Городская магия. Руководство для ведьмы. Ритуалы и обряды - в помощь городскому человеку

УДК 159.961

ББК 86.4

Р18

Diana Rajchel

Urban Magick: A Guide for the City Witch

Перевод с английского Анны Рудашевской, Маргариты Коваленко

Оформление обложки Арабо Саргсяна

Райхель Д.

Городская магия. Руководство для ведьмы, живущей в большом городе. — СПб.: ИГ «Весь», 2020. — 256 с.

ISBN 978-5-9573-3665-5

Эта книга — захватывающее исследование колдовских тайн большого города. Магия скрывается не только в лесах и полях из традиционных книг по ведьмовству: она окружает нас даже в бетонных джунглях. Вместо того чтобы игнорировать или отвергать городскую среду, мы можем научиться жить и процветать внутри нее.

Каждый город — пульсирующий поток энергии, который предоставляет безграничные возможности для магической практики. Диана Райхель — специалист по природной магии и автор нескольких книг — показывает, как подключиться к этой энергии и использовать ее во благо. Вы изучите техники работы с духами и стихиями, раскроете тайны рождения и развития городов и научитесь понимать, как архитектура каждый день влияет на нашу духовную жизнь. Заклинания и упражнения помогут вам раскрыть интуицию и творческий потенциал, наполнить волшебством даже повседневные дела, а главное — обрести внутреннее равновесие, которого так часто не хватает среди торопливой городской жизни.

«Городская магия» — незаменимое пособие для современного мага, которое поможет вам установить отношения с городом и всегда чувствовать себя в нем как дома.

Тематика: Эзотерика / Практическая эзотерика

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Published by Llewellyn Publications Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com

ISBN 978-5-9573-3665-5

ISBN 978-0738752747 (англ.)

© 2020 by Diana Rajchel

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО Издательская группа «Весь», 2020

Я долго ждал появления такой книги, как «Городская магия». Диана включила в нее не только исчерпывающее руководство по обузданию силы большого города, чтобы он стал местом вашей магической практики. Также она добавила неочевидные исторические и культурные закономерности, объясняющие, почему города стали такими, какими мы их знаем. С «Городской магией» в руках вы можете начать свой путь в большом городе.

Джейми Элфорд

автор книги «Таро. Вдохновение. Жизнь.

Как с помощью карт жить лучше»

Слишком долго последователи язычества и нью-эйдж, полностью сосредоточившись на магии дикой природы, игнорировали городскую среду, в которой они живут. «Городская магия» Райхель — необходимый революционный шаг в этой неисследованной области.

Джеффри Гроувс

автор книги «Знак волка»

Диана Райхель показывает, что город — это магическая среда со своими правилами и законами. Из этой книги вы узнаете, что за ними стоит и как строить отношения со своим городом. Это передовая магия, способная изменить вашу магическую и духовную практику.

Тейлор Эллвуд

автор книги «Магия искусства»

«Городская магия» — это захватывающее исследование колдовских тайн большого города. Вместе с Дианой Райхель мы отправляемся в прекрасное путешествие по непримечательным с виду, но наполненным духом местам. Эта книга показывает, что и мы, городские создания, можем жить в собственных заколдованных мирах, стоит только повнимательнее присмотреться.

Дэвид Солсбери

автор «Активизм в колдовстве»

Оглавление

Об авторе

Вступление

Глава 1. Что такое городская магия?

Что такое большой город?

Каковы цели городской магии?

Городская магия противоречит природе?

Этика и философия

Темная сторона городской магии

Гражданское неповиновение

Глава 2. Законы городской магии

Первый закон городской магии: теория пяти элементов Генриха Корнелиуса Агриппы

Второй закон городской магии: микрокосм/макрокосм

Третий закон городской магии: закон симпатии

Четвертый закон городской магии: истинное чудо в городской магии

Пятый закон городской магии: коллективное бессознательное

Закон магии Дианы Райхель

Глава 3. Основные навыки, необходимые в городской магии

Наблюдение

Пешие прогулки

Тело и город

Любопытство

Действие и его измеримый результат

Отключение

Защитный экран и фильтры

Другие способы защиты

Защитные фильтры

Открытая защита

Глава 4. Рождение больших городов

Города-государства

Рождение городских мифов

Боги больших городов

Исчезновение городских стен

Глава 5. Градостроительство как оккультное искусство

Оккультная природа градостроительства и городской архитектуры

Как промышленная революция изменила облик городов и городской дух

Движение «Город-сад» (1890-е)

Движение «Город прекрасный» и ландшафтная архитектура (1890-е)

Движение эффективности (1890-е–1930-е)

Модернизм (1920-е)

Лучезарный город (1930-е)

Обновление (1950-е)

Джентрификация (1970-е)

Движение «Зеленый город» (1970-е)

Движение нового урбанизма (1980-е)

Тактический урбанизм (2010-е)

