Фрагмент книги «Один на один с жизнью. Книга, которая поможет найти смысл»
Из всех особенностей человеческого поведения я без сомнения выделю одну общую для всех нас — это попытка обмануть жизнь. Я много лет тратил огромные силы на то, чтобы аккуратно (или уж как получится) обойти на поворотах простые, но, увы, неотменяемые данности жизни — настолько же неотменяемые, как движение солнца по небу. И раз за разом я (как и множество других людей) в своих бесконечных попытках обойти эти данности расшибал лоб об простые истины:
Силы не бесконечны, они рано или поздно заканчиваются.
Если не отдыхать, силы сами собой не восстанавливаются.
Чем мы старше, тем быстрее устаем и дольше восстанавливаемся.
Все на свете конечно, и наша жизнь тоже.
Если не заботиться о теле, то оно может умереть раньше, чем душа.
Душе необходимо подпитываться образами, чувствами, фантазиями, а они не терпят суеты.
Энергия психики не в том, чтобы что-то накопить и удерживать, а в том, чтобы обмениваться ею с другими людьми, а от сдержанности устаешь не меньше, чем от постоянной отдачи — жертвенности.
Боль, болезни, неудачи и ошибки — не аномалии, а естественные и неизбежные составляющие жизни, и нельзя их избежать иначе, чем отложив жизнь.
Если ты оказался в болоте, то не сможешь бежать так же, как на стадионе.
Насилие над собой может работать только на очень коротких дистанциях.
Всякие неприятности в нашей жизни часто случаются вне зависимости от того, сделали мы все, что могли, или нет, — они просто случаются.
Удивительным образом синяки на лбу от столкновения с этими истинами не приводили к пересмотру стратегии, а стимулировали надежду: «Ну вот в следующий-то раз!..» И я продолжал закрывать глаза на признаки истощения, удивляться тому, что в сорок успеваю не так много, как в двадцать, воспринимать неудачи и ошибки исключительно как личные проступки, которых можно было избежать, недоумевать от того, что из-за ежедневного насилия над собой нам почему-то становится плохо… И самое главное — где-то в глубине души хотелось (и всегда хочется) верить: «Я — исключение из правил».