В лунном свете. Сказки для медитирующих

УДК 299

ББК 86.42

С97

John Richard Sack

Views of the Moon: Tales for Meditators

Перевод с английского Ирины Бочкаревой

Дизайн обложки и внутреннее оформление Арабо Саргсяна

Сэк Дж. Р.

В лунном свете. Сказки для медитирующих. — СПб.: ИГ «Весь», 2023. — 240 с.

ISBN 978-5-9573-4079-9

Сейчас как никогда сильна потребность в медитации и единении с собой. Каждый день мы узнаем сотни новостей, читаем про тысячи событий, которые происходят в мире. Социальные сети пестрят яркими картинками, в которых все счастливы, одухотворены и свободны. Насмотревшись на эту отретушированную жизнь, нам трудно принять свою неидеальность.

На помощь приходят медитации и очищение разума от внешних стимулов. Книга Джона Ричарда Сэка идеально подходит для того, чтобы начать новую осознанную жизнь, в которой главным голосом является ваш собственный.

«Новички на духовном пути подобны молодым деревьям: они нуждаются в подпитке от многих источников — от учителей, практик и других путников. Не всегда к ним приходят истинные учителя, иногда это просто те, кто продвинулся в духовных поисках дальше остальных. Делясь своей мудростью и опытом, вдохновением и примером, они приносят большую пользу начинающему искателю истины».

Джон Ричард Сэк

Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика

Права на перевод оформлены через Deanna Leah, HBG Productions, Chico CA (www.hbgproductions.com)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-4079-9

ISBN 978-1975992422 (англ.)

Copyright © 2017 by John Richard Sack

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. АО «Издательская группа «Весь», 2023

Содержание

Примечание автора

Начало

Бедняк Арун

Созыв демонов

Золотая игла

Прятки

Затерянный город Z

Волшебное дерево

Грабитель

Пьяный сиддх

Потерянное дитя

Ссора супругов

Мальчик-буйвол

Король и пастушка

Два портрета

Блудный сын

Отпускание

Рыбак и цветочник

Магараджа, отказавшийся от всего

Брат осел

Философ

Верблюд и холод

Проходимцы в королевской усадьбе

Львенок и зебры

Царь Яма и маг

Лотерея

Летучая мышь и пава

Обезьяны и банки

Бесцельная рыбалка

Отрешенный плотник

Будда и гопи

Учителя

Юродивый мудрец

Великая душа

Импульсивный шейх

Утиный суп

Как читать древних

Сандалии святой

Ржавая вода

Присутствие святого

Переполненная чаша

Посвящение

Мулла Насреддин и экстрасенс

Ботинки маггида

Медитация

Колодец фермера

Осколки истины

Слепые и слон

Гость за ужином

Святотатство

Миссионер

Учитель и судья

Строительство моста

Моя миска, моя трость

В поисках слона

Жажда Будды

Птица на флюгере

Лягушки и молоко

В пути

Может быть и так

Переправа через реку

Улучшение природы

Загадка

Скорпион в воде

Раб царя Ибрагима

Большое дерево и маленькая плеть

Буйство слона

Спасение от потопа

Природа Бога

Больной живот Бога

Монах-разбойник

Правильная жизнь, правильный поступок

Сушеный окунь

Принцесса и гонки

Печаль прачки

Возвращение домой

Царь и преступники

Сон

Серебряный половник

Испытание яблоком

Цунами

Тат твам аси

Книга

Мотыльки и пламя

Об авторе

Примечание автора

Несколько лет назад я работал в компьютерной компании, которая была вынуждена закрыться по экономическим причинам. Руководство решило устроить напоследок прощальную вечеринку. Владелец разослал всем сотрудникам приглашения с таким хокку:

И вот мой амбар

Сгорел, и вижу ясно

Я свою луну.

Во многих традициях мастер передает ученику знания через небольшие рассказы, отражающие различные взгляды на луну и тот свет, что она проливает на ищущих истину.

Рано или поздно луна схватит вас за сердце, как она сделала это с поэтом-суфием Руми:

На рассвете появилась луна

и спикировала с небес, чтобы посмотреть на меня.