Урбанистические движения и магическое мышление

Глава 6. Городское искусство и магия

Магическая практика и городское искусство

Магическая работа с собственными произведениями искусства и энергия города

Исцеляющая сила искусства

Баланс между городским искусством и принципами зеленого города

Гадание по городским арт-объектам

Глава 7. Магия природы в бетонных джунглях

Земля в городе

Вода в городе

Огонь в городе

Воздух в городе

Глава 8. Духовная работа и город

Духи города против духов земли

Работаем с духами земли в вашем городе

Названные духи мест и воплощенные духи города

Связь с духом вашего города

Духи районов

Духи, которых привлекает город

Глава 9. Жизнь в городе

Использование пространства на магическом и практическом уровне

Магическое мышление для городского транспорта

Магия общественного транспорта

Глава 10. Заклинания для жизни в городе

Основные сведения о городских заклинаниях

Магия домашнего очага и дома для города

Магические усилители

Заклинания для безопасности

Объединение с энергией города

Глава 11. И что теперь?

Городской жрец против городской ведьмы

Лучшие практики городской магии

Библиография

Об авторе

Диана Райхель (Сан-Франциско, Калифорния) — автор книг «Мабон» и «Самайн» в серии «Основы саббатов» издательства Llewellyn (Llewellyn Sabbat Essentials) и на протяжении многих лет — автор статей для его ежегодников. Всю жизнь она была страстно влюблена в магию и по сей день руководит Сообществом магов императора Нортона. Кем только ни была Райхель — викканкой и ведьмой, язычницей и анимисткой, магом и алхимиком. Она называет себя городской жрицей духа Сан-Франциско, ведет тренинги личностного роста по картам Таро и консультирует по технике заклинаний.

Я посвящаю эту книгу всем духам и людям, которые помогли мне ее закончить. Передо мной открывались все новые и новые дороги, и каждый раз я оказывалась на распутье

Вступление

В самом начале работы с городскими духами я не считала себя жрицей. Я страстно интересовалась магией и действительно хотела чему-то научиться. Да, города и их магический потенциал манили, но меня привлекало и многое другое. Оккультизм — это до отказа набитый шкаф, где хранятся целые залежи интересных вещей. В самом начале обучения вы словно победитель телеигры, который пытается поймать долларовые банкноты, стоя в аэродинамической трубе. Только вместо долларов на вас со всех сторон сыплются всевозможные темы. Даже сейчас, двадцать лет спустя, собирая воедино связный рассказ для любителей городской магии, я чувствую себя все еще барахтающейся в этой трубе. Меня интересовало слишком многое, чтобы остановиться на чем-то одном. Мое призвание подкралось ко мне незаметно. Я не собиралась иметь дело с духом города, когда оказалась в Миннеаполисе. После развода мне пришлось переехать в ближайший мегаполис, потому что в большом городе было легче найти работу. Учитывая все, что со мной происходило (финансовые неприятности) на пороге своего тридцатилетия, я не понимала, почему некоторые из заклинаний работают, а другие — нет. Уже тогда я могла бы ощутить присутствие духа Миннеаполиса, ведь он всегда был у меня перед глазами, но я не обращала на него внимания. Я была слишком занята магией, как будто завтра наступал срок арендной платы, что чаще всего и случалось.

Незадолго до моего переезда издательство Llewellyn опубликовало «Ритуалы и обряды — в помощь городскому человеку»1. Так я впервые увидела, что кто-то открыто высказал подспудную идею, которая, как я чувствовала, владела и мной. Книга звучала как утешение для живущих в городах «детей природы», как оправдание для тех, кто «застрял» в большом городе, разрываясь между необходимостью зарабатывать на жизнь и тягой к первозданной, идеальной природе. Меня немного смущала эта идея, но, сама не знаю почему, я продолжила чтение. Я уже знала, что редко полностью разделяю магические представления других людей. Я нахожу их ценными, даже если внутренне не согласна с некоторыми из них.

Для меня городская жизнь стала настоящим лекарством после долгих лет, проведенных в контролируемой изоляции. Понимая это, я перенесла большую часть сказанного Кальдерой и Шварцштейном в мою личную практику и переработала для тех, кому необходимо жить в большом городе.

Вскоре после переезда на новую квартиру ко мне в гости зашла давняя подруга по колледжу. Она-то и познакомила меня с одним хипстером, увлеченным архитектурой и городским искусством Миннеаполиса. В конце нашего знакомства я поняла, кем он был: жрецом Миннеаполиса. Как атеист, который с некоторым презрением относится к «чокнутым» людям, вроде меня, он, вероятно, до сих пор об этом даже не подозревает. В течение пары лет каждую неделю мы с ним отправлялись на прогулку и изучали какой-нибудь уголок города. В один день мы плутали по лабиринтам эстакад. В другой — смотрели, как облака сгущаются над городом, заслоняя горизонт. В третий — исследовали шлюзовую станцию на реке Миссисипи.

