Фрагмент книги «Демоны в религии, искусстве и фольклоре»
Война на небесах на миниатюре «Апокалипсис». Ок. 1330. Нью-Йорк, Метрополитен-музей
И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (12:7–9).
В другом фрагменте Откровения:
«Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла» (8:8–9).
Люцифер и его образ занимал умы как христианских теологов, так и иудеев и мусульман. Но в целом его история в разных культурах и религиях не содержит разительных противоречий и неизменно совпадает в нескольких ключевых аспектах:
• Люцифер – архангел или верховный ангел;
• восстал против Бога;
• был низвергнут со своими последователями в ад;
• заточен в Преисподней до Страшного суда.
В некоторых интерпретациях Люцифер превращается в чудовищного зверя: правда, неясно, суждено ли ему превратиться в зверя с течением времени или же эта чудовищность – лишь один из обликов, которые он может принимать.
Фома Аквинский (1221–1274) в вопросах L–LXIV «Суммы теологии» указал на некоторые факты «восстания» Люцифера и других ангелов и на последствия этого «восстания»:
• демоны, желая быть равными Богу, совершили грех гордыни;
• демоны не являются злыми от природы, но становятся таковыми в результате осуществления свободной воли;
• падение дьявола произошло не одновременно с его сотворением, ибо если бы это было так, то причина зла была бы приписана Богу;
• дьявол изначально был величайшим из ангелов;
• число падших ангелов меньше, чем число тех, кто сохранил верность Богу;
• демоны не знают высших истин;
• демоны полностью преданы злу;
• демоны страдают от наказаний, которые не затрагивают органов чувств (имеют нефизическую природу);
• у демонов есть две обители: ад, где они мучают грешников, и «туманный воздух», где они подстрекают людей к злым делам.
Джованни да Модена. Ад (фрагмент). 1410. Болонья, базилика Сан-Петронио
Злые ангелы
До сих пор продолжаются споры о природе вины того ангела, что, восстав против Бога, стал называться Сатаной.