Алистер Кроули, леди Фрида Харрис и Бетти Мэй. Искусство, магия и астрология

УДК 133.52

ББК 86.42

М14

Andrea J. Miles

Aleister Crowley, Frieda, Lady Harris & Betty May:

Their Art, Magic & Astrology

Перевод с английского Анастасии Статуевой

Дизайн обложки и внутреннее оформление Натальи Рыловой

Майлз А. Дж.

Алистер Кроули, леди Фрида Харрис и Бетти Мэй: искусство, магия и астрология. — СПб: ИГ «Весь», 2023. — 256 с.: илл.

ISBN 978-5-9573-4091-1

Алистер Кроули, леди Фрида Харрис и Бетти Мэй — три звезды лондонской богемы ХХ века, нарушавшие правила и стиравшие границы в мире магии и искусства. Их запутанные судьбы хранят множество загадок и вопросов, до сих пор остающихся без ответа... Перед вами книга, автору которой удалось приподнять завесу тайны с помощью астропсихологии и натальных карт.

«Философ и оккультист Алистер Кроули, художница Фрида Харрис, танцовщица и ясновидящая Бетти Мэй на протяжении всей жизни оставались верны своему неукротимому духу, восставшему против мира, в котором они родились. Благодаря искусству натальной астрологии мы можем увидеть, каковы были их мотивы, в чем заключались сильные и слабые стороны их личностей и как они смогли их использовать».

Андреа Дж. Майлз

Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика

Права на перевод оформлены через Deanna Leah, HBG Productions, Chico CA (www.hbgproductions.com)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-9573-4091-1

ISBN 978-1-915580-01-6 (англ.)

© 2022 by Andrea J. Miles

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. АО «Издательская группа «Весь», 2023

Мои шрамы невидимы,

То, что я пережил, никто у меня не отнимет,

Меня знает весь мир.

Дэвид Боуи, Lazarus

(альбом Blackstar)

Посвящается

Алистеру Кроули, леди Фриде Харрис и Бетти Мэй

Компании Astrodienst — за натальные карты, составленные при помощи сайта www.astro.com.

Марку Хезерингтону — за фотографии и техническую поддержку.

Кэти Роуэн — за поддержку и веру в меня.

Кевину Роуэну Дрюитту — за вычитку и астрологические консультации.

Всем моим родным и друзьям — за то, что неизменно поддерживали меня во время работы над книгой.

Благодарности людям и организациям, которые помогали мне в работе над отдельными главами, приводятся в конце каждой соответствующей главы. Я глубоко признательна всем вам за помощь.

И отдельная благодарность — всем людям богемы: тем, что покинули нас, и тем, что до сих пор с нами.

Оглавление

Глава первая. Алистер Кроули (1875-1947)

Глава вторая. Леди Фрида Харрис (1877-1962)

Глава третья. Бетти Мэй (1894-1980)

Глоссарий

Глава первая. Алистер Кроули (1875-1947)

Маг, оккультист, писатель, философ и поэт

Эдвард Александр Кроули (широкой публике более известный как Алистер Кроули) родился в религиозной зажиточной семье в городке Ройал-Лемингтон-Спа, что в английском графстве Уорикшир, 12 октября 1875 года. Умер 1 декабря 1947 года в возрасте 72 лет. Его отец (которого также звали Эдвард) родился в 1834 году и получил образование инженера-строителя. Однако по профессии он ни дня не работал, предпочтя «жить как джентльмен» вплоть до самой смерти в 1887 году. Кроули-старший жил на средства, полученные от продажи своей доли акций в прибыльном семейном бизнесе — семья владела пивоварней Crowleys Alton Alehouses (Churton, 2012, с. 14, 15). Матерью Эдварда Александра Кроули была Эмили Берта Бишоп (1848-1917) родом из Сомерсета; ее отец был фермером, разводившим молочных коров, а мать — домохозяйкой. До брака с Эдвардом Кроули, заключенного в 1874 году, она успела поработать гувернанткой в семье одного пивовара (там же, с. 17). У четы Кроули было двое детей: сын Эдвард Александр Кроули и дочь Грейс Мэри Элизабет, родившаяся в 1880 году и, к несчастью, умершая всего через несколько часов после появления на свет.

Эдвард Кроули-старший происходил из семьи убежденных квакеров, однако их религиозное воспитание ему претило. Потому позднее он вместе с женой примкнул к Плимутским братьям — консервативной протестантской религиозной группе, последователи которой верили, что каждое слово в Библии несет в себе послание Бога и в день Страшного Суда будут спасены только члены их маленькой секты.

