Фрагмент книги «Влюблённый Сократ. История рождения европейской философской мысли»
Профессор Арман Д’Ангур предлагает взглянуть под новым углом на жизнь философа. Сократ, которого заново открывает для нас автор, — это Сократ, терзаемый переживаниями и страстями, храбрый воин, атлет, любовник и мечтатель. В этом полном и подробном жизнеописании самого таинственного мыслителя Античности прослеживается его путь от юноши, впервые познавшего любовь и вкусившего знание, до зрелого мужа, чьи идеи определили ход европейской философской мысли на века вперед.
Данная книга выходит на русском языке в двух сериях под названиями «Изобретая философа: влюблённый Сократ» (серия «Персона») и «Влюблённый Сократ: история рождения европейской философской мысли» (серия «Исторический интерес»).
© Armand D’Angour, 2019
© Баратов Н.А., перевод на русский язык, 2024
© Издание на русском языке, оформление.ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2024КоЛибри®
Хорошо это или плохо, но наш Сократ — это Сократ Платона.
Дискин Клэй, американский филолог
Никто из нас по-настоящему не знает Сократа.
«Пир», Платон
Познай самого себя.
Изречение, начертанное на храме Аполлона в Дельфах
Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.
«Апология Сократа», Платон, авторское изложение
Благодарности
Любой рассказ о жизни Сократа подразумевает работу по отбору сведений и работу воображения. «Влюблённый Сократ» был написан не для специалистов, но эта книга сфокусирована на тех элементах биографии Сократа, которым не уделялось достаточного внимания. Количество опубликованных работ о Сократе огромно, но я ограничил библиографию лишь теми статьями, которые показались мне особенно полезными, — главными среди них являются всеобъемлющий научный труд Дебры Найлс «Люди Платона» (Nails, D. The People of Plato) и рассуждения Карла Хаффмана о книге Аристоксена «Жизнь Сократа» (Huffman, C. ‘Aristoxenus’s Life of Socrates’), полузабытого источника информации о жизни философа.
Эта книга — не вымысел. Однако мой рассказ о битве при Потидее в начале второй главы и глава «Сократ: Жизнь» в послесловии к книге специально выделены курсивом — так я стремился показать, что всё это хотя и основано на реальных доказательствах, но все же воссоздано силой моего воображения.