Ангелы в религии, искусстве и психологии

Аурелио Пенна

Ангелы в религии, искусстве и психологии

Aurelio Penna

“Gli Angeli: Scoprirli, sentirli, incontrarli”



© 2020 by Giunti Editore S.p.A., Firenze-Milano

www.giunti.it

© Волкова Ирина, перевод, 2023

Предисловие



Неужели ангелы снова в моде? На эту мысль наводит новый виток посвященных им публикаций. Следует заметить, что никакая мода не возникнет и не утвердится, если нет спроса со стороны публики и если публика не созрела для восприятия той или иной темы.

В истории религий и народных верований ангелы занимают странное положение. Суждения об их природе никогда не были однозначными: кто они – вымышленные или реальные существа, посредники между человеком и божеством или это символические или аллегорические фигуры?

Для одних – эзотерические символы, для других – идеальные творения, они неизменно вызывают большое любопытство, не обязательно связанное с религиозными мотивами, которое нередко порождает то бурные дебаты (как, например, знаменитую дискуссию о том, какого пола ангелы), то скепсис.

На протяжении веков представления об ангелах были очень разнообразными и сами они становились излюбленными персонажами всевозможных сюжетов в искусстве, прежде всего западном. Художники, вдохновляясь Священным Писанием, изображали их в весьма свободной манере, преимущественно как телесные создания. Ангелы – сквозная тема не только монотеистических религий, но и западного общества в целом. А интерес, который они пробуждают в последние годы, возможно, таит в себе что-то более глубокое, чем моду или любопытство. Это сродни экзистенциальной потребности объяснить необъяснимое или духовной жажде начать все сначала, «заново родиться». За эпохой Просвещения последовали века небывалого научно-технического прогресса, но прогресса исключительно в материальной сфере, в практических познаниях. Не связано ли с этим присущее современному человеку ощущение размывания и потери смысла жизни, приведшее к цинизму и господствующей ныне пошлости?





Мастера Чегёльда. Музицирующий ангел. XV в. Венгрия, Эстергом, Музей христианского искусства





Никто и не помышлял об экзистенциальном разрыве, пока научные открытия и утопии XX века не развеяли веру в непрестанный и необратимый прогресс. Стало очевидно, что наука сама по себе не способна не только осчастливить человека, но даже дать ему самое насущное для жизни, более того, бездумное и безоглядное развитие науки может привести к уничтожению человечества, что не могло не породить глубокого разочарования. Чтобы заполнить образовавшуюся пустоту и понять, что с нами происходит, естественно обратиться к накопленным тысячелетиями знаниям и к традициям и попытаться соотнести их с новыми знаниями, обретенными современной наукой.

Так, в наше время вновь стали заметны белые крылья ангелов. Мода ли это в искусстве или духовная потребность – вопрос открытый. Мы предлагаем ознакомиться с мирами, где существуют божественные посланники, и увидеть, что же они собой представляют.

ОТ РЕДАКЦИИ

Мы добавили в книгу рубрику, которая оформлена так же, как это письмо к читателям. Рубрика поможет:

• узнать интересные факты из истории искусства,

• познакомиться с размышлениями богословов, философов, ученых и даже современных кинорежиссеров,

• расширить познания в мировых традициях ангеловедения,

• погрузиться в контекст с точки зрения православия.



Издание несет сугубо развлекательный и научно-познавательный характер и не преследует цели оскорбить чувства верующих, не направлено на разжигание ненависти к представителям какой-либо религиозной группы.

Узнать ангелов

Герард Давид. Благовещение [деталь]. 1506. США, Нью-Йорк, Метрополитен-музей





Существуют ли ангелы?

опрос, конечно, риторический, ведь существование ангелов – вопрос веры. Часто отрицание ангелов следует за отрицанием Бога. Так ангелология в глазах общественности становится служанкой богословия.

Но кто такой ангел? Согласно энциклопедиям, это «посланник» или «служитель» (на древнееврейском mal’akh), в сугубо религиозном смысле – сверхчеловеческое существо, посредник между небом и землей, между Богом и людьми. Ангелы – благовестники воли Божьей. Наш «ангел» происходит от греческого слова ἄγγελος. Ангелы обитают в промежуточном царстве между Богом и человеком и как таковые заполняют пустоту. Вступая в отношения с человеческим миром, они могут принимать совершенно непредсказуемые обличья.

 

                              Они витают

                              Невидимо вблизи, когда мы спим

                              Иль бодрствуем, и все Его деянья

                              Бессменно созерцают день и ночь[1].

 

С точки зрения верующих, если мы признаем существование Бога или некоего высшего разума, некоей воли, сотворившей мир, ничто нам не мешает признать и существование ангелов. Это возможно, но не обязательно – ведь Бог способен действовать и без подручных вроде ангельского сонма. Но если «Бог нуждается в людях», то он может нуждаться и в ангелах, эти создания помогают ему осуществить его замыслы. Если у Вселенной есть смысл, разумное начало, гармония, цель, то обитатели Земли, возможно, не единственные творения.

