Неизведанные земли. Колумб
«Хорошо документированная, научная краткая биография. Фернандес пробирается через все легенды и предположения, которые сложились о Колумбе, к неприукрашенным фактам об этом неуловимом человеке, в контексте мира XV века. Он восстанавливает историю исследователя, изучая его характер, используя в качестве основы повествования слова самого мореплавателя. Читатели будут восхищаться развитием его географических идей, удивляться описаниями его путешествий и сочувствовать его катастрофической карьере администратора»
Долорес М. Штайнхауэр, Научно-технический
институт Томаса Джефферсона
«Фернандес-Арместо создает портрет Колумба, показывая его сильные и слабые стороны, его цели и достижения. В книге рассказывается о человеке, на которого повлияли его время и идеи эпохи, и о том, как с этими идеями он отправился на поиски Индии».
Anthony Bosnick
«По сути, это неизвестная история, поскольку то, чему нас учат в школе, почти полностью состоит из лжи и мифов, например, что королева продала драгоценности, чтобы оплатить первое путешествие, или что все во времена Колумба верили, что Земля плоская <…> Жизнь Колумба, очень хорошо описанная Фернандесом-Арместо, представляет собой великолепную, трагическую и невероятную эпопею, читающуюся как лучшие приключенческие романы».
Guillermo Maynez
Felipe Fernández-Armesto
Columbus
Опубликовано с согласия David Higham Associates Limited и The Van Lear Agency LLC
Перевод с английского Каролины Льоренте
Фернандес-Арместо Ф.
Колумб : Неизведанные земли (Персона) / Неизведанные земли : Колумб (Исторический интерес) / Фелипе Фернандес-Арместо ; пер. с англ. К. Р. Льоренте. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2024. — ил.
ISBN 978-5-389-25181-6
16+
Имя Христофора Колумба навсегда вошло в историю великих мореплаваний и географических открытий: он первым проложил путь через Атлантику к американским берегам благодаря своему упорству и решимости. Ему посвящен национальный праздник, о нем снято множество фильмов, в его честь названы страна Колумбия, города, кратер, астероид. Однако его личность до сих пор остается загадкой. Развенчивая мифы и легенды, британский историк Фелипе Фернандес-Арместо создал самую полную на сегодняшний день биографию Колумба — самоучки, отчаянно пытавшегося добиться расположения при дворе, авантюриста, мечтателя. Эта книга, написанная с точностью документальной хроники, читается увлекательно, словно захватывающий приключенческий роман.
«Колумб был необразованным человеком, знавшим о своем невежестве, но бросившим вызов общепринятой мудрости своего времени. Преклонение перед старыми текстами не мешало ему испытывать восторг всякий раз, когда удавалось скорректировать их на основе опыта. Это делает его одним из последних светочей средневековой космографии и одним из первых маяков Научной революции…» (Фелипе Фернандес-Арместо)
Книга выходит на русском языке в двух сериях под названиями «Колумб: Неизведанные земли» (серия «Персона») и «Неизведанные земли: Колумб» (серия «Исторический интерес»).
© Felipe Fernández-Armesto, 1991
© Льоренте К. Р., перевод на русский язык, 2024
© Курилов А. М., перевод на русский язык, 2024
© Издание на русском языке, оформление.
ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2024
КоЛибри®
Вы, те, кто появляется на свет,
чтоб новую открыть эпоху,
благословить, запутать, ужаснуть.
Приходите вы в череде времен
Стихийно, как мельчайшие букашки
На самых незаметных из листочков.
Но открываете дорогу несчастьям и расколам мира.
Томас Гарди. Династы
Они все смеялись над Христофором Колумбом,
Когда он говорил, что Земля круглая.
Ха-ха-ха! — и кто теперь смеется последним?
Джером Керн. Роберта
Капая достаточно часто, капля воды может продолбить камень.