Каждое наше приключение открывало для меня какую-то часть города, которую мой новый приятель уже инстинктивно знал. Хотя он никогда бы в этом не признался, казалось, некий интуитивный зов побуждал его приводить меня в неизведанные места. Я ощутила магию Миннеаполиса и Сент-Пола и внутренне почувствовала их неиспользованный потенциал. Даже сегодня я могу сказать, что в них было больше магии, чем я могла себе представить.

У духов большого города собственная иерархия, и те из нас, кого они выбирают своими жрецами, обычно ничего не знают об особенностях этого разделения. В большинстве случаев мы даже не знаем о существовании других жрецов. Я подозреваю, что с момента моего приезда Миннеаполис уже знал, что какой-то другой город выбрал меня, и дал учителя для работы, которая мне предстояла. Я стала экспертом по поиску скрытых возможностей и бесплатных развлечений и знала наперечет все закоулки эстакад, куда заглядывают от силы пятьдесят человек за день. Не думаю, что город сильно нуждался во мне, ведь он мог бы выбрать кого-то другого. Город просто хотел показать мне то, чего не видят другие, и время от времени просил меня задуматься о магической природе увиденного. Так, незаметно для себя, я училась быть жрицей города и в то же время непрерывно совершенствовалась как ведьма.

Это (как правило) ненавязчивое руководство духа Миннеаполиса имело далеко идущие последствия — я освободилась как от религиозной, так и от языческой догмы. По мере того как я избавлялась от религиозных заблуждений в тех видах колдовства, которым обучалась, духи и люди духа все больше признавали во мне жрицу. Стало очевидно, что я здесь, чтобы помочь. Я здесь, чтобы передать сообщения, которые должны быть услышаны. Я здесь, чтобы слушать.

Прочие частности, такие как выбор религии или божества для поклонения, не имеют значения в городской магии. Передо мной стояла трудная задача — скомпоновать и увязать мои новые знания с тем, что нужно узнать и другим людям. И главное, превратить это в нечто связное и системное. Хотя в процессе работы я избавилась от застарелых стереотипов о том, что природа может существовать только вне сфер, созданных человеком, мне пришлось преодолеть несколько глубоко укоренившихся страхов. Я верю, что Дух/Источник (чем бы он ни был) сам должен увидеть: без городов многое из того, что делает нас счастливыми, и почти все, служащее нам опорой, просто бы не существовало. Мне повезло, что все это время меня вел дух города, который очень хотел проявиться.

Тайна цивилизации — то, что побудило человечество создать письменность, развивать технику и сформировать общество во имя цели, выходящей за рамки простого выживания, — это и тайна города. Ничто из этого не существовало, пока не были построены первые города. Только тогда, избавившись от бремени борьбы за выживание, человечество ощутило потребность задуматься о чем-то большем, чем продолжение рода и пропитание. Рассказывая о рождении и развитии городов, я пытаюсь показать другим магам, какие духовные открытия поджидают их в лабиринте городских улиц и бульваров. Все циклы: смерть и возрождение, опустошение и чудесное исцеление — все это содержится в микрокосме, который мы называем городом.

Глава 1. Что такое городская магия?

Городская магия включает три аспекта: работу с духом города, использование энергии города для ваших нужд и направление вашей энергии на пользу духу города и вашим соседям. Кроме веры в метафизику, городская магия не ограничена никакими религиозными догмами, и потому ее практикуют в основном те, кто работает с магией самостоятельно или с партнером.

Иногда это забытая древняя практика, иногда — современная версия магии для тех, кто ищет новые пути. Если вы, к примеру, викканин, христианин или друид, вы можете практиковать городскую магию и продолжать чтить свои традиции. Если вы тяготеете к природе, это не помешает вам заниматься городской магией. Природа живет в городе так же, как и вне его.

У каждого города своя энергия и свои духи. Я много путешествовала и знаю, как сильно они отличаются друг от друга, несмотря на то что существуют и проявляются аналогичным образом. Я хотела бы объездить весь мир и написать гримуар обо всех крупных городах, чтобы предложить вам энциклопедию, где каждому городу была бы посвящена отдельная глава. Однако на данный момент для меня это слишком дорого. Кроме того, я не уверена, что моей жизни хватит на то, чтобы собрать всю информацию.

Мой стиль магической практики глубоко связан с городом. Я провожу в общении с городом много времени. Я работала над этой связью годами и десятилетиями. Мне проще в том смысле, что я постоянно живу в мегаполисе, но вы можете подружиться с городами, которые вы посещаете время от времени. Большинство городских духов будут работать с теми, кто искренне этого хочет. Городская магия подойдет как тем, кто предпочитает формальные ритуалы, так и тем, кто занимается магией спонтанно и интуитивно.

Станете ли вы жрецом или жрицей города — выбирает дух. Вы можете прожить в городе многие годы и ничего не почувствовать… или пробыть в городе всего один день и услышать, как он говорит: «Я выбираю тебя». Может случиться так, что вы вдруг решите переехать в город, который призвал вас, хотя переезд никогда не входил в ваши планы. Этот зов передается на волнах, намного превышающих человеческое восприятие.

