Самовоспоминание: путь к безусловной любви. Руководство пользователя
УДК 159.9
ББК 88.6
К78
Red Hawk
Self Remembering: The Path to Non-Judgmental Love.
A Practitioner’s Manual
Перевод с английского Алексея Архипова
Дизайн обложки Ирины Новиковой
Красный Ястреб
Самовоспоминание: путь к безусловной любви. Руководство пользователя. — СПб.: ИГ «Весь», 2023. — 320 с.
ISBN 978-5-9573-4062-1
Главной целью таких техник, как самонаблюдение и самовоспоминание, с которыми вас познакомит Красный Ястреб — философ, поэт и последователь учения Четвертый путь, — является встреча со своим подлинным «Я».
Однако эта встреча угрожает эго, раздувающему чувство нашей важности и зовущему к «успешному успеху» — вместо понимания себя и своих истинных потребностей. Эго делает все, чтобы защитить себя, — сбегает, игнорирует и отрицает действительность. Лишь бы мы не присутствовали во всей полноте настоящего момента и не могли осознать безнадежность наших попыток заставить себя измениться.
Парадоксальным образом — перестав убегать от себя и научившись безоценочно принимать внутреннюю и внешнюю реальность, какой бы удручающей или даже отталкивающей она ни была, — мы открываем для себя путь к изменениям. Начинаем видеть, где и когда ум лжет нам, завлекая на новый круг старых сценариев, и становимся способны избежать его ловушек.
Прочитав книгу и начав практиковать, вы будете поражены, как изобретательно может быть эго в попытках помешать вам оказаться там, где вы, казалось бы, уже находитесь, — в настоящем мгновении. Но оно того стоит.
Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика
Права на перевод оформлены через Deanna Leah, HBG Productions, Chico CA (www.hbgproductions.com)
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-9573-4062-1
ISBN 978-1-935387-92-3 (англ.)
© 2015, Red Hawk (Robert Moore)
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. АО «Издательская группа «Весь», 2023
Оглавление
Предмет обсуждения
Предисловие
Пролог
Глава 1. Самовоспоминание: практика присутствия
Глава 2. Духовная хирургия: освобождение от чувства собственной важности
Глава 3. Горе разлуки: ужас ситуации. Самовоспоминание: первая стадия
Глава 4. Кайя-садхана: подружиться с дьяволом
Глава 5. Сдвиг точки сборки: второе кольцо силы. Самовоспоминание: проработка первой стадии
Глава 6. Скорбь оценивания
Глава 7. Соблазн перемен
Глава 8. Полевое внимание: объективный мир. Самовоспоминание: вторая стадия
Глава 9. Завершение внутренней триады. Самовоспоминание: третья стадия
Глава 10. Солнечное сплетение, сердечный центр, живот
Глава 11. Сакральный «этот миг» и преимущество в один процент
Глава 12. Закон взаимного поддержания: сознательное управление инстинктом самосохранения
Глава 13. Самонаблюдение
Эпилог. Практика дхармы
Заключение. Ангел милосердия
Заключительный пассаж
Использованная литература
Этой книгой я отдаю дань уважения мистеру Ли,
пребывающему в Священном сердце милосердия
со своим отцом, Йоги Рамсураткумаром.
Прошу вас принять мою искреннюю благодарность,
ибо вы уже отдали нам свои деяния и помыслы,
а теперь, вняв нашей смиренной мольбе,
еще и открываете свое Священное сердце,
и на том вам низкий поклон!
Рядом с вами нам сопутствуют успех и удача.
Да послужим мы вам через ваши уроки и милости.
Молим вас удалить все препятствия на нашем пути
и, по Милости своей и Благодати, научить нас Безусловной любви.
Бог одаривает служащих Ему
Своими благословениями, когда они служат другим людям.
Он во всем благоволит им до тех пор,
пока они щедро раздают имеющееся у них.
А если они откажутся кому-то помогать
или что-то удержат у себя,
Бог отнимет у них Cвои милости и передаст их другим.