Точно охотящийся сокол,

луна схватила меня и понесла!

Я искал себя, но не мог найти;

По милости луны тело мое стало подобно душе.

Светоносный, я двинулся дальше,

Пока не разгадал тайну собственного Я.

Эзоп рассказывал басни. Иисус — притчи. Всем им — индуистам, суфиям, хасидам, индейским старейшинам — было что сказать другим. Собранные в этой книге тексты весьма различны: невероятная хитроумность Ходжи Насреддина, эксцентричность высокодуховных мудрецов и более простые и понятные истории. Одни я услышал от учителей, другие прочитал, а какие-то придумал сам.

Эти истории — не сама луна. Это лишь пальцы, указывающие на небо, побуждающие читателя обратиться к ее свету. Все традиции единодушны во мнении, что лучшие практики прозрения — это медитация (размышление над определенными словами и образами) и созерцание (которое можно рассматривать как медитацию без мыслей).

Основное внимание в этой книге уделяется вдумчивой медитации, и чтобы помочь читателю в визуализации, после каждой истории следует текст для размышлений. Конечно, это лишь мои мысли, и им можно предпочесть собственные озарения и внутренний голос.

Джон Сэк

Джексонвилл, штат Орегон

Начало

Бедняк Арун

В одной деревушке жил башмачник Арун, человек тихий и очень любящий свою работу и семью. Однако, к его несчастью, на область, где он жил, обрушилась чума, поразив и его. Язвы на коже Аруна были так ужасны, что даже жена и дети сторонились его. К тому же из-за болезни он стал таким слабым, что не мог больше ничего делать. Лишившись работы и средств к существованию, он, дабы прокормить себя и семью, начал попрошайничать.

Односельчане были обеспокоены тем, что недуг Аруна может перекинуться на них, и тогда старейшины решили встретиться с местным врачом.

— Что нам делать с Аруном, ставшим для нас угрозой? — спросил один из них. — Мы никак не можем позволить ему и дальше жить в нашей деревне.

Доктор согласился с этим, потому что уже пытался вылечить Аруна, но безуспешно. После долгого обсуждения другой старейшина вспомнил, что за городом стоит крошечная разваливающаяся хижина.

На следующее утро Аруна увели прочь от дома и семьи и поселили в этой лачуге. Много лет прожил он там в одиночестве, сидя на пороге хижины и наблюдая, как фермеры на полях готовят посадки риса к весенним муссонам. В сумерках он закрывал глаза и слушал, как вдалеке кричат павлины. Ночью же он прислушивался к звукам ситаров[1], доносящимся из радиоприемника, — эти устройства правительство выдавало каждой семье. Радио должно было каким-то чудом сдерживать стремительный рост рождаемости в стране. Будто люди, слушая радио, будут меньше рожать. Эта мысль только усиливала его тоску по собственной жене и детям, которые не приближались к его хижине.

Между тем жители деревни жалели его и с безопасного расстояния бросали ему остатки еды, чтобы он мог хоть как-то поддерживать в себе жизнь. Арун начал снова делать обувь, но вскоре перестал: все равно никто не купит то, к чему он прикасался.

Наконец Арун, как подобает всем живым существам, вернулся в лоно Брахмы. Врач, тщательно следящий за тем, чтобы после башмачника не осталось никаких микробов, велел жителям деревни кремировать его останки и захоронить прах.

— Сожгите его хижину и выройте вокруг пепелища траншею, — сказал он. — Болезнь могла проникнуть в землю, на которой он сидел.

Час за часом, обливаясь потом под палящим солнцем, рабочие копали землю, пока не вырыли вокруг остатков хижины Аруна траншею глубиной и шириной в метр. Землю из траншеи накидали поверх пепла лачуги. И вечером того же дня приехал врач, чтобы проверить проделанную работу.

— Этого недостаточно, — сказал он. — Копайте глубже. Болезнь могла проникнуть в более глубокие слои почвы.

Мужчины застонали, но продолжили рыть. Спустя час работы лопата одного из рабочих ударилась о твердый предмет. Он разгреб землю и обнаружил старый сундук. Открыв находку острием лопаты, он, к своему изумлению, обнаружил там древние золотые монеты и драгоценные камни.