По возможности я привожу примеры самых разных городов, но мой собственный опыт ограничивается Европой и Северной Америкой. Миннеаполис обучил меня практике, которой я занимаюсь в Сан-Франциско, а Сан-Франциско выбрал меня. По этой причине большинство моих примеров относятся к этим двум городам. Остальное я оставляю вам, бесстрашным магам-практикам, влюбленным в свой город. Используйте мой опыт как отправную точку и напишите собственные гримуары и руководства.

А чтобы вы знали, с чего начать, предлагаю вам подробнее ознакомиться с основами городской магии.

Что такое большой город?

Юридически большой город — это объединенная географическая область, где один государственный орган управляет санитарными службами, энергоснабжением, дорогами и образованием. В маленьких городах нет централизованного управления, и граждане сами решают вопросы энергоснабжения, водоснабжения и содержания дорог. Маленькие города часто объединяются в большие после резкого увеличения населения.

Магическое определение города включает юридическое объяснение. Кроме того, должны выполняться следующие условия:

идентичность жителей города (лондонец, парижанин, житель Нью-Йорка или Миннеаполиса);

устойчивая, разветвленная система общественного транспорта;

как минимум один район, где высота зданий превышает десять этажей.

Не сомневаюсь, что в моем определении кто-нибудь найдет как минимум десять исключений, и это хорошо. Это просто общие положения, основанные только на личной практике. Единственная часть определения, которая до сих пор отвечала непреложному правилу, это первый пункт: должна существовать некая общая идентичность, будь то мегаполис, как Нью-Йорк, или агломерация, как Чикаго, в которой сосредоточен истинный городской дух.

Означает ли это, что тот, кто живет в пригороде или в деревне, не может практиковать городскую магию? Нет, но если вы живете в сельской местности, вы должны посетить город, если хотите работать с его духом. Вам не обязательно там жить, но вы должны хорошо изучить энергию города, чтобы строить с ним отношения. Некоторые городские духи более дружелюбны к туристической энергии, чем другие, и зачастую дело в искренности и уважении.

Что мне нужно знать о больших городах?

Хорошо, если вы цените городское искусство и архитектуру. Они влияют на поведение человека и могут провоцировать или разрешать социальные проблемы, помимо нашего сознания. Облик города может манипулировать нашим настроением, мыслями и даже тем, какой маршрут мы выбираем. Здания могут действовать как вместилище энергии, дороги — как пути энергии, парки — как источники энергии, и так далее. Если вы поймете, какое поведение и какие эмоции вызывают эти пространства, вы сможете лучше настроить свою магическую практику.

Есть ли городские духи в пригороде?

Когда как. Иногда пригород способен поддерживать коллективную самоидентификацию, достаточную для того, чтобы сформировать и питать собственный городской дух. Иногда зависимость от города как от источника энергии делает его частью общего духа. Даже если пригород разделяет общую идентичность, обладает меньшей силой, чем район с более высокой плотностью населения и полностью сформированным городским духом. Хотя вы не можете работать с духом города там, где его нет, малые духи и сущности присутствуют везде.

В редких случаях пригороды становятся городами, когда их население увеличивается достаточно для того, чтобы больше не зависеть от первоначального городского духа. Особенно сильный маг, живущий в пригороде, может создать городской дух. Хотя это требует огромной личной энергии и подпитки, мог бы получиться увлекательный эксперимент, показывающий, как далеко влияние духа, созданного одним человеком, может распространиться на конкретную географическую область.

Что мне нужно знать о магии?

Городская магия может включать все духовные пути, но по сути — это одна из форм народной магии, в которой вы используете то, что вас окружает. Разница в том, что люди, придерживающиеся традиции, пытаются во всем подражать своим предкам, а городская магия в равной степени охватывает и новое, и старое. Даже если какое-то вещество в прошлом не существовало, но доступно сейчас, например пластик, ничто не мешает вам использовать его в магической практике.

Городская магия не требует формального обучения, посвящения или степеней. Вы практикуете магию на собственном опыте и по мере возможности делитесь опытом с единомышленниками. Городской маг вполне может составить компиляцию из других практик и традиций. В течение одного месяца он может включить в свою практику каббалу, традиционное колдовство и символы хаоса, и это будет «медленный месяц». Практика странная, неисследованная и плавная, очень похожая на тот день, когда вы просто бродите по городу. Думаю, что у городских жрецов Лагоса, Каира, Нью-Дели или Пекина совершенно иной подход, и наши инструменты сильно отличаются. Надеюсь, что в свое время кто-нибудь из них мне об этом расскажет.

Что такое городской дух?

Поскольку предмет этой книги — работа с духом и энергиями города, полезно знать, что считать городским духом, а что нет. Дух города — это не genius loci. Genius loci — это идея, присущая земле, на которой стоит город. Дух города проявляется в форме идеи, созданной коллективным разумом и энергией людей, живущих в нем. В больших городах есть и genius loci (гений места), и городской дух, и духи поменьше, которые могут обитать в этой местности.