«Жить и умереть с благодатью: советы Хадрата Али», 105
Я глубоко признателен за помощь и поучения следующим мастерам и учителям: Ли Лозовику, Гурджиеву, мадам де Зальцман, Ю. Дж. Голду, Арно Дежардену, Ошо Раджнишу, Шри Рамане Махарши, Дж. Кришнамурти, Дону Хуану Матусу (из книг Карлоса Кастанеды), Родни Коллину и другим, упомянутым в этой книге. (За остроумные цитаты в конце каждой главы я благодарю Джона Винокура, Funny Times. 28:6 [июнь 2013 года] 10.)
Предмет обсуждения
В древних писаниях мы читаем: «Ум — убийца реальности». Из-за его непрерывной работы, шаблонности мышления мы не можем увидеть действительность... Кришнамурти говорил, что проблема западных людей заключается в том, что они живут либо в будущем, строя прожекты, либо в прошлом. Мы никогда не пребываем в настоящем. Если бы мы каким-то чудом стали жить в настоящем, у нас могло бы что-нибудь получиться. Но нам мешает ум.
Ирина Твиди. Интервью в журнале The Laughing Man, 7:2, 49-50
Несомненно, нет ничего, кроме единственной цели настоящего мгновения. Вся жизнь человека — это череда следующих друг за другом моментов. Если он в полной мере постигнет настоящее, ему больше нечего будет делать и не к чему стремиться.
«Пес-призрак: путь самурая», фильм Джима Джармуша, 1999. Цитата из книги «Сокрытое в листве» Ямамото Цунэтомо
Я не могу сказать, что понимаю, что значит «присутствовать». Это просто неправда, потому что я так не живу. А если я живу, не присутствуя, это означает, что я чего-то не понимаю в том, что я есть... (79) Поэтому моя задача состоит в том, чтобы вспомнить себя. (81)
Жанна де Зальцман. «Реальность бытия»
Te Dominus Amat[1]
Предисловие
Я приглашаю вас отправиться вместе со мной в путешествие, конечной точкой которого является настоящее мгновение, чтобы перенаправить свое внимание в тело, в текущий момент — источник всякой помощи. Именно эти усилия по сохранению внимания к настоящему мгновению могут дать нам толчок к внутреннему росту и преображению. Развитие присутствия и внимания — вот ключ к человеческой жизни и внутренней трансформации.
В этой книге изложен алгоритм этой работы. Такая дорожная карта полезна лишь тогда, когда я готов справиться с шоком от встречи со своим подлинным «Я». Увидеть себя нелегко, если только ты не подготовил себя к этому долгой практикой. Я должен с полной ясностью осознать безнадежность своего положения и понять, что не в силах добиться реальных, устойчивых изменений в себе таком, какой я сейчас есть, что я ничего не могу поделать со своим положением и все усилия, которые я прикладывал когда-либо для своего изменения, бесполезны. Я должен увидеть и прочувствовать эту истину. А чтобы не увидеть и не прочувствовать ее, я воспользуюсь любым отвлекающим фактором, каким бы губительным или нелепым он ни был. Такое ви́дение является плодом самонаблюдения — одного из двух элементов практики присутствия.
Дхарму невозможно понять без прямых, личных отношений с учителем... Если мы хотим, чтобы учение было подлинным и живым, тогда личное общение с учителем очень важно.
Фабрис Мидал. «Чогьям Трунгпа: его жизнь и видение», 44
Здесь читатель может спросить: «А что, если у меня нет такого наставника?» Эту работу следует выполнять не в одиночку, а вместе с другими, желательно под руководством мудрого учителя. Наш учитель Иисус Христос сказал: «Ищите, и найдете». В отсутствие группы или наставника начинайте практиковать и самым искренним образом храните в своем сердце намерение и желание привлечь помощь. Помощь в конце концов придет — так действует закон, если наше намерение искреннее. Когда я буду готов, наставник придет. У меня есть учитель, которого я называю своим гуру. Для меня гуру — это сразу и проводник, и врата на Небеса. Я не хочу задеть ваши чувства своими ассоциациями. Здесь важно, чтобы нашим проводником был тот, кто разбирается в этом деле хотя бы немного лучше нас. Помощь обеспечивает сам закон, если практикуешь искренне, то есть честно.
