Магия и поверья Западной Англии

УДК 133

ББК 86.42

М15

Gillian Macdonald, Jessica Penberth

West Country Witchcraft

Перевод Ольги Обвинцевой

Внутреннее оформление и дизайн обложки Ирины Новиковой

Макдональд Дж., Пенберт Дж.

Магия и поверья Западной Англии. — СПб.: ИГ «Весь», 2023. — 160 с.

ISBN 978-5-9573-4090-4

Какие волшебные существа испокон веков населяли берег Англии? Какие мифы существуют вокруг ведьм? Как древняя колдовская традиция повлияла на современных магов? Как приготовить приворотную мазь или сделать амулет? Обо всем этом рассказывают Джиллиан Макдональд и Джессика Пенберт в «Магии и поверьях Западной Англии».

Эта книга отдаленно может напомнить энциклопедию краеведа, потому что авторы как будто под увеличительным стеклом рассматривают Уэст-Кантри. Она написана увлекательно, живым языком. В ней содержатся мифы, фольклор, история магии и колдовства в этом регионе. «Магия и поверья Западной Англии» порадуют тех, кому интересны культуры разных стран и народов. Кроме того, в книге представлены старые ведьминские рецепты зелий и заклятий. А еще авторы составили перечень мест, в которые обязательно стоит заглянуть искателям приключений и магии, если они окажутся на западе Англии.

Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика

Права на перевод оформлены через Deanna Leah, HBG Productions, Chico CA (www.hbgproductions.com).

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-4090-4

ISBN 978-0-9552908-2-4 (англ.)

© 2007 by Gillian Macdonald and Jessica Penberth

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. АО «Издательская группа «Весь», 2023

Содержание

Благодарности

Введение

1. Магия в прошлом и в настоящем

Прислуживание дьяволу

Страдания в аду

Носы крючком, остроконечные шляпы и метлы

Пользуются ли ведьмы котлами?

Фамильяры ведьм

Является ли Хеллоуин ночью ведьм?

Цыганки — истинные ведьмы?

Ведьмы правда являются почитательницами дьявола или сатанистками?

Правда ли ведьмы вступают в ковены и бегают голышом по лесу?

2. Ведьмы Западной Англии, пеллеры и заклинатели из глубины веков

О преступлении и наказании

Ковены Сомерсета

3. Современное колдовство Уэст-Кантри

Групповой викканский ритуал

Пограничная магия, ведовство

Мази, талисманы и заклинания

Летательные мази

Отворотные мази

Приворотные мази

Ясновиденье

Магические артефакты

Талисманы

Амулеты и обереги

Талисманы на удачу

Заклинания и чары

Дерево желаний

4. Интересные места

Сомерсет

Гластонбери

Стэнтон Дрю

Стогамбер

Тонтон

Винкантон

Пещеры Вуки-Хол

Девон

Белстоун

Бидефорд

Дартмур

Южный Молтон

Корнуолл

Бодмин

Боскасл

Хелстон на трассе А394

Мен-ан-Тол, 4 км к западу от Мадрона по дороге В3306

Лостуитиел

Мэрри Мэйденс (Роузмодресс), дорога В3315

Ньюлин, дороги А30, В3315

Пэдстоу

Сент-Майклс-Маунт, дорога А394, Марасион

Тинтагель

Камень ведьм

Зеннор, дорога В3306

Эзотерические магазины Уэст-Кантри

Список литературы

Эта книга посвящается всем несчастным душам, которые лишились жизни из-за обвинений в колдовстве.

Пусть ваши смерти будут не напрасны

Благодарности

От Джиллиан

Большое спасибо Питу Готто из издательства Green Magic за помощь и терпение, которое он проявил, дожидаясь, пока мы допишем эту книгу. Особая благодарность Грэму Кингу и всем сотрудникам Музея колдовства в Боскасле за доступ к их библиотеке. Также спасибо маме и моим родным и близким. Отдельная благодарность Джессике Пенберт за то, что она согласилась составить мне компанию в написании этой книги. И еще я благодарна духам природы за то, что они помогали мне сохранить рассудок, вопреки нынешнему состоянию мира!

От Джессики

Я хочу поблагодарить Джилл за приглашение поучаствовать в написании книги — это стало для меня бесценным опытом.

Также хочу сказать спасибо моему мужу Дэвиду за любовь и поддержку, которые он мне оказал, когда я решила попробовать себя в новом деле. Если бы не он, я бы так и сидела за столом, медленно сходя с ума. Также мое почтение Эдди, который помог мне стать уверенней и начать идти по жизни с высоко поднятой головой.

С наилучшими пожеланиями,

Джиллиан Макдональд (ранее Мэри Нишем) и Джессика Пенберт

Введение

Путешествуя по Уэст-Кантри, области в Юго-Западной Англии, вы обязательно столкнетесь и будете натыкаться на следы колдовства, будь то современные практики или свидетельства из прошлого.