Колумб. История третьего путешествия
Хронология
1429 |
Будущий отец Колумба, Доменико Коломбо, учится на ткача. |
ок. 1445 |
Доменико Коломбо женится на Сусанне Фонтанароссе. |
ок. 1451 |
Рождение Колумба в Генуе или близ нее. |
1472 |
Колумб вместе с отцом занимается семейным ткацким бизнесом. |
ок. 1476 |
Колумб переезжает в Лиссабон. |
ок. 1477 |
Совершает путешествие в Исландию, возможно с посещением Англии и Ирландии. |
1478 |
Поездка с целью закупки сахара от фирмы Чентурионе, зарегистрированной на Мадейре. |
ок. 1479 |
Женитьба на Филипе Монис де Перестрелло. |
1480 |
Рождение старшего сына, Диего. |
ок. 1482–1485 |
Поездка(и?) в Сан-Жоржи-да-Мину. |
ок. 1484 |
Впервые обращается к королю Португалии Жуану II с проектом пересечения Атлантики. |
ок. 1485 |
Ищет покровителя в Кастилии. |
1486 |
Май: аудиенция у Фердинанда и Изабеллы в Кордове |
1488 |
Ноябрь: у Беатрис Энрикес родился сын Колумба Фернандо. |
Декабрь: Колумб, вероятно, снова в Лиссабоне. |
|
ок. 1489–1490 |
Брат Колумба Бартоломе предлагает проект во Франции и Англии. |
1489 |
Май: Колумба принимают при дворе Фердинанда и Изабеллы. |
1492 |
Январь: финансовый консорциум под руководством Луиса де Сантанхеля решает поддержать Колумба. |
17 апреля: Колумб заключает контракт с испанскими монархами на поиск «островов и материков в Океане-море». |
|
23 июня: Колумб получает корабли и набирает людей в Палосе. |
|
3 августа: отплывает из Палоса с целью пересечь Атлантику. |
|
12 августа: прибывает на Канарские острова для переоборудования и ремонта судов. |
|
6 сентября: отправляется из Сан-Себастьяна-де-ла-Гомеры. |
|
12 октября: прибывает на один из Багамских островов. |
|
28 октября: открытие острова Куба. |
|
6 декабря: открытие острова Эспаньола [1]. |
|
24 декабря: флагманский корабль «Санта-Мария» садится на мель, и команда сходит на берег. |
|
25 декабря: основан форт Навидад на Эспаньоле. |
|
1493 |
16 января: Колумб покидает Эспаньолу. |
14 февраля: Колумб впервые слышит «небесный голос» и отмечает это в своих записях. |
|
17 февраля: Колумб появляется вблизи Азорских островов, куда моряки высаживаются 18 февраля. |
|
4 марта: Колумб прибывает в Лиссабон; отбывает 11 марта. |
|
15 марта: Колумб прибывает в Палос. |
|
Апрель: Колумб лично предстает перед Фердинандом и Изабеллой в Барселоне с отчетом о своих открытиях. |
|
3–4 мая: папа Александр VI издает буллы Inter Caetera [2], предоставляющие Кастилии суверенитет над открытиями Колумба. |
|
25 сентября: Колумб отправляется в свое второе путешествие через Атлантический океан. |
|
13 октября: покидает Йерро и пересекает Атлантику. |
|
3 ноября: высаживается на острове Доминика. |
|
18 ноября: после серии открытий Малых Антильских островов Колумб открывает остров Пуэрто-Рико. |
|
23 ноября: прибывает на Эспаньолу. |
|
28 ноября: прибывает в форт Навидад и обнаруживает, что весь гарнизон уничтожен. |
|
1494 |
24 апреля — 29 сентября: Колумб покидает Эспаньолу для исследования Кубы и Ямайки. |
28 сентября: Колумб воссоединяется со своим братом Бартоломе на Эспаньоле. |
|
1495 |
Март: Колумб начинает серию сражений, длившихся более года, с целью покорения внутренних районов Эспаньолы. |
Октябрь: Хуан Агуадо прибывает для проведения судебного расследования в связи с исполнением Колумбом обязанностей губернатора. |
|
1496 |
10 марта: Колумб отплывает с Эспаньолы, направляясь в Испанию через Мари-Галант и Гваделупу; прибывает в Кадис 11 июня. |
1497 |
23 апреля: Фердинанд и Изабелла дают первые инструкции Колумбу для его третьего путешествия. |
Лето: Колумб проводит некоторое время в монастыре Ла-Мехорада. |
|
1498 |
30 мая: Колумб отправляется из Санлукар-де-Баррамеды в третье путешествие через Атлантику, через острова Зеленого Мыса. |
1 июля: прибывает в Сантьяго; отплывает 4 июля. |
|
31 июля: открытие острова Тринидад. |
|
2–13 августа: исследует побережье материковой Америки вдоль полуострова Пария. |
|
14–15 августа: записывает догадку о том, что он открыл «очень большой континент, который до сегодняшнего дня был неизвестен». |
|
19 августа: прибывает на Эспаньолу, где обнаруживает, что восстание Ролдана в разгаре. |