Каковы цели городской магии?

Поскольку городская магия не следует определенному религиозному или этическому пути, цель городской магии зависит от целей самого мага. В настоящее время четыре наиболее распространенных цели — это путь:

гражданина;

хаоса;

домашнего очага;

жреца.

Путь, который выбирает человек в городской магии, может совпадать или расходиться с любым из выбранных им религиозных путей. Например, тот, кто поклоняется Пану в его доцивилизационном аспекте, может столкнуться с неким энергетическим конфликтом в работе с атрибутами современной цивилизации.

Путь гражданина в городской магии использует энергию города для социальных перемен. Люди, практикующие этот путь, призывают городской дух решать социальные проблемы, свойственные городам. Они используют познания в магии и отношения с духом, чтобы снизить уровень преступности в своем районе, найти жилье для бездомных или побудить политических деятелей выделить средства на коммунальные нужды. Люди, практикующие друидизм, неоязыческое колдовство, или приверженцы гуманизма особенно склонны к выбору пути гражданина в городской магии.

Путь хаоса предназначен для тех, кому нравится экспериментировать с неизвестным и даже изобретать новых божеств и слуг, просто чтобы понаблюдать за изменениями. Хотя маги хаоса часто преследуют исключительно личные цели, они по-прежнему процветают за счет диких энергий Вселенной, а в некоторых городах царит тотальный хаос. Путь хаоса — это путь безумного ученого, и часто маги хаоса изобретают новые способы работы с городской магией.

У магов хаоса есть хорошо отлаженный собственный подход, поэтому эта книга сосредоточена на других путях.

Путь дома и семьи, как и в других областях магической практики, также можно назвать путем сохранения домашнего очага.

Этот путь выбирают люди, для которых важнее всего безопасность их дома и семьи. Они работают с духом города так же, как и со всем остальным. Хотя эти маги иногда рискуют повлиять на свое окружение ради общего блага — ради тихих летних ночей, чтобы ребенок мог спать спокойно, или ради дружеских отношений с соседями, — они редко заинтересованы в каких-либо далеко идущих результатах своей практики. Более всего они ценят безопасность и покой в собственном доме.

У пути жреца меньше всего последователей, и его труднее всего объяснить.

Некоторые, но не все, духи города выбирают одного или несколько человек своими жрецами и поручают магам духовную заботу о себе. Жрецы могут знать или не знать друг о друге и постоянно или время от времени работать сообща, когда их направляет дух. Такое призвание часто считается странным даже в мире магов.

Некоторым городским духам требуются церемонии смерти и воскресения; другие хотят, чтобы те, кто им служат, лечили душевные раны города, когда где-то происходит особо тяжкое насилие. Иногда дух города нуждается в помощи, когда устраивает в основном безобидные розыгрыши. С тех пор как исчезли последние городские жрецы, а католическая церковь завладела Римом, некому стало направлять тех, кто выбрал путь жреца, даже если городские духи сами берут на себя миссию сообщить человеку, что для него есть работа.

Для любого человека, где бы ни пролегал его магический путь, — слева, справа или посередине, — найдется место в хорошем городе. Поскольку городские духи функционируют как живые организмы, им, как и людям, нужен баланс между светом и тенью. Разрушение, созидание и хаос — основа жизни любого организма.

Разговоры о духах — это замечательно, но что, если я не вижу/не слышу/не чувствую энергии?

Не нужно обладать сильным экстрасенсорным талантом, чтобы практиковать магию. Некоторые городские жрецы даже не подозревают, кто они. Если вы считаете, что нечто такое существует и магия работает, но вынуждены принимать все на веру, вы далеко не одиноки. Если в вашей душе живет любовь к невыразимому, для вас всегда найдется место в магическом сообществе. Возможно, вам придется использовать некоторые альтернативные методы, чтобы убедиться в том, что что-то происходит. Например, вы можете попросить подать конкретный знак во время практики или медитации — перышко на пути или даже рекламный щит с сообщением лично для вас. Со временем вы сможете беседовать с вашим городским духом по каналам, доступным вашему восприятию, и отсутствие психической чувствительности не будет иметь большого значения.

Откуда взялась твоя городская магия?

Методы, изложенные в этой книге, — это мои личные практики, созданные во время работы с духами Миннеаполиса и Сан-Франциско (если не указано иное). Современная практика магического урбанизма достаточно нова, что дает мне свободу признать за собой первенство в создании некоторых вещей. Я пробую, смотрю, а затем беру на вооружение то, что работает, и отказываюсь от того, что не дало результатов. Здесь я делюсь тем, что работает в моем случае. Методы, от которых отказалась я, могут работать у вас. Городские духи обладают уникальными личностями, поэтому ни один дух не может считаться «универсальным эталоном».