Ангельские существа представляются нам хрупкими и легкими, как пух. У этих бестелесных обитателей небесных сфер чисто духовная природа. Современная физика учит нас, что материя, которую мы традиционно воспринимали как объективную реальность, на самом деле есть не что иное, как частичное и временное сгущение энергии, пронизывающей всю Вселенную. Так давайте же вообразим, будто ангелы рядом с нами, наши попутчики в этом увлекательном и таинственном путешествии, каким предстает наша жизнь.

Ангел – легенда или реальность?

Каждый из нас может познакомиться с историей ангелов в той или иной культурной традиции и для себя решить, что из этих традиций принять, а что отвергнуть.

Ангел – одна из фигур, которая часто встречается, когда мы касаемся темы божественного. В разных верованиях он изображается по-разному. В западной христианской традиции его существование признается в качестве «истины веры»[2], что было подтверждено IV Латеранским собором 1215 года.

В прошлом ангелов сопровождала слава. Это выражалось не только в трепетном внимании богословов, но и в постоянном обращении к ним в литературе и изобразительном искусстве. Однако для современных людей ангелы стали чем-то вроде детских воспоминаний. Конечно, в XX веке появилось немало интересных трудов об ангелах, написанных известными интеллектуалами и богословами, такими как Анри Корбен, Ален Даниэлу, Жак Маритен, Сергей Булгаков, Ханс Урс фон Бальтасар, Анри де Любак [3]. И тем не менее следует отметить, что ангелология практически отсутствует в богословии прошлого века, поскольку ангелов «прописали» в христианском предании и перестали воспринимать как объект для исследования.

Вот что пишет, например, Джорджио Галли, университетский профессор, видный историк, политолог и исследователь эзотерических культур:

«Ангелы, вновь появившиеся в последние годы, это не те же самые ангелы христианской традиции. Это уже не посланники божества. И не полководцы небесных воинств, вроде архангела Михаила, разбивающего орды демонов. И не традиционные ангелы-хранители, которых знали все дети, родившиеся до Второй мировой войны.

Эти новые ангелы совсем другие. Думаю, что их можно назвать ангелами new age – формами энергии, с которыми может пообщаться тот, кто в них верит.

Они тоже передают послания, но уже не от иудеохристианского Бога, а от самых разных существ – от древних мудрецов до жителей далеких миров. Они сопровождают в другие измерения – это ангелы света, чье явление видели люди, побывавшие в коме, о чем можно прочитать в отчетах врачей, наблюдавших пациентов».

Представления и теории об ангелах

В каждом веке специфический «ангельский вопрос» волновал и вовлекал в свою орбиту многих историков, ученых, богословов, мистиков, философов, поэтов, писателей и других деятелей культуры.

Величайшего мыслителя Средневековья Фому Аквинского не случайно титуловали doctor angelicus («ангельским доктором»), а его философию признали частью официального учения католической церкви. В «Сумме теологии» он утверждает, что ангел-хранитель всегда рядом с человеком, как при жизни, так и при переходе в иной мир.

«Надлежит ответить, что ангелы приводятся на суд из-за человеческих грехов не как обвиняемые, но как свидетели, изобличающие людей в их пороках»[4].

Архангел Гавриил [деталь фрески]. Италия, Больцано, аббатство Новачелла





Еще ранее Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, христианский апологет II–III веков, говорил, что душа, переступившая порог смерти, «ликует или трепещет, в зависимости от того, какое уготовано ей пристанище, о котором она сразу же узнает по самому лику ангела, вызывателя душ, Меркурия поэтов»[5].

Эти утверждения находят отклик даже у современных ученых, изучающих опыт клинической смерти. Об этом чрезвычайно интересном опыте мы поговорим позднее.





Братья Доминик и Иоганн Баптист Циммерманы. Деталь фрески потолка. 1754. Германия, паломническая церковь в Висе





Свидетельство Сведенборга

Среди мистиков, переживших опыт встречи с ангелами, особое место должно быть отведено Эммануилу Сведенборгу. Тому есть три причины:

• он был человеком исключительной культуры, настоящим энциклопедистом, выдающимся ученым;

• он принадлежал к протестантской церкви, которая, из-за своей строгой приверженности библейскому буквализму, всегда высказывала недоверие к мистическому опыту, считая его индивидуалистическим отклонением от Писания;

• видения этого человека имели не эпизодический характер, а длились почти беспрерывно десятилетиями, давая обширную информацию о «потустороннем мире».





Сведенборг родился в Стокгольме в 1688 году; сын лютеранского епископа, он получил углубленное религиозное образование. Однако его вера оставалась долгие годы как бы «фоновой», чисто умозрительной.

В Уппсальском университете Сведенборг отдал предпочтение филологии, языкам, музыке. Переехав в Лондон, он со всем пылом увлекся науками, ведь ему выпала честь быть учеником Ньютона и Эдмунда Галлея. Затем Эммануил отправился в Голландию и наконец в Париж [6]. По возвращении в Швецию в возрасте двадцати шести лет он уже обладал колоссальными научно-техническими познаниями. Король Карл XII принял его как великого ученого и позволил осуществить многие из его бесчисленных и самых разнообразных технических проектов (воздушные насосы, подъемные машины, горнодобывающие уст…