Общество потребления

Аннотация

В этой лекции вас ждут размышления А.И. Фета о современном обществе потребления о его внутреннем разложении, несмотря на видимое внешнее процветание. О том, о чем еще в начале двадцатого столетия говорили такие серьезные мыслители и ученые, как Альберт Швейцер, Томас Манн, Бертран Рассел, Эйнштейн и Лоренц. Все они в один голос предупреждали о распаде нашей культуры. Но, увы, и сегодня, общественное мнение все еще не осознало, что происходит. Оглянитесь вокруг, машины избавили нас от физического труда, нам не нужно задумываться, как функционирует тот или иной механизм, мы привыкли нажатием одной кнопки использовать сложнейшие технические приборы. Большинство наших потребностей создаются и поддерживаются искусственно, в интересах промышленных корпораций. В то время, как большая часть населения Земли страдает от голода, лишена образования и беззащитна от болезней, мы погрузились в дешевый снобизм, не дающий нам ни радости, ни покоя. Люди перестали общаться, разорвана связь поколений, связь времен. По всей видимости должно пройти еще немало времени, чтобы мы, все же поняли, что мы — одно племя, племя, скученное на маленькой планете, такой хрупкой и беззащитной и нам не выжить на ней, если мы будем жить так, как теперь.

Содержание лекции:

1. Упрощение человека

2. Иллюзия прогресса

3. Иллюзия демократии

4. Иллюзия благополучия

5. Жизнь без иллюзий



© А.И. Фет (наследники)

© ИП Воробьёв В.А.

© ООО ИД «СОЮЗ»

W W W . S O Y U Z . RU


Абрам Ильич Фет

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

1. Упрощение человека

Наша современная культура, именуемая европейской или западной, достигла небывалого в истории могущества и уверенно господствует над всей Землёй, но в то же время переживает очевидное внутреннее разложение. Трудно не заметить здесь аналогию с концом античного мира, когда видимое процветание Римской империи в эпоху Антонинов несло в себе задатки будущего распада. Эта идея поразила английского историка Эдуарда Гиббона, посетившего Рим в 1764 году, на заре Просвещения. Гиббон хотел уяснить себе, не угрожает ли та же судьба Новому миру, и написал для этого знаменитую книгу “Упадок и разрушение Римской империи”. Повидимому, он надеялся, что мы избежим судьбы древних.

Аналогии всегда ненадёжны, особенно в истории. В то время как Гиббон писал свою книгу, были уже заложены основы современной науки и начинался связанный с ней технический прогресс. Европейская культура получила средства мышления и действия, невиданные в прошлом; но через сто лет обнаружилось, что она потеряла свои цели. При всём очевидном развитии материальной культуры жизнь не становилась лучше: казалось, прогресс остановился на уровне вещей и не коснулся человека.

Главным мотивом Новой истории была борьба против сословных привилегий, а главной действующей силой была буржуазия. К середине XIX века буржуазия добилась господства в передовых странах Европы, и вскоре выяснилось, что у неё нет больше культурных идеалов. Лозунги Французской Революции получили весьма убогое воплощение: подавляющая часть населения должна была довольствоваться юридическим равноправием, при вопиющем неравенстве условий существования, и выносить ежедневное бремя наёмного труда, оставлявшее очень мало свободы. Но у трудящихся возникло подлинное ощущение братства — правда, ограниченное “братьями по классу”. Казалось, что социализм принёс им новые идеалы — освобождение труда и добровольную организацию общественной жизни. Но эта иллюзия длилась недолго. Лидеры социалистов не имели глубокой программы и могли предложить рабочим только перспективу материального благополучия, то есть образ жизни и мировоззрение буржуазии.

В середине XIX века можно было ещё надеяться, что естественное развитие общества само собой, без новых идей разрешит все проблемы. Но в конце века этот оптимизм был исчерпан. Возникло пессимистическое мироощущение, выраженное словом “декаданс” и наложившее свой отпечаток на литературу и искусство. По существу это был “эскапизм”, бегство от действительности — в романтические иллюзии о Средних веках, в религиозные фантазии, или в утонченность переживаний, уже исчезавшую из реальной жизни. Декаденты были недовольны своим временем и обвиняли во всех его бедствиях науку, якобы не исполнившую своих обещаний. Парадоксальным образом, это было время наивысших достижений науки.

Утонченность декадентов была недолговечным переходным явлением. Первая мировая война принесла упрощение чувств, отразившее подлинное упрощение человека. Можно было бы подумать, что это было следствие войны, и в таких толкованиях не было недостатка. Но Альберт Швейцер справедливо заметил, что дело обстояло как раз наоборот: сама война была следствием упадка культуры. В своих лекциях “Упадок и возрождение культуры”, опубликованных в 1923 году[1], он дал первый общий анализ этого явления. “Для всех очевидно, — говорит он, — что происходит самоуничтожение культуры”. Причиной этого упадка Швейцер считает организацию производства и общественной жизни, подавляющую человеческую личность и навязывающую ей принятые шаблоны поведения и мышления.

Прошёл XX век. В мире установилось нечто вроде равновесия, и принято думать, что равновесие — это всё, чего можно желать, особенно если вам достался удобный уголок этой Земли. Можно сказать, что это и есть Прекрасный Новый Мир:

And when all this is accomplished,

And the Brave New World begins,