Если вы тоже практикуете городскую магию, вы уже придумали что-то новое. К сожалению, то, что работает в Лондоне, может оказаться бесполезным в Нью-Йорке. Все, что мы можем сделать, — это записывать происходящее и по возможности сообщать о наших результатах друг другу.

Городская магия противоречит природе?

Городская магия — это не та практика, когда вы смотрите на природу как на нечто древнее, девственное и далекое. Города появились потому, что природа может убить человека. Где-то рядом с духом города всегда стоят Мать-природа и genius loci и наблюдают за вами. Существа, живущие в дикой природе, включая людей, находят способы выживать и приспосабливаться. Это аспект эволюции. Разница в том, что большинство животных ради выживания эволюционировали, изменяя части тела, а люди приспосабливались к условиям с помощью орудий.

Городские жители по-прежнему уязвимы перед лицом стихийных бедствий, климатических условий и погоды. Пока архитекторы и градостроители проектируют здания и улицы, стараясь минимизировать риски, у Матери-природы свои намерения и гораздо больше ресурсов, чем у любого города. С точки зрения природы, город — это просто еще одна экосистема. Понимание этой экосистемы и есть ключевой принцип городской магии.

О каких городах ты говоришь?

Эта книга касается в основном Соединенных Штатов, особенно Среднего Запада, потому что именно здесь я изучала мою городскую магию. Поскольку я не могу учитывать обстоятельства, которые мне неизвестны, я призываю зарубежных читателей скорректировать мои методы и поделиться результатами через социальные сети и блоги. Например, история и архитектура Сан-Паулу в Бразилии отличается от истории Вашингтона в округе Колумбия, и то, что можно сделать с небоскребом в засушливое лето, отличается от способов привязки энергии к монолиту на Национальной аллее в Вашингтоне в снежную бурю. Кроме того, я понимаю, что не каждый человек по физическим или юридическим причинам может выполнить то, что я рекомендую в этой книге. Всегда полезно создавать собственные обходные пути, и я призываю вас ими поделиться.

Этика и философия

Большинство считает, что этика — это метод определения того, что правильно и что неправильно. С моей точки зрения, это, скорее, область для размышлений о том, на кого и как влияют наши действия. Хотя я знакомлю вас не столько с магическими традициями, сколько с магическим мышлением, я чувствую себя обязанной затронуть этические нормы. Среди затронутых вопросов главными мне представляются забота об окружающей среде, колонизация и гражданское неповиновение. То, что любая из этих проблем может переплетаться, сочетаться и конфликтовать с другими и что все они в изобилии проявляются в городской среде, не является совпадением.

Городская магия по своей природе пересекает многие границы, особенно в областях, которых в конце XX века магам часто рекомендовалось избегать: политика, хаос и манипуляция массами. Сегодня, как никогда прежде, все больше людей чувствуют, что они обязаны использовать все свои таланты, чтобы брать ответственность за свою жизнь и жизнь своей страны. Магические практики в политике — не новое явление. С незапамятных времен человечество прибегало к силе перед лицом бессилия. Причина, по которой большинству людей рекомендуется избегать попыток повлиять на политические результаты с помощью магии, заключается в том, что объект их усилий слишком велик: попытку повлиять на результаты президентских выборов в США можно примерно сравнить с использованием магии для выигрыша в лотерее. Магия может и сработать, но слишком много конкурирующей энергии сосредоточено на одной и той же цели.

Благодаря городской магии можно проследить, как движутся политические энергии. Политические системы, на которые легче всего влиять, — это районные и городские администрации. Однако даже самое простое «заклинание добрососедства» может немедленно продемонстрировать, как, казалось бы, доброе намерение «улучшить отношения с соседями» может привести к непреднамеренным последствиям — выселению и имущественному взысканию.

Если в городской магии вы выбрали путь гражданина, важно осознавать последствия и учитывать риски. Многие ссылаются на «обезьянью лапку»2 — непредвиденные последствия — как на причину воздерживаться от вмешательства в естественный ход энергии. В моей философии бездействие гораздо хуже действия, пусть и перед лицом неудачи. Каждое действие, даже такое простое, как, скажем, надевание носков, влечет какие-то последствия.

Поскольку маги не придерживаются единой этической практики и единственной религиозной традиции, я не стану отстаивать правильность какой-либо конкретной философии. Потребности Флинта, штат Мичиган, явно отличаются от потребностей Москвы. Какая бы этическая модель вам ни импонировала, пожалуйста, вначале тщательно изучите собственные скрытые мотивы. Прежде чем обращаться к магии, вспомните обо всех, на кого она может повлиять, и подумайте, каким образом это их затронет. Чем точнее вы определите, какой результат следует считать успешным, тем легче предвидеть его этические последствия. В городской магии даже небольшие изменения могут повлиять на большие группы людей независимо от того, насколько точно вы устанавливаете границы. Гадание, медитация и общение с городским духом — все это может стать основой этической практики.