|
1499 |
Сентябрь: конец восстания Ролдана. Алонсо де Охеда [3] высаживается на Эспаньоле. |
25 декабря: Колумб снова слышит «небесный голос». |
|
1500 |
Июнь: Висенте Яньес Пинсон прибывает на Эспаньолу. |
Август: Колумб подавляет очередное восстание под руководством Адриана де Мухики; Франсиско де Бобадилья [4] прибывает для проведения судебного расследования. |
|
Сентябрь: Колумб арестован. |
|
Октябрь: Колумба отправляют в Испанию в цепях. 16 декабря: Колумб предстает перед Фердинандом и Изабеллой и удостоен хорошего приема. |
|
1501 |
Февраль: начало сохранившейся переписки Колумба с Гаспаром де Горрисио [5]; возможно, он работает над «Книгой пророчеств». |
13 сентября: Николас де Овандо назначен губернатором Эспаньолы. |
|
1502 |
13 февраля: Николас де Овандо отбывает на Эспаньолу. |
13 марта: Фердинанд и Изабелла дают Колумбу разрешение совершить четвертое путешествие. |
|
3 апреля: Колумб отправляется из Севильи в свое четвертое и последнее путешествие; задержавшись из-за непогоды, он покидает Кадис 11 мая. |
|
20 мая: Колумб прибывает на остров Гран-Канария; отплывает 25 мая. |
|
15 июня: прибывает на остров Мартиника. |
|
29 июня: прибывает на Эспаньолу, где, в соответствии с приказом монархов, ему отказывают в убежище в Санто-Доминго от приближающегося шторма. |
|
30 июня: шторм пощадил флот Колумба и его сокровища, но большая часть возвращавшегося домой флота была уничтожена, а Франсиско де Бобадилья погиб. |
|
14 июля: покидает Якимо (южное побережье Эспаньолы). |
|
30 июля: прибывает на остров Бонакка; начинает путешествие вдоль Центральноамериканского перешейка. |
|
20 октября: обнаруживает богатую золотом провинцию Верагуа. |
|
2 ноября: обнаруживает гавань Порто-Белло. |
|
5 ноября: вынужден вернуться в Верагуа из-за плохой погоды. |
|
10 ноября: обнаруживает залив Номбре-де-Диос. |
|
1503 |
6 января: становится на якорь на реке Рио-Белен. |
5 апреля: Колумб слышит «небесный голос». |
|
16 апреля: уходит из почти блокированного устья реки Рио-Белен с потерей одного корабля; следует вдоль побережья на сильно поврежденных морским червем кораблях в надежде достичь Эспаньолы. |
|
1 мая: направляется к северу в открытое море; после того как его относит ветром на Кубу, достигает Ямайки 23 июня. |
|
25 июня: высаживается в заливе Святой Анны на Ямайке. |
|
Июль — август: во время пребывания отряда Колумба на Ямайке Диего Мендес добирается до Санто-Доминго на каноэ и по суше, чтобы обратиться за помощью, которую губернатор Овандо отказывается предоставить. Мятеж братьев Поррас. |
|
1504 |
29 февраля: предсказав затмение, Колумб запугивает туземцев Ямайки, чтобы те обеспечили его отряд продовольствием. |
Март: Диего де Эскобар возвращается в лагерь Колумба с Эспаньолы. |
|
19 мая: мятеж братьев Поррас подавлен. |
|
Июнь: спасательный корабль, посланный Диего Мендесом, забирает Колумба и его людей; они прибывают в Якимо 3 августа. |
|
12 сентября: Колумб отплывает в Испанию. |
|
7 ноября: Колумб прибывает в Санлукар-де-Баррамеду. |
|
26 ноября: смерть королевы Изабеллы. |
|
Декабрь: король Фердинанд принимает Диего и Бартоломе Колонов. |
|
1505 |
Май: Колумб, немного оправившись от крайне плохого самочувствия, отправляется ко двору. |
Начало лета: неудачная аудиенция у короля Фердинанда в Сеговии. |
|
25 августа: Колумб добавляет распоряжение к своему завещанию. |
|
1506 |
Апрель: новые монархи, король Филипп и королева Хуана, прибывают в Испанию. Колумб пишет им свое последнее известное письмо. |
20 мая: Христофор Колумб скончался в Вальядолиде. |
Предисловие
Существует мнение, что Колумб был чудаком и сумасбродом. Такую репутацию он заработал еще при жизни. Его планы вызывали у покровителей снисходительную усмешку, а придворные относились к ним как к шутке [6]. Во время первого путешествия через Атлантику мятежники замышляли сбросить его за борт прямо во время непонятных манипуляций с новомодными громоздкими навигационными приборами [7]. Он утверждал, что слышит небесные голоса [8]. Он раздражал испанских монархов и их придворных, появляясь на публике в вызывающих нарядах — один раз в цепях и регулярно в одеянии францисканца [9].
