствие рождается из правильного стремления.
Семя желает стать цветком. Если оно расцветет, то наполнится блаженством, а если нет, то будет испытывать боль и мучения. Река желает стать океаном. Если она сможет достичь моря и слиться с бесконечностью, то обретет покой. Если же нет, если она попадет в пустыню, то будет пребывать в смятении, испытывая боль и беспокойство.
Мудрец пел: «О, Господь, уведи меня от тьмы к свету, от бессознательности к осознанности, от лжи к истине». Действительно, такова была надежда, таково было стремление всего человечества. Если на своем жизненном пути мы начинаем обретать спокойствие, значит мы движемся к скрытой сердцевине жизни. Если же мы становимся всё более встревоженными, значит мы движемся в другую сторону, в противоположную.
Сами по себе спокойствие и беспокойство не являются целью, это просто знаки, указатели. Спокойный ум указывает на то, что наше движение идет в сторону жизни. Встревоженный ум указывает на то, что мы движемся не в том направлении, что данный путь не приведет нас к месту назначения, что мы рождены двигаться в другую сторону.
Спокойствие и беспокойство сигнализируют о том, в каком направлении развивается наша жизнь: в верном или неверном. Спокойствие не является конечной целью. Те, кто превращает его в цель, никогда его не обретут.