Городская магия и окружающая среда

Людей, придающих большое духовное значение оздоровлению и защите окружающей среды, может беспокоить вопрос безопасности и чистоты городской магии. Некоторые опасаются, что им придется иметь дело с энергией, которая в буквальном смысле пропитана техническими и органическими загрязнениями, что еще больше отравляет природу. Как бы мне ни хотелось дать универсальный ответ, это невозможно — реальность намного сложнее. Многое из того, что считалось общеизвестным, больше не применимо. Во-первых, мы должны изменить наше отношение к городам и перейти от потребления к сбережению ресурсов. Также следует учитывать первый закон термодинамики — энергия не может быть создана или уничтожена. Крайне важно поддерживать чистоту окружающей среды, но то, от чего мы ее очищаем, никуда не исчезает. Даже устранив ущерб, причиненный земле, мы должны решить, что делать с веществами, которые этот ущерб причинили.

В рамках популярного экологического лозунга о разумном перераспределении отходов городская магия предполагает их сокращение и повторное использование (или направление на другие цели), и, да, лишь небольшую переработку. Но для того чтобы работать с этой зеленой триадой, необходимо присутствие вредных веществ, которые можно направить на другие цели. Городская магия, которую я рекомендую в этой книге, в основном направлена на то, чтобы не усугублять этот ущерб. Я призываю вас работать с тем, что и так есть вокруг вас, а не умножать количество неорганического материала в почве.

Как и во всем, что касается оздоровления окружающей среды, каждое действие, которое предпринимается ради улучшения одного экологического аспекта, приводит к отрицательному результату где-то в другом месте. Индустриальному миру предстоит пройти еще очень долгий путь, но все больше муниципалитетов признают экономические и социальные преимущества зеленых городов. Несмотря на то что работа ведется очень медленно, во многих городах постепенно сокращаются выбросы парниковых газов и уменьшается нагрузка на почву.

Все экологические движения обращаются к проблеме долголетия людей и охраны животных, живущих на Земле. Начав с понимания, как не отравлять самих себя, мы стали заботиться и о братьях наших меньших. Теперь, прежде чем внедрять новые технологии, мы задумываемся о том, как они повлияют на окружающую среду. Хотя прогресс в области городского планирования и технологических инноваций движется до обидного медленно, уже достигнуты значительные успехи в снижении вредного воздействия на окружающую среду. Городская магия может следовать по тому же пути.

Как магия влияет на Землю

Говоря о том, может ли магическая практика причинить вред окружающей среде, мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и в любой другой области. Для многих магов вопрос, можно ли им сотворить заклинание или вызвать духов и каковы будут возможные последствия, включает воздействие на окружающую природу. Городские маги должны учитывать происхождение материалов, которые они используют, и способы их утилизации. Парафиновая свеча, сделанная из нефти, загрязняет воздух как в городе, так и на ферме, хотя запах дыма больше раздражает горожан. Закапывая в землю неразлагающиеся материалы, оставшиеся после заклинаний, вы загрязняете грунтовые воды и так далее.

Чем больше способов повторного использования и переработки отходов находят маги, тем больше они заботятся о городе как таковом. Общими усилиями мы снижаем нагрузку на окружающую среду. Экстремальный пример — фриганы3, которые в поисках еды и других предметов многократного использования перерывают мусорные контейнеры. Художники, как люди, не чуждые магии, создают художественные работы из остатков мусора. Водители переоборудуют автомобили так, чтобы они могли работать на возобновляемом топливе, и используют в качестве смазки топленый жир, иначе владельцам ресторанов пришлось бы платить за его утилизацию. Когда общество становится настолько сытым и благополучным, что начинает производить огромное количество отходов, сами отходы становятся источником новых возможностей. Там, где живет много людей, всегда будет больше мусора, но в отличие от сельской местности в больших городах сбор и повторное использование отходов — дело выгодное.

Забота о городе с точки зрения магии означает несколько вещей. Во-первых, нужно признать, что существуют бионеразлагаемые синтетические материалы, что они — часть нашей жизни, и с этим ничего не поделаешь. Единственное, что мы можем сделать, — это находить новые способы использовать их в искусстве и в магии и решать проблемы на уровне законодательства. Настанет день, и кто-нибудь вырастит правильные бактерии, которые будут питаться исключительно бионеразлагаемыми отходами. Остается надеяться, что это не превратится в глобальное нашествие термитов. Во-вторых, нам следует пересмотреть наше отношение к невмешательству. Безусловно, можно отказаться от городской жизни (и у многих есть на то веские причины, связанные с психическим здоровьем), но городская магия на личном и этическом уровне означает участие. В-третьих, будьте готовы экспериментировать — искусственное происхождение вещества автоматически не означает отсутствие в нем магического потенциала. Только оловянные и свинцовые предметы не способны удерживать магический заряд.