Эти эксцентричные выходки легко оправдать и даже приветствовать, поскольку бесы часто посещают гениев. Но у них было одно прискорбное последствие. Колумб притягивал таких же чудаков и сумасбродов, и, если бы один из многочисленных комитетов, созванных в честь пятисотлетия открытия Америки, предложил приз за самые глупые домыслы о нем, конкуренция была бы острейшей. Читатель, желающий узнать что-то о Колумбе, может быть основательно введен в заблуждение множеством дилетантов, исполненных благих намерений и взявшихся писать о жизни Колумба как несомненно значительной личности. Большинство книг о Колумбе были биографиями, в которых в лучшем случае давался абрис героя в исторической декорации. И основным их результатом стало создание популярных версий Колумба, «опередившего свое время», то есть Колумба, недоступного воображению, крепко спеленутого уважением к историческим источникам и массе сведений о том времени.
Если научные биографии до сих пор, за редким исключением, не дали более убедительного образа Колумба, вероятно, виной тому дезориентирующее влияние писателей XVI века, условно принятых в качестве первоисточников [10]. В течение 500 лет историография Колумба, образно выражаясь, плыла по воле ветра, хотя она давно нуждается в длительной стоянке в сухом доке, где ее, как плотно обросшее ракушками дно корабля, необходимо энергично очистить от клейкого налета ошибок и ложных представлений. А по возвращении на морской простор ей необходимо умелое управление, помогающее избегать вычурных теорий и невероятных домыслов. Как известно, в темном море голоса сирен раздаются со всех сторон.
Эта книга писалась в расчете на то, что читателям нужны по возможности точные и неприукрашенные факты о Колумбе. Я старался не писать ничего, что нельзя было бы проверить авторитетными источниками или сделать обоснованные предположения на их основе. Повествования XVI века не использовались, за исключением случаев, когда в них цитировались или пересказывались утраченные источники или содержались сведения, которые кажутся мне полезными и которые четко обозначены с предупреждением для читателя в тексте или концевых сносках. Даже заметки, написанные вскоре после смерти Колумба привилегированными наблюдателями, использовались редко и при условии подтверждения содержащихся в них сведений. Собственные рассказы Колумба, от которых вряд ли можно так же легко отмахнуться, были тщательно обработаны и изучены, чтобы выявить намерения «протолкнуть» какую-то идею или в чем-то оправдаться, что присутствует почти во всех мыслях, доверенных Колумбом бумаге, и искажает их. Одним из результатов обращения к трудам Колумба и моего скептического отношения к ним является то, что бо́льшая часть этой книги посвящена не столько тому, что случалось с Колумбом, сколько тому, что происходило в его голове, что, как ни удивительно, легче понять.
Появившийся в результате всех этих трудов образ Колумба, возможно, не более объективен, чем любой другой, поскольку он находится между сетчаткой глаза читателя и моей собственной. Этот образ, каким я его вижу, — амбициозный, но социально неуклюжий выскочка; отважный самоучка, которого тем не менее можно запугать; ожесточившийся беглец от тягостных реалий; авантюрист, сдерживаемый страхом неудачи, — согласуется с имеющимися свидетельствами, хотя на их основе, без сомнения, можно было бы сконструировать и любой другой. Иные исследователи представляли Колумба то практичным мореплавателем, то суровым материалистом, то мистическим провидцем, то воплощением буржуазного капитализма. Источники его мотивации усматривались в миссионерском порыве, общем религиозном убеждении, крестоносном энтузиазме, научном любопытстве, эзотерическом или даже «тайном» знании. А то и просто в жадности. Я нахожу все эти версии неубедительными, однако написал эту книгу не для того, чтобы предложить свою точку зрения как единственно верную, но чтобы дать читателям возможность сделать собственный выбор из целого ряда возможных вариантов.