Более того, не следует некритично воспринимать прочитанное здесь. Проверяйте все сами. Опирайтесь в этом на свой личный опыт. В противном случае любой может стать жертвой собственных худших наклонностей. Здесь дана технология преображения, а не опыт. Ваш опыт будет не таким, как у других, в нем отразится все ваше своеобразие. Знать, что делать, — это знание; делать — мудрость. Эту книгу нужно читать после книги «Самонаблюдение: пробуждение совести». Чтобы родилось что-то новое, должно умереть что-то старое. Эта внутренняя жертва может быть трудной и болезненной. Да благословит вас Бог и покровительствует вам в ваших трудах. Господи, помилуй. Проверяйте и перепроверяйте.
Пролог
Возлагать надежду на неизменное
Надежда на тело — это болезнь и смерть;
с возрастом оно слабеет и чахнет.
Надежда на ум — отрицание и безумие;
он лжет, крадет у нас радость и в конце концов погружается в печаль.
Надежда на эмоции — гнев и страх;
они борются с любовью и убегают от нее, ожидая появления спасителя.
Надежда на совесть — путь к Богу;
да будет не моя воля, но Твоя.
Надежда на сознание развивает душу;
ее росту нет предела, путь есть цель.
Надежда на сознательную смерть приводит меня к сознательному труду;
несмотря на все изъяны, мои и чужие, я тружусь во имя любви к своему ближнему.
Красный Ястреб
Глава 1. Самовоспоминание: практика присутствия
«[Он] говорит, что почти все люди бестелесны, что тела как такового нет. Какой вздор!.. Но вдруг до меня доходит, о чем он толкует: хотя тело у меня есть, я его не осознаю... [Он] снова говорит о перенаправлении внимания из головного мозга, об усилении вибрации тела и воплощении».
Уильям Патрик Паттерсон. 221
Вспомни себя, искатель.
Самонаблюдение абсолютно необходимо, если я хочу познать себя и дорасти до человека, а не оставаться на уровне существования млекопитающего — бессознательного, управляемого привычками, механического[1] раба-автомата моей личной истории и неразрывно связанных с ней бессознательных сил (см. Красный Ястреб, «Самонаблюдение: пробуждение совести. Руководство пользователя»). Самонаблюдение и самовоспоминание — это не две отдельные практики, а важные и взаимосвязанные этапы одной техники. Сначала должно идти самовоспоминание, за ним может последовать самонаблюдение, поскольку семя должно появиться прежде ростка. Без самовоспоминания все так называемое самонаблюдение происходит только в уме, и, следовательно, оно бессильно перед воображением и иллюзиями, интегрированными в бессознательный механизм сновидений. Наблюдение только со стороны разума ни к чему не приводит, порождает фантазии, дезорганизует психические процессы, может затруднить работу ума или вовсе разладить ее. Нашей целью является настоящее мгновение, которое все время обновляется, буквально с каждым вдохом, иначе связь прервется.
Самовоспоминание перемещает наблюдателя во времени и пространстве в настоящее мгновение, в тело, укореняет наблюдение в теле.
Работа[2] над собой протекает исключительно в настоящем моменте. Если в самонаблюдении не будет задействовано тело, практика ни к чему не приведет. На самом базовом уровне самовоспоминание представляет собой на первой стадии воспоминание о том, что у меня есть тело и какое-то время я существую внутри этого тела: «Я пребываю здесь и сейчас».
Самонаблюдение только умом может привести к тяжелой патологии. У каждого духовного пути есть свой недостаток. Одной из патологий, связанных с самонаблюдением, является эгоцентричная одержимость собой (вот почему практика самовоспоминания затрагивает не только себя, но и других). Я хочу работать вместе с умом, а не умом. Работа только от ума или в уме приводит к расколу, внутреннему разделению, и я начинаю давать оценки и противодействовать тому, что наблюдаю, вместо того чтобы быть заодно с наблюдаемым ради моих внутренних целей[3]. Я борюсь с тем, что наблюдаю, и внушаю себе призрачную веру в то, что могу изменить то, что вижу. Эта борьба за изменение наблюдаемого приводит к неправильным результатам, зачастую вредным, и выводит меня на ненадежную дорожку, с которой я, возможно, так и не смогу сойти.
