Фрагмент книги «Секст как лекарство от тревоги. Чему мы можем научиться у философов-скептиков»
Икигай. Японские секреты долгой и счастливой жизни
Гектор Гарсия [Кирай], Франсеск Миральес
Жить хорошо. Модели личной философии от буддизма до светского гуманизма
Массимо Пильюччи
Адекватность. Как видеть суть происходящего, принимать хорошие решения и создавать результат без стресса
Сергей Калиничев
Введение
Правда ли, что применение вакцин влечет за собой такой риск, что лучше совсем от них отказаться? Является ли ядерная энергетика в долгосрочной перспективе более опасной, чем использование ископаемого топлива? Действительно ли мажоритарная избирательная система предпочтительнее пропорциональной? И правильно ли в современной школе вешать в классах распятия и запрещать мусульманкам носить чадру, если они сами этого хотят?
Сегодня нам все чаще приходится формулировать собственное мнение по сложным вопросам, требующим знаний, которых у нас нет. Мы сталкиваемся с принципиально разными точками зрения и взглядами на мир, а также с культурами и религиями, проповедующими ценности, далекие от наших. В случае несовпадения взглядов лучшее решение — положиться на экспертов. Но что делать, если эксперты отсутствуют, у них нет однозначной позиции или они не вполне объективны, а нас обуревают вопросы, на которые нет ответов? В случае культурных и религиозных различий сформировать собственное мнение гораздо проще. Но мы вновь и вновь неосознанно впадаем в заблуждения и предрассудки, поддаемся манипуляциям и верим фейкам, что повышает наш уровень тревожности из-за страха, недоверия и — нередко — нетерпимости к людям или явлениям, которые нам незнакомы.
Один из способов не стать жертвой когнитивных искажений и разнообразных шарлатанов — постоянно отслеживать сведения о том или ином предмете, отдавая себе отчет в том, что нам остается ориентироваться исключительно на собственные представления о нем, тогда как представления других людей могут быть кардинально противоположными. Такая установка позволяет сохранять спокойствие и продолжать наблюдение за предметом, будучи готовыми разрешать на практике любые противоречия, которые могут возникать между различными убеждениями.