Однако в историографии Колумба есть три традиции, которые я решительно отвергаю. Первая — традиция мистифицировать образ Колумба, отмеченная стремлением выявить некие тайные истины, которые не могут быть раскрыты на основании поверхностных свидетельств. В подобных сочинениях утверждается, что либо Колумб был не тем, кем казался, либо его план пересечь Атлантику имел какую-то секретную цель. Например, неопровержимые доказательства генуэзского происхождения Колумба не мешают мистификаторам приписывать ему в качестве места рождения Португалию, Кастилию, Каталонию, Майорку или Ибицу, иногда с помощью поддельных документов [11]. Здесь же можно упомянуть еще одну устойчивую мистификацию — традиционное утверждение о еврейском происхождении Колумба. Хотя его собственное отношение к евреям было двойственным: с одной стороны, он относился к ним с уважением и, например, заявлял, что, подобно маврам и язычникам, они могут быть доступны влиянию Святого Духа. В то же время он разделял типичные предрассудки своего времени, осуждая евреев как нечестивых еретиков и обвиняя своих врагов в запятнанности еврейским происхождением [12]. Так что теорию о том, что он сам был иудейского вероисповедания или происхождения, можно отстаивать только ex silentio [13], при отсутствии доказательств, а то и вопреки им [14].
Верящие в «тайные цели» Колумба игнорируют отсутствие доказательств, потому что любая иррациональная вера в них не нуждается. Так, например, некоторые достаточно авторитетные ученые утверждают, что все свидетельства того, что Колумб в 1492 году отправился в плавание с намерением открыть другой путь в Азию, должны быть «дешифрованы», чтобы продемонстрировать обратное. Утверждается также, что его план может быть объяснен или доступом к тайному предвидению, переданному ему «неизвестным кормчим», или предшествующим случайным открытием Америки самим Колумбом, или даже результатом его случайной встречи с американскими индейцами [15]. Читатели данной книги могут рассчитывать на то, что будут избавлены от подобных маловразумительных гипотез.
Вызывает возражения также вторая традиция — рассматривать недостаток доказательств как предлог для интуитивных догадок. Произвольные реконструкции того, что Колумб «должен» был думать или делать в те моменты, о которых нет сведений в источниках, становятся основой для необоснованных заключений. На основании подобных досужих размышлений Колумбу приписывают бурные любовные похождения, мистическое видение им Америки из Исландии или Порто-Санто, ничем не документированные посещения его некими «голосами» и стремление скрыть свое предполагаемое еврейское происхождение [16]. Иногда защитники этого метода выказывают откровенное презрение к основам исторических исследований, призывая «оставить пыльные документы на полке и вернуться к плоти и духу» или прибегая к домыслам на том основании, что «нет никаких документов, только реальная жизнь мужчин и женщин, в жилах которых текла такая же кровь, как у нас» [17]. Тем не менее, даже если кто-то склонен признать эти явно ошибочные доводы, предпосылки, на которых они основаны, ложны. У нас невероятно много информации о Колумбе. Ни один его современник такого же скромного происхождения и ни один мореплаватель не оставил столько следов в чужих записях и столько собственноручно написанных документов.