Алистер Кроули не пошел по стопам родителей. Бо́льшую часть жизни он занимался магией, поэзией и эзотерикой, много путешествовал по миру, исследуя иные страны и разнообразные мистические учения. Всю свою жизнь он оставался противоречивой, даже скандальной фигурой. Кроули — выпускник кембриджского Тринити-колледжа, где он изучал химию, английскую литературу и философию. Также он хорошо играл в шахматы, был умелым альпинистом и писал стихи. В Первой мировой войне он не участвовал из-за флебита (воспаления вен) на ноге. К тому времени, как в 1916 году в Великобритании была объявлена всеобщая воинская повинность, Кроули уже исполнился 41 год — он был немного старше предельного призывного возраста, установленного Законом о военной службе 1916 года, так что его бы в любом случае не призвали. Кроули был дважды женат, и от обоих браков у него были дети.

Что показывает натальная карта Алистера Кроули

В момент рождения Кроули Солнце находилось в 19-м градусе артистичного и общительного воздушного знака Весов, а Луна — в 22-м градусе мистического и чувствительного водного знака Рыб. Астролог Луис Родден определяет, что Кроули родился в 23:42, а сам Кроули в автобиографической «Исповеди» (1989, с. 35) утверждает, что родился «между одиннадцатью часами вечера и полуночью».

Для Кроули очень много значил его год рождения — он верил, что является реинкарнацией французского писателя и мага Элифаса Леви, который умер в том же году (в 1875-м) (www.controverscial.com). В своей книге «Магия в теории и на практике» Кроули объясняет свою уверенность и приводит «доказательства» в пользу теории реинкарнации.

В натальной карте Кроули мы видим особую конфигурацию аспектов — так называемый тау-квадрат в фиксированных знаках (см. объяснение в рамке). Тау-квадрат расположен в нижней части карты и образован Сатурном, Ураном и Меркурием, который находится в квадратуре к двум другим планетам. Если представить тау-квадрат как лук с натянутой тетивой, то точка, в которую попадет воображаемая стрела, будет находиться там же, где Меркурий, — в знаке Тельца на отметке 13 градусов. Получается, что напряжение этого тау-квадрата разрешается в 13-м градусе Тельца. Тау-квадрат в фиксированных знаках означает, что Кроули от рождения были присущи упорство, целеустремленность, решительность и сила воли. Это проявлялось в его силе духа и способностях, благодаря которым он стойко переносил удары судьбы. Кое-кто, впрочем, мог бы назвать Кроули излишне упрямым и неуступчивым, даже обиженным на весь мир за то, что жизнь поступила с ним несправедливо.

Тау-квадрат — конфигурация, образованная тремя планетами: две из них находятся в оппозиции друг к другу, и каждая образует квадратуру к третьей.

В карте Кроули планеты присутствуют во всех кардинальных домах (I, IV, VII и X). Эти дома отвечают за чувство собственного «Я» (включая домашний очаг и семейную жизнь), партнерские отношения и общественный статус, что для Кроули было особенно важно. Ярко выраженный кардинальный крест (см. глоссарий) указывает на то, что натив обладает энергией борца и первопроходца: такой человек не боится бросать вызов устоявшимся нормам, подвергать сомнению догмы и создавать новое. Также есть несколько напряженных аспектов (оппозиций и квадратур). Это означает, что Кроули приходилось преодолевать множество трудностей; однако эти же аспекты давали ему энергию и решимость, благодаря которым он добивался успехов.

На этой карте заметно преобладание квадратур (аспектов, в которых планеты расположены друг от друга в 90 градусах, то есть на расстоянии трех знаков) и оппозиций (аспектов, в которых планеты разнесены на 180 градусов, то есть между ними шесть знаков). И квадратуры, и оппозиции считаются напряженными аспектами, поскольку означают сложности и конфликты в жизни натива соответственно. Однако в некоторых случаях квадратуры и оппозиции указывают на то, что натив способен добиться больших перемен — все зависит от общей картины в натальной карте. Подробно о напряженных аспектах в натальной карте Кроули мы поговорим далее.

Натальная карта Кроули хорошо сбалансирована, и много планет находятся в женских знаках: Луна — в Рыбах, Меркурий — в Скорпионе, Марс — в Козероге, Юпитер — в Скорпионе, Нептун и Плутон — в Тельце. Женские знаки отвечают за незаурядные творческие способности, развитое воображение, восприимчивость и чуткость. Эти таланты и качества Кроули определенно задействовал в различных областях; среди прочего, он занимался живописью, поэзией и ритуальной магией.

Асцендент находится в знаке Льва, и там же, в I доме во Льве, расположен Уран. Асцендент и I дом отвечают за публичный образ человека и его отношение к окружающему миру. Асцендент во Льве означает, что нативу присущи театральность и склонность к драматическим эффектам; такой человек любит и умеет привлекать к себе внимание и знает, как произвести впечатление. Кроули любил выделяться из толпы и самовыражаться.