Познавая себя как механическую сущность, которую постоянно заносит в отождествление[4] с механическими привычками тела, я начинаю развивать комплекс сознательных впечатлений, при накоплении которых во мне формируется не только воля[5], но и желание[6], так что я не забываю о своей обычной бессознательности. Этот комплекс впечатлений придает силу моему желанию сохранять присутствие в текущем моменте. Лишь в таком случае мое сопротивление привычке поможет мне лучше увидеть и почувствовать свое рабство.
Разделенное внимание
Но у самовоспоминания есть еще один аспект, весьма необычный среди всех духовных путей мира: самовоспоминание, как учил нас российский философ, писатель и духовный учитель Гурджиев, означает разделение внимания и направление одной его части вовне, на мое окружение или моего собеседника для их целостного восприятия, а другой его части — на меня самого, причем все это одновременно, чтобы я не только слушал и осознавал своего визави, но и отдавал себе отчет в том, что я слушаю.
Внимание находится в теле и на теле в форме ощущения[7], а также вовне. Мадам Жанна де Зальцман (старшая ученица Гурджиева и автор книги «Реальность бытия: Четвертый путь Гурджиева») дает такое соотношение: 75 процентов внимания — внутрь, 25 процентов внимания — вовне. Такая пропорция разделенного внимания возможна только при сознательном труде: она не возникает и не может возникнуть механически или случайно. Именно это понимают, на определенном уровне, под сознательным трудом. Если сосредоточение внимания на солнечном сплетении или области живота является сознательным движением и представляет собой базовый уровень самовоспоминания, то на второй стадии самовоспоминания происходит разделение внимания.
Направление внимания определяет нашу судьбу
На что я обращаю внимание, тем и становлюсь. Таков закон. Это закон отождествления. Сознательное направление внимания освобождает меня от закона отождествления и подчиняет законам работы. Нами управляют законы высшего и низшего порядка. Наша работа состоит в том, чтобы поддаться влиянию высших законов.
Сознательное внимание отличается от автоматического, механического внимания, с которым мы рождаемся. Сознательное внимание следует развивать осознанно. Внимание чрезвычайно важно для понимания этой темы и вообще жизни людей на Земле. Существо[8] представляет собой присутствие и внимание — ни больше ни меньше. Сознание[9], то есть Бог, это поле, в котором возникают все явления. Внимание — это сознание, локализованное и сфокусированное на определенной точке в этом поле. У этого поля есть чувствительность и осознанность, и оно в конечном счете способно определять себя как сознание, а это наиболее зрелая форма самовоспоминания. Душа[10], или Существо, обладает двумя существенными качествами: присутствием и вниманием. Души отправляются на Землю, чтобы развиваться в качестве присутствия и внимания. Стремление оставаться в текущем моменте развивает как присутствие, так и внимание. Самовоспоминание вызывает присутствие, а самонаблюдение — внимание. Благодаря своим усилиям присутствовать я могу наблюдать себя в действии. Все начинается с попыток вспомнить о теле и сознательно сосредоточить внимание внутри него, переместив его из ума вниз, ниже шеи. Так мы избавляем внимание от отождествления с мыслями в интеллектуальном центре[11], причины почти всех наших страданий. Таким образом, это самый фундаментальный уровень самовоспоминания.
Но не так-то просто стараться присутствовать. Это кажется легким, но на самом деле этого почти невозможно добиться. Я могу присутствовать в «сейчас» своего тела не дольше нескольких секунд, а затем у меня возникает внутренняя реакция на впечатления, и я сразу же отождествляюсь с мыслью или эмоцией. Дело в том, что присутствие в теле — это состояние сознания, отличное от того, к которому я привык. Это состояние бодрствования. Требуется немало времени, чтобы привыкнуть к этому новому, более высокому состоянию сознания. Я не вижу, что отождествление надолго пленяет внимание. Я верю, что присутствую. Дальнейшее самонаблюдение показывает обратное. Более того, я не вижу, что хочу быть захваченным, потому что меня подавляет страх увидеть весь ужас моего реального внутреннего состояния, и я предпочел бы постоянно отвлекаться. Я не могу постоянно присутствовать, потому что во мне слабы и присутствие, и внимание, поскольку они не развиты. Вот почему мне дано тело: чтобы развивать эти две вещи, которые являются глубинными качествами Существа «Я есть»[12] внутри меня. Тело — это объективный[13] механизм обратной связи, предназначенный для ориентации Существа в настоящем мгновении. Целью работы является настоящее мгновение; одна из целей работы заключается в развитии присутствия и внимания до такой степени, чтобы они были достаточно стабильны и могли выдержать потрясение при физической смерти тела и сохранить присутствие, не рассеяться и не отождествиться. Мы трудимся всю жизнь, чтобы научиться правильному умиранию.