Последняя опасность, которой я пытался избежать, — это довериться легенде, созданной самим Колумбом. Полагаю, традиционная картина, рисующая невероятно целеустремленную личность, неверна. Хотя Колумб и являлся одержимым упрямцем, его представление о себе, как я пытаюсь показать в этой книге, было омрачено сомнениями. Его идея о божественном предназначении возникла не сразу, она рождалась и развивалась в испытаниях. Его географические понятия формировались медленно и на ранних стадиях были весьма изменчивы. Его представления о мире развивались неравномерно, можно сказать, что его тянуло в разные стороны. Противоположная точка зрения — что его идеи пришли к нему внезапно, как бы в результате откровения или некоего «тайного» открытия, или что он следовал им неуклонно и целеустремленно, вопреки насмешкам современников — восходит к «рекламному» образу, который Колумб создавал в своих трудах на склоне лет. Его целью было не только драматизировать историю собственной жизни и подчеркнуть неоспоримое основание для притязаний на материальное вознаграждение, но и поддержать более широкое представление о себе как о посланце Провидения. Он утверждал, что был избран для выполнения Господней воли — распространять божественное слово в языческих уголках земли. Эта тенденциозная интерпретация собственной жизни была принята авторами XVI века, которые создали пространные труды, повлиявшие на всех последующих писателей. Бартоломе де Лас Касас [18], чья работа сделалась основополагающей для всех современных исследований жизни Колумба, усвоил эту самооценку мореплавателя как божественного посланника, потому что разделял провиденциальный взгляд на историю, оправдывая и прославляя апостольскую миссию для индейцев, в которой лично сыграл немалую роль. Следующее весьма авторитетное повествование, Historie dell’Ammiraglio [19], отражает во многом ту же точку зрения либо потому, что оно было заимствовано из работы Бартоломе де Лас Касаса, либо, возможно, потому, что оно не без оснований приписывается сыну Колумба [20]. Хотя сейчас мало найдется историков, признающих провиденциальную концепцию истории, почти все приняли «мирскую» версию этой легенды, как правило с вводящими в заблуждение результатами. Некоторые некорректные выводы основаны, например, на мифе об «уверенности» Колумба, который восходит к образу, живо нарисованному Бартоломе де Лас Касасом: «Он был так уверен в том, что именно он откроет, как если бы он хранил это в комнате, запертой собственным ключом» [21].
Колумба легче всего понять в контексте исторических реалий: Генуя и генуэзский мир конца XV века; затем генуэзское окружение в Лиссабоне и Андалусии, куда он переехал в критический момент карьеры; двор испанских монархов, который фактически стал местом его деятельности во второй половине жизни; картографирование и исследование Атлантики того времени; мир географических споров, в которые он активно вовлекался; и, в более общем ракурсе, постепенное смещение центра западной цивилизации из Средиземноморья в Атлантику, в которое он внес столь важный вклад. Я попытался вкратце обрисовать картину. Историки в наши дни должны стремиться не отнимать слишком много времени у читателей, и самая важная цель этой книги — рассказать о главном достоверно, но с подобающей краткостью.
Почти все, что я знаю о Колумбе, изучено за десять лет преподавания и послужило для написания статей, частично основанных на его трудах, на факультете древней и современной истории и факультете средневековых и современных языков Оксфордского университета. Среди коллег и учеников я особенно обязан Роджеру Хайфилду, Пенри Уильямсу, Джону Хоупвеллу и Алине Грушке. Мои ошибки, как и ошибки Колумба, проистекают из нежелания прислушиваться к советам [22].
Фелипе Фернандес-Арместо
Партни-Хаус, Линкольншир
июль 1990 г.
Мартин Бехайм. Представление об Атлантике
Колумб в Старом Свете
Маршруты Колумба через Атлантику
Колумб в Вест-Индии
Путешествие Колумба из Гондураса в Дарьен, 1502–1503 гг.
1
Человек почти ниоткуда
От генуи до атлантики
Ок. 1450–1480 гг.
Колумб начал свои путешествия с появления на свет в патриархальной семье и небогатом доме. Дошедшие до нас сведения позволяют с большой долей уверенности утверждать, что Кристобаль Колон, пересекший Атлантический океан в 1492 году, был тем самым Кристофоро Коломбо, родившимся в Генуе или поблизости от нее в семье ткача по имени Доменико, вероятно, немногим более 40 лет назад до этой даты. Доказательства заключаются не только в частых и, по-видимому, искренних уверениях самого Колумба о своем генуэзском происхождении, но и в несомненно подлинном документе, в котором некоторые из его генуэзских родственников заявляют о намерении отправиться в Испанию после того, как он прославился, чтобы искать его покровительства [23]. Этот факт дает представление о социальной траектории жизни Колумба: ограниченное окружение, в котором он родился, с кучей близких и дальних родственников, стремление к мирскому успеху, толпа сородичей вокруг удачливого карьериста и роль кормильца семьи, на которую он был обречен своим нелегко завоеванным местом в мире. На закате жизни Колумб раздавал почетные титулы и богатства (в основном воображаемые) своим братьям и их наследникам. Невольно вспоминается Наполеон — еще один возникший почти из ниоткуда персонаж с ярко выраженными родственными чувствами, благодаря итальянскому происхождению превративший своих обедневших братьев и сестер в европейских монархов.