В настоящее время уменьшение экологического ущерба — одна из ведущих областей технического прогресса. В будущем эти изменения, безусловно, повлияют на нашу практику городской магии. А пока делайте все возможное и помните — то, что вы живете в большом городе, не означает, что вы наносите больше вреда Земле.

Темная сторона городской магии

Большинство магов, особенно язычники, говорят о темных практиках как о метафоре для обозначения наших слабостей и невежества. По странной причине эта дискуссия обычно не касается вопросов этики, несмотря на то что наши пороки и есть та причина, по которой нам нужны правила. В городской магии скрытые темные стороны быстро становятся очевидными. Разграничение городских кварталов по имущественному и расовому принципу демонстрирует наши предрассудки. Необходимо признать существование этой энергии и считаться с ней, прежде чем у нас появится хоть какая-то надежда перенаправить ее.

По мере погружения в магию ваше беспокойство будет только расти. Самые тревожные и обескураживающие открытия будут касаться вас самих. Если вы решили заниматься городской магией, то придется смириться со своей уродливой темной стороной, потому что это проявление врожденных реакций.

В больших городах неприятные вещи встречаются довольно часто. Бездомные, наркомания, случаи эмоционального и физического насилия, психические заболевания — все это предстанет перед вами во всей красе. Можно сказать, что эти проблемы — порождение темной изнанки города, но истинная тьма — это ваша реакция при столкновении с отталкивающей реальностью. Со временем вы обнаружите, что ваше добродетельное негодование и есть источник вечного зла.

Иногда городские духи общаются с нами через уличных попрошаек, через людей, страдающих расстройством восприятия, а иногда их голос можно услышать в странных, а порой диких речах сумасшедших. Часто это означает, что вам придется приложить усилие и преодолеть собственные проекции и предрассудки, чтобы прочесть реальную ситуацию. Иногда попрошайка, который отирается на парковке, — это просто очередной мошенник, а иногда — явление духа. Бывает, что кто-то действительно нуждается в помощи. Вы не научитесь замечать разницу, пока не перейдете от спонтанной агрессии к спокойной и обдуманной реакции на происходящее.

Наиболее очевидно тревожность проявляется в общественном транспорте. Там вы получите возможность попрактиковаться и проверить себя. Например, столкнувшись в автобусе с человеком с очевидным психическим заболеванием, сначала понаблюдайте за собой. Каковы ваши естественные реакции? Что вы думаете в этот момент? Что вы чувствуете — осуждение, отвращение, страх?

А как насчет жалости? Как она влияет на ваши чувства? Не спрашивайте себя «почему?». Внимательно понаблюдайте за своими реакциями. Некоторые из этих людей больны, некоторые из них — преступники, а некоторые — наделенные нечеловеческим сознанием духи, которые стали частью жизни большого города.

Изучив, в первую очередь, собственные реакции, вы обнаружите то, что составляет основу вашего мироощущения и блокирует духовное восприятие: вы тоже запачканы грязью. Тень большого города лежит и на нас, как и на лицах тех, кого коснулось несчастье, вечный спутник городской жизни.

О колонизации, заимствовании и вашей безопасности

Некоторые из читателей этой книги могут опасаться обвинений в незаконном присвоении интеллектуальной собственности. Я не могу обещать, что книга полностью свободна от колонизаторского наследия и заимствований. На 50 % я — потомок колонизаторов и на 50 % — потомок коренных жителей, которым в конечном итоге повезло влиться в новую культурную среду. Как бы я ни старалась, есть вещи, которые я просто не вижу из-за моего привилегированного происхождения. Ритуалы, включенные в книгу, — результат моего личного развития. Я могла что-то неосознанно позаимствовать только потому, что мне и в голову не пришло задуматься о происхождении той или иной вещи, настолько привычными они мне кажутся.

В книге есть несколько мест, где я предлагаю делать то, что не является незаконным (по большей части), но для некоторых людей оно по-прежнему сопряжено с риском подвергнуться насилию (из-за внешнего вида или из-за сказанного). Я хотела бы сделать все возможное, чтобы вас защитить. Если некоторые вещи для вас небезопасны, пожалуйста, сообщите мне об этом. Городская магия — это всегда незавершенная работа, и забота о безопасности — часть этой работы, которая важна, в первую очередь, для вас самих.

Гражданское неповиновение

В последующих главах вы найдете ритуалы, которые, возможно, захотите совершить публично. Если вы живете там, где закон ограничивает право на свободу собраний, вы можете его нарушить. В некоторых случаях публичные ритуалы могут стать актами протеста. Не все акты гражданского неповиновения получают освещение в СМИ. Сидячие протесты и протестные марши попадают в объективы камер и на страницы газет, но люди, которые самостоятельно размечают пешеходный переход, не дожидаясь, пока это сделают городские власти, тоже влияют на жизнь окружающих. Некоторые наиболее знаковые формы уличного искусства перерастают в акты гражданского неповиновения. В крайнем случае, вы всегда можете сказать, что это просто перфоманс. Власти не всегда знают, что делать с уличными артистами. Здесь…