Знак Льва также связан с актерскими способностями и игрой на публику, и это указывает на то, что Кроули легко управлял восприимчивой аудиторией. Он не стеснялся быть в центре внимания. Одно из многочисленных подтверждений этому — его поведение в Верховном уголовном суде Лондона в 1934 году на процессе по «Делу о черной магии», о котором будет рассказано далее. А театральные таланты Кроули демонстрировал во время магических церемоний в кругу своих последователей.

Экстравагантность, деньги и стиль

Во время учебы в Кембридже Кроули носил шелковые рубашки, объемные галстуки-бабочки и кольца с полудрагоценными камнями — и это лишь некоторые примеры его любви к экстравагантности и дендизму. Венера в его карте находится в солнечном знаке, Весах, то есть она у себя в обители (так как Венера управляет Весами). Такое положение наделяет натива эстетическим чутьем, чувством вкуса и умением сочетать различные цвета, фасоны и стили; все это нашло отражение в неповторимой манере Кроули. Даже в преклонном возрасте он не изменял своему оригинальному стилю: носил «пиджаки из плотного твида, шелковые рубашки, крупные галстуки-бабочки из мягкой ткани, бриджи для игры в гольф и связанные вручную чулки. Также он любил подвязки и обувь с серебряными пряжками. Иногда в качестве подвязок для носков он использовал серебряные тибетские браслеты с миниатюрными колокольчиками» (Booth, 2000, с. 463). Кроули определенно хотел выделяться из толпы, и это согласуется с тем, что Уран в его карте находится в I доме, а асцендент — в знаке Льва.

Венера также ассоциируется с деньгами, любовью и красотой; отсюда следует, что Кроули обладал утонченным вкусом и с легкостью тратил деньги на произведения искусства, красивую одежду и предметы. Что касается денег, по крайней мере во время учебы в Кембридже он мог не волноваться: при жизни родителей он был хорошо обеспечен, а после смерти отца получил солидное наследство.

Натив с Ураном в I доме эксцентричен и склонен впадать в крайности; такой человек не любит быть скованным условностями, ему необходимо чувствовать себя свободным. Он стремится оставить в мире след, причем хочет запомниться чем-то необычным и неповторимым. Индивидуалистическая природа Урана включает в себя такие качества, как стремление выделяться, нежелание следовать общественным нормам, тяга к экспериментам, склонность к провокациям и эпатажу. Уран во Льве находится в изгнании (см. глоссарий) и потому наделяет натива упрямством, непокорностью и отсутствием гибкости, а также внутренней силой и жестким характером. В то же время Уран в I доме означает, что натив может проявлять щедрость, уверенность, изобретательность и находчивость.

Будучи астрологом, Кроули не мог об этом не знать. Как он сам однажды заметил, Уран в определенных положениях «приводит к тому, что человек вызывает у окружающих прямо противоположные эмоции: для одних он обладает необъяснимым магнетизмом, другие же испытывают к нему сильнейшее отвращение. Однако в любом случае ни о какой умеренности здесь и говорить не приходится: таких людей или горячо любят, или столь же горячо ненавидят» (Symonds и Grant, 1987, с. 154). Кроули понимал, что Уран в I доме влечет за собой «определенную враждебность со стороны общества <...> такой человек слывет эксцентриком, а нередко о нем отзываются и в куда более резких выражениях» (там же). С Кроули вышло именно так: газеты называли его «самым порочным человеком в мире» и «сатанистом». Сам Кроули не делал ничего, чтобы развеять эти представления, и даже подыгрывал им, называя себя «Великим Зверем».

Солнечный знак Кроули — очаровательные и нацеленные на отношения Весы, которыми, как уже было сказано, управляет Венера. А вот Солнце в знаке Весов находится в падении (см. глоссарий). При таком сочетании Весы, которые неизменно стремятся к равновесию и гармонии, бывают нерешительны и склонны к долгим раздумьям. Солнце у Кроули находится в IV доме, в 10 градусах от IC (Imum Coeli, Основание Неба). Эта область связана с прошлым рода, предками, домом, семейной историей и родителями. У Кроули Солнце составляет с другими планетами и гармоничные, и напряженные аспекты. Отсюда можно предположить, что Кроули хорошо чувствовал и понимал себя и свое «Я».

Видны следующие аспекты Солнца: соединение Солнце-Венера, квадратура Солнце-Марс, тригон Солнце-Сатурн, секстиль Солнце-Уран, оппозиция Солнце-ретроградный Хирон, оппозиция Солнце-MC (Medium Coeli, Середина Неба). Интересно, что и Солнце, и Сатурн, и Уран находятся в 19-м градусе в своих знаках зодиака. Поэтому каждая транзитная планета, проходя через эту отметку в 19 градусов, образовывала аспекты к этим трем натальным планетам, и при этом активировался присущий каждой из них потенциал. Например, Марс усиливал энергию, Сатурн — ограничивал, а Уран — выводил из равновесия.