Хотя о ранних семейных обстоятельствах Колумба известно немногое, очевидно, что он стыдился их. Он уклончиво рассказывал о своем происхождении. В одной из первых биографий, приписываемой его младшему сыну, высказано предположение, что всему виной скромность Колумба. Как утверждает его биограф, он предпочитал возвышаться благодаря заслугам, а не знаменитому происхождению, дабы утвердить свое место в мире [24]. Аргумент, типичный для философии нравственности в эпоху Возрождения: благородство заключается не в древнем происхождении, а в личной добродетели. Однако эту концепцию, как и многие другие концепции века, Колумб разделял далеко не полностью. Он был бы не прочь похвастаться древним происхождением, если бы имел таковое. Мечта о прославленных предках прослеживается в его туманных намеках, что он «не первый адмирал в роду». Но он был более откровенен, когда признался, что его покровители подняли его из ничтожества [25].
Говоря о предке-адмирале, он одновременно скрывал любые упоминания о своем отце-ткаче. Такое же молчание окружало его мать Сусанну, дочь ткача, а также его сестру Бьянкинетту, вышедшую замуж за сыровара. Однако к братьям, дожившим до зрелого возраста, Бартоломео и Джакомо, известным в соответствии с испанской орфографией как Бартоломе и Диего, Колумб проявлял должные семейные чувства: «узы крови и великой любви», как он говорил [26]. Бартоломе был его спутником и доверенным лицом в течение долгих лет, проведенных в попытках обрести покровительство при западных дворах латинского христианского мира, и правой рукой в его стараниях основать колонию в Новом Свете. Диего сопровождал Колумба во втором путешествии через Атлантику и всегда пользовался его любовью и покровительством. «У меня никогда не было лучших друзей, — вспоминал Колумб в конце своей жизни, — и в плохую, и в хорошую погоду, чем мои братья». И это, пожалуй, не выглядит преувеличением в устах человека, которого в ненастье бросили многие друзья, приобретенные в хорошую погоду. Взаимная преданность Колумба и его братьев во время пребывания на испанской службе давала ему ощущение надежности и семейной солидарности на чужбине и во враждебном окружении, но вызывала негодование со стороны отстраненных подчиненных во время путешествий и управления колониями. Двоюродные братья Джованни Антонио и Андреа были с Колумбом во время третьего и четвертого путешествий соответственно и тоже вызывали у многих такие же неприязненные чувства, которые некоторые последователи Колумба испытывали ко всему семейству [27].
Доменико Коломбо был, возможно, не тем отцом, которым можно было гордиться. По-видимому, его вполне можно отождествить с тем ткачом, который, судя по документам, одновременно был хозяином таверны в Савоне и стремился улучшить свое положение, но в 1473 году серьезно нуждался в деньгах, ликвидировал движимое имущество, а десять лет спустя кредиторы вынудили его продать свой дом. Менее определенно его можно отождествить с Доменико Коломбо, стражем городских ворот в 1447 и 1450 годах. Даже эта скромная и неприбыльная должность не могла быть получена без покровительства одной из фракций, активно участвовавших в бурной генуэзской политической деятельности, но данное направление расследования, хотя и интригующее, сталкивается со множеством неясностей и вряд ли приведет к успеху [28]. «Нищий Колумб» (как назвал его один из ранних комментаторов [29]) не стал бы скрывать упоминание о таких ничем не примечательных родителях из соображений скромности. Его скрытность скорее объясняется неясностью происхождения. Да Колумб и не был человеком, совершающим что-либо из соображений скромности. Та скромность, которую он демонстрировал в дальнейшей жизни, когда ходил в грубой одежде [30], была откровенной работой на публику. Он утверждал, что вдохновлен Богом, что, как известно, иногда является формой уничижения паче гордости. Роль великого дво…