Формирующий аппарат
Ум, каким мы его обычно знаем и используем, представляет собой память, или то, что Гурджиев называет формирующим аппаратом[14]. Конечно, ум — это еще не все, ведь только 10 процентов левого полушария мозга отвечают за функцию памяти, составляя так называемого мыслителя. Поэтому я, говоря об уме, подразумеваю очень ограниченную и специфическую функцию этого самого мыслителя.
Мыслитель, каким мы его знаем, представляет собой память, хранилище моей личной истории. Любая мысль (но не вдохновение и не интуиция, которые являются высшими интеллектуальными и эмоциональными функциями и представляют собой совершенно другой уровень мышления) — это именно память, хранящая личную историю. Все мысли исходят из известного, то есть из прошлого, или из личной истории. Мыслитель и мысль — это одно и то же (Дж. Кришнамурти). Таким образом, всякое самонаблюдение, исходящее только от ума, есть мыслитель, наблюдающий за собой, оценивающий то, что он видит, и пытающийся изменить себя, опираясь исключительно на известное: на прошлое, личную историю. Таким образом, происходит только воспроизведение привычки, совершение одних и тех же действий с надеждой на разные результаты. Это безумие.
Пока я не научусь наблюдать из места за пределами ума, я буду лишь повторять одни и те же старые привычки и ничего не увижу. Я слеп в отношении самого себя, одна область ума осуждает другую — отсюда разделенное «Я», еще одно определение безумия. Самовоспоминание дает мне возможность сознательного направления внимания в теле, ниже ума, откуда я могу более объективно наблюдать за умом.
Все оценки исходят от ума. Оценивание — это стратегия избегания отношений, а первые отношения необходимо установить с телом, иначе коммуникация невозможна. В конце концов, самонаблюдение откроет мне, что ум в том виде, в каком он сформирован в нашем обществе, отделен от тела, а «Я» расколото. Во мне есть это разделение.
Ум лжет не намеренно (потому что это компьютер, лишенный воли), а по самой своей природе и структуре. Невероятно, но он искажает реальность для того, чтобы соответствовать собственным привычным шаблонам, основанным на моей личной истории. Нам с детства внушают, что ум призван единолично управлять телом и, следовательно, всей моей жизнью. Эта потребность передается функции памяти. А эта функция представляет собой двоичный компьютер, механический и бессознательный. Из-за потребности единолично управлять жизнью тела ум перегревается. Он не создан для выполнения столь сложной задачи, а это означает, что он должен стать машиной для обобщения.
По оценкам нейробиологов, мозг получает около двух миллиардов дискретных бит информации в секунду. Он не в состоянии обработать такое огромное количество впечатлений. Считается, что ум способен обрабатывать около двух тысяч дискретных бит информации в секунду, или примерно 0,001 процента впечатлений, составляющих нашу реальность. На каком основании ум выбирает эти 0,001 процента для систематизации и хранения? Все просто. Он делает отбор на основе моей личной истории — известного (память), что он распознает и может легко классифицировать и хранить.
Таким образом, ум — это машина для обобщения, поскольку он должен обобщать эти поступающие впечатления, так как они приходят слишком быстро для того, чтобы их можно было классифицировать и систематизировать. Итак, эта обобщающая функция бессознательна и механична. Она реализуется на основе тех входящих данных, которые поддерживают и подтверждают уже существующие паттерны ума. Попытайтесь интуитивно понять, не размышляя, что это может означать.
Я получаю от ума только такие данные из внешней реальн…