Дружба, любовь и брак

Соединение Солнце-Венера указывает на то, что Кроули стремился познать себя через отношения с людьми, и отношения были для него очень важны. Квадратура Венера-Марс означает, что Кроули открыто и даже дерзко заявлял о своих связях: он не скрывал, что его привлекают и женщины, и мужчины, несмотря на то что в его время гомосексуальность все еще была вне закона. Кроули сильно рисковал, создавая произведения на эротические темы. В 1898 году в Нидерландах вышел его сборник эротической поэзии «Белые пятна», в котором было немало стихов с гомоэротическим подтекстом. Всего тремя годами ранее писатель Оскар Уайльд был осужден за содомию и «грубую непристойность» и приговорен к двум годам тюрьмы и каторжных работ. Так что Кроули подвергал себя большой опасности, открыто заявляя о своих гомосексуальных связях и описывая их в произведениях в то время, когда подобное считалось неприемлемым.

Также квадратура Венера-Марс указывает на то, что его решительность и независимость порой входили в противоречие с душевными привязанностями. Дело в том, что решительность связана с Марсом, а любовь и привязанности — с Венерой. Как уже было сказано, квадратуры указывают на трудности и препятствия, отсюда — возможные проблемы в личной жизни. Можно предположить, что Кроули, будучи импульсивным и безрассудным в отношениях, часто принимал за любовь обыкновенное вожделение. Есть свидетельства, что он начал посещать проституток еще в юности. У него было множество любовниц, причем заводить романы на стороне он не прекращал даже в браке. Отдельно стоит упомянуть о связях Кроули со своими Багряными Женами (интересно, что красный/багряный цвет ассоциируется с Марсом). Багряными Женами Кроули называл женщин, обладающих даром медиума и способных напрямую общаться с божествами. По мнению Кроули, такая женщина — духовная спутница Зверя 666, «любовница повелителей Вселенной» (Booth, 2000, с. 183). Багряными Женами были обе официальные жены Кроули (Роуз Келли и Тереза Мария Санчес), а также некоторые из его любовниц, в том числе австралийская скрипачка Лейла Уодделл (Symonds и Grant, 1979, с. 667) и Перл Бруксмит, которая ухаживала за Кроули в старости и обеспечивала его деньгами. Когда же Бруксмит заболела, Кроули, судя по всему, ее бросил, хотя и передал ей авторские права на свой сборник рассказов «Саймон Ифф и золотые прутики» (Booth, 2000, с. 453).

Со значимыми партнерами, браком и иными личными отношениями связан VII дом. К последним относятся дружба Кроули с Алланом Беннеттом, который обучал его магии, и Оскаром Экенштейном, учившим его альпинизму.

Беннетт и Экенштейн были старше Кроули: Беннетт — на три года, а вот Экенштейн — на целых шестнадцать лет. Это интересно, поскольку Сатурн, ассоциирующийся со старостью, в натальной карте Кроули находится в VII доме — доме личных отношений. Обоих мужчин Кроули считал авторитетами в своих областях и безгранично их уважал. Так как солнечный знак Кроули — Весы, то личные отношения были для него очень важны: они помогали ему обрести равновесие, стабильность и объективность. Солнечный знак Беннетта — Стрелец, что придавало его отношениям с Кроули авантюрный и философский характер; а Экенштейн родился под знаком Девы, и это привносило в его отношения с Кроули мягкость и доброту.

Еще один важный человек в жизни Кроули — леди Фрида Харрис (которой посвящена вторая глава). Об их отношениях также хорошо известно. Фрида была художницей, она автор иллюстраций к колоде Таро Тота, созданной Кроули. Над ней Кроули и леди Харрис работали несколько лет (The Book of Thoth, Crowley, 1985, с. 12). Как правило, в колоде Таро 78 карт, но в Таро Тота их 79: там есть дополнительная карта, на которой изображена уникурсальная гексаграмма. К сожалению, ни Кроули, ни леди Харрис не дожили до публикации колоды — Кроули умер в 1947-м, Харрис — в 1962-м, а Таро Тота было выпущено в 1969-м. Леди Харрис познакомилась с Кроули через общую подругу, светскую львицу Грету Валентайн. Харрис на тот момент было 60 лет, и Кроули увидел в ней надежного и достойного доверия человека. Харрис стала его ученицей; Кроули научил ее гаданию по «И цзин» («Книге перемен»), а позднее Харрис вступила в Орден восточных тамплиеров (Ordo Templi Orientis, или О. Т. О.).

Изначально Кроули хотел «создать колоду в традициях средневековых мастеров» (The Book of Thoth, Crowley, 1985, с. 12), и ее изображения наполнены алхимическими…