— Эх, бедный Арун, — проговорил мужчина. — Столько лет он нищенствовал и жил, питаясь объедками, а под ним все это время лежало такое невероятное сокровище.

Вот в чем дело! Помимо временного тела, разума, психе (или души), личности, которую мы идентифицируем с человеческим именем, у каждого из нас есть безымянный вечный дух. Эта часть переживает нашу смерть. Воспринимайте ее как сосуд, куда Существо, которое мы называем Богом или Духом, влило самость. И сосуд этот столь же необъятен, сколь безгранично Существо.

Этот божественный обитатель внутри нас есть не что иное, как наше истинное «Я» — высшая часть нас, ждущая, когда мы откроемся ей, пробудившись духовно. Мы переполнены божественностью и составляем Ее часть, принимая участие в непрерывном акте творения. Это главная тема этой книги, и мы будем часто к ней возвращаться.

Эта скрытая божественность и есть сокровище, которое мы ищем. И подобно Аруну, поглощенному выживанием и измученному ранами, нам не хватает только осознания Ее присутствия.

Мужчина из рассказа, нашедший сундук, очень сочувствовал Аруну. А мы разве не заслуживаем такого же сострадания? Мы прожили свои ранние годы, «питаясь» жалкими обрывками существования, и, возможно были отягощены пристрастиями, неврозами или другими физическими или эмоциональными болезнями. Тем не менее в самом центре нашего существа все это время таилось бесконечное богатство, ожидая, когда мы доберемся до него.

Эта книга — инструмент. Лопата, с помощью которой вы доберетесь до своего центра. Пожалуйста, не откладывайте ее на потом, на «сначала сделаю уборку», не придумывайте сотни других отговорок. И тем более не выкидывайте ее. Начните копать уже сегодня, будьте столь же настойчивы, как рабочие из этой истории, ибо на эту работу уйдет вся ваша оставшаяся жизнь.

Итак, мы начинаем...

Созыв демонов

Однажды ночью, глубоко в недрах ада, вождь всех демонов созвал своих помощников. Он пытался придумать определенную стратегию и хотел услышать мнение остальных по этому поводу.

— Как лучше всего пленить человеческие души и затащить их в наше царство после смерти? — спросил он.

— О Отец лжи, — сказал один из демонов. — Скажи им, что рая нет. Без надежды на воздаяние у них не останется причин быть добродетельными. Их лозунгом станет «Ешь, пей и веселись, потому что завтра умрешь».

— О Мастер обмана, — произнес другой. — Скажи им, что ада нет. Не боясь судного дня, они дадут волю инстинктам, и темная сторона человеческой натуры приведет их к гибели.

Затем поднялся самый старший из демонов и повернулся лицом к собравшимся.

— Если вы действительно хотите пленить людей, — сказал он, — просто скажите им, что спешить некуда.

Нас забросило в это время будто семена на потенциально плодородную почву. Мы здесь, чтобы расти, цвести и в конечном счете по мере того, как взрослеем и приближаемся к неизбежному упадку и смерти, осы́пать землю поколениями собственных семян. Кого-то из нас ждут десятилетия пути, кого-то — краткий миг, точно падение звезды.

Не важно, верим мы в ангелов и демонов или нет, эта история о неотложности подчеркивает мысль из рассказа об Аруне: сегодняшний день вручает нам лопату и нужно приступать к работе немедля. Наша жизнь слишком значима, чтобы тратить ее на детские игры.

Одна мудрая душа однажды сказала, что первое важнейшее событие в нашей жизни происходит тогда, когда мы рождаемся, второе — когда узнаем, зачем мы родились. Разумная жизнь — драгоценный дар, но человеческое существование, трепетное, как пламя свечи, может погаснуть в любой момент. Не следует растрачивать его так, будто на поиски истинной цели жизни у вас есть все время мира. Однажды Будда в экстазе поэтической вольности воскликнул:

Нелегко переродиться человеком. Такое случается реже, чем если бы одноглазая черепаха, поднимающаяся на поверхность лишь раз в сто лет, просунула шею в единственное отверстие деревянного хомута, плавающего…