Уэст-Кантри поделен на три графства, каждое из которых отличается своей уникальной атмосферой и энергией. При этом у них есть кое-что общее: весь запад Англии веками был безопасной гаванью как для древних кельтов с их магическими воззрениями, так и для ведьм, которые, как мы увидим, на самом деле предпочитали так себя не называть.

Магия — это разностороннее и неоднозначное понятие, с которым связано большое количество негативных и позитивных трактовок. Этому явлению трудно дать всеобъемлющее определение: для кого-то это абстрактное понятие, а для кого-то — вполне реальная духовная практика.

Никто из жителей Западной Англии не ассоциировал увлечение магией, целительством, астрологией и другими мистическими практиками с последователями дьявола. Такого рода поверья распространились благодаря появлению христианства и, в частности, католицизма. До появления религии у европейских язычников магия не трактовалась как что-то негативное. Можем предполагать, что подмена понятий произошла, когда новые воззрения наложились на старые: наши боги и богини стали рассматриваться с дуальной точки зрения — их разделили на темных и светлых. Иными словами, стали выделять созидательное и разрушительное начала, единство раскололось на половины — безусловное Добро и безусловное Зло. Дуальная концепция плохо вписывалась в старые верования, но именно она смогла прочно укрепиться в головах людей. Почему? Потому что, согласно новому религиозному порядку, если ты жил честной добропорядочной жизнью, после смерти тебе гарантировалось приятное посмертие в месте под названием «рай». Попасть туда стало всеобщей целью.

Смена парадигмы стала тяжелым ударом для всех магических сообществ, однако многим из них удалось выжить и передать знания следующим поколениям. Их ремесло получило название, которое редко произносилось вслух, — wicce. Так на англосаксонском языке назывались шаманы. Со временем это слово преобразовалось в современное witch («ведьма»).

Часто употребляемое название среди небольших религиозных сообществ создало прецедент. Впоследствии любую магию и всех, кто ее практиковал, стали считать злом. Раннехристианская церковь адаптировала под религиозные каноны древнего кельтского бога Кернунна и греческого бога Пана, которых обычно изображали с рогами и копытами козла, трансформировав их образы в чертей и дьявола.

Во время смены духовной парадигмы потихоньку расползался страх одержимости демонами. Колдовство, магия и все, что по мнению святых мужей того времени считалось этически, морально, политически или социально неприемлемым, преследовалось и уничтожалось.

Эта религиозная паранойя, которая пришла со Среднего Востока, прочно укрепилась в Средневековье. Вишенкой на торте стал написанный под покровительством Римско-католической церкви, печально известный трактат Malleus Maleficarum, или «Молот ведьм». Особое внимание в книге уделили определению слова «магия» и способам идентификации ведьм. Основной акцент в книге был сделан на то, что магическими практиками в основном занимаются женщины, что способствовало их подавлению и лишению прав.

Беспощадность европейской инквизиции стала особенно ощутима во время эпохи Тюдоров. Реджинальд Скотт в 1584 году написал труд «Разоблачение колдовства» (The Discoverie of Witchcraft), где попытался дискредитировать увлеченных «охотой на ведьм» убийц и любителей запугивать, приведя разумные доводы о том, что ведьм, о которых рассказывала церковь, попросту не существует. Несмотря на его старания, труд так и остался незамеченным, а ярые приверженцы веры все равно продолжали сжигать и вешать невинных людей сотнями, если не тысячами.

В нижеследующей цитате видно, насколько сильно Скотта волновало то, как инквизиция обходилась с женщинами:

И чтобы мир наконец-то смог открыть глаза на то, какие вероломные и не имеющие ничего общего с верой дела творятся, какая вокруг воцарилась душераздирающая и невыносимая тирания, как много отвратительного и абсурдного происходит, с какой неестественной и неучтивой грубостью, с какой нездоровой и ядовитой злостью, с какой невиданной и варварской жестокостью обращаются с этими бедными женщинами, какие богомерзкие и дьявольские выдумки сочиняют о них, как их обманывают посреди бела дня, я повергну весь инквизиционный порядок и всех охотников за ведьмами в вечный, непростительный и ничем не прикрытый позор.

Предположу, что Реджинальд Скотт достаточно точно выразился о происходящем в те времена. В современном мире существует мнение, что инквизиция была самым настоящим актом геноцида, причем в первую очередь в отношении женщин. Все ответвления христианской церкви до сих пор стараются не вспоминать или завуалировать эту страницу своей истории.

Немного позже, в 1597 году, Яков I, убежденный последователь кальвинизма и самопровозглашенный враг ведьм, в качестве ответного выпада написал трактат «Демонология». Таким образом, он подкинул свежих дров в костер страха, паранойи и ненависти по отношению ко всем, кто в той или иной форме занимался магией. Многое из того, что по меркам тех времен считалось колдовством, таковым на самом деле не являлось. Постепенно благодаря накоплению и распространению научных знаний, а также адекватному принятию деревенских магических традиций, все околомагические практики по большей части стали относить к безобидному фольклору.

В XVIII