BPMN — Метод и стиль

Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

Амели

Предисловие компании ELMA

В последние годы в ELMA мы не просто развиваем продукты, мы создаем экосистему low-code решений, отвечающую на растущие потребности бизнеса в гибкости и масштабируемости. Наша эволюция с момента первого продукта, использующего тогда еще малоизвестный язык BPMN, до современной платформы ELMA365 отражает глубокое понимание того, как важно предоставлять решения, которые способны не только удовлетворять текущие требования рынка, но и предугадывать запросы будущего.

Выход ELMA365 Hub и расширение продуктовой линейки стали нашим ответом на комплексные запросы крупного бизнеса, такие как создание сквозных процессов и обеспечение безопасности данных. Экосистема ELMA365 прекрасно демонстрирует принципы BPMN, изложенные в «BPMN — Метод и стиль»: создание четких, понятных и эффективных моделей бизнес-процессов, которые легко интегрируются и автоматизируются.

Мы особенно ценим подход к непрерывному улучшению и мониторингу, описанный в книге. Наша платформа позволяет использовать динамические BPMN-диаграммы построения и оптимизации процессов в реальном времени за счет проектирования сразу исполняемых моделей. Это помогает бизнесу без потерь адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Расширение партнерской сети и развитие экосистемы low-code продуктов отражают наше стремление к созданию открытых и модульных систем, поддерживают стремление клиентов и партнеров в создании самостоятельных решений под уникальные бизнес-задачи. Такой подход полностью соответствует методам BPMN, способствующим гибкости процессов и их управляемости при минимизации рисков.

Книга «BPMN — Метод и стиль» играет важную роль, связывая теоретические основы и практическое применение BPMN, помогая специалистам глубже понять и лучше использовать возможности нотации в повседневной работе. Перевод этой книги на русский язык открывает новые возможности для развития специалистов в области автоматизации бизнес-процессов, и мы рады предложить его нашему сообществу.

Алексей Будин,

основатель компании ELMA

Предисловие компании GlowByte

На сегодняшний день нотация BPMN 2.0 — один из ключевых инструментов не только у процессных аналитиков, но и у системных и бизнес-аналитиков. Со дня ее появления, особенно после выхода версии 2.0, она стала широко применяться как для регламентации деятельности, так и для задач по автоматизации процессов.

Есть мнение, что нотация по своей сути — очень простой и интуитивно понятный инструмент, не требующий какого-либо обучения. Действительно, вы можете использовать ограниченный набор элементов нотации и получить на выходе модель, понятную широкому кругу лиц. Фактически для чтения подобных моделей достаточно знать информатику на уровне школы.

Но речь идет о чтении модели, а не о ее создании. Если создавать модель процесса только «на интуиции», без оглядки на стандарт, то на выходе получится схема, понятная лишь ее автору. Более того, спустя несколько месяцев сам автор уже с трудом вспомнит, что он имел в виду в той или иной ситуации. В результате, моделью процесса нельзя будет пользоваться в дальнейшем. Поэтому очень важно при моделировании процесса использовать BPMN 2.0 в рамках стандарта, чтобы в дальнейшем с диаграммой мог работать любой специалист, знакомый с нотацией. При этом что-то уточнять у автора схемы не потребуется, так как хорошая модель процесса должна однозначно интерпретироваться как человеком, так системой.

Еще один важнейший аспект — поддерживаемость модели. Здесь можно провести аналогию с разработкой. Одного лишь написания кода, который компилируется и формально соответствует бизнес-требованиям, будет недостаточно. Необходимо провести рефакторинг — сделать так, чтобы код легко читался, был понятен другим разработчикам, позволял легко вносить изменения. Аналогичные требования распространяются и на модели процессов, так как мы создаем их единожды, а потом неоднократно читаем и вносим изменения. И здесь на помощь приходят лучшие практики моделирования процессов, дополняющие стандарт.

Ценность книги, которую вы держите в руках, в том, что автор, Брюс Сильвер, не только на доступном языке рассказал о BPMN 2.0 на уровне стандарта, но и поделился лучшими мировыми практиками моделирования бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0.

В течение своей карьеры Брюс Сильвер работал в различных компаниях, где занимался анализом, проектированием и оптимизацией бизнес-процессов. В начале 2000-х он начал активно изучать и применять BPMN.

В настоящее время Брюс Сильвер — одна из ключевых фигур в области BPMN и DMN. Его работы и вклад в развитие стандартизации и практического применения этих инструментов признаны во всем мире. Брюс активно сотрудничает с OMG, в частности он принимал участие в пересмотре и доработке стандарта DMN в моделировании и управлении бизнес-процессами.

Книга «BPMN — Метод и стиль» стала настольным руководством для многих профессионалов в области управления бизнес-процессами по всему миру. Она пережила два издания и вышла на английском, немецком, японском и испанском языках. Теперь благодаря инициативе Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами и Анатолию Белайчуку, президенту Ассоциации, эта книга доступна и на русском.

Георгий Ржавин,

соруководитель BPM направления GlowByte, вице-президент Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами (ABPMP Russian Chapter), квалифицированный процессный архитектор и методолог, CBPP

Екатерина Лиштван,

соруководитель BPM направления GlowByte

Предисловие научного редактора

Если вы всерьез относитесь к бизнес-процессам, то эта книга обязательно должна стоять у вас на полке.

  1. С какой стороны вы бы ни подступались к процессному управлению, в конечном итоге вам не обойтись без моделирования бизнес-процессов. Это тот фундамент, на котором стоят регламентация, анализ, проектирование, оптимизация и автоматизация процессов.
  2. С момента выхода в 2011 году версии 2.0 BPMN остается стандартом моделирования бизнес-процессов де-юре (стандарт ISO/IEC 19510) и де-факто (поддерживается практически всеми ведущими производителями процессного программного обеспечения).
  3. Таким образом, BPMN становится ключевой компетенцией специалиста по процессному управлению.
  4. 25% тестов экзамена на квалификацию «процессный аналитик» в рамках национальной системы квалификаций проверяют знание BPMN. Если учесть, что проходной балл экзамена 70%, то для сдачи экзамена знание BPMN необходимо.
  5. Освоить BPMN, руководствуясь только текстом стандарта, невозможно. Спецификация адресована не столько пользователям BPMN — аналитикам и людям бизнеса — сколько разработчикам процессно-ориентированного программного обеспечения.
  6. Брюс Сильвер — один из разработчиков спецификации BPMN 2.0 и самый авторитетный методолог BPMN.
  7. «Метод и стиль» сформировал школу моделирования бизнес-процессов. Будучи учеником и соратником Брюса, я с 2010 года преподаю BPMN в России, а сегодня его преподают уже те, кто проходил мои тренинги.

BPMN — строгая дисциплина: одного взгляда на диаграмму BPMN бывает достаточно, чтобы понять, знает ее автор предмет или «он художник, он так видит». Книга Брюса научит вас создавать процессные диаграммы, по которым будет очевидно, что вы настоящий профи. И которые будут понимать все — и люди бизнеса, и аналитики, и программисты, причем понимать одинаково! Ведь BPMN и ценят за эту способность служить мостиком между бизнесом и ИТ.

В то же время «Метод и стиль» — не догма, о чем Брюс говорит прямо: важнее не конкретный набор правил, а наличие такого набора (желательно оформленного в виде соглашения о моделировании), которого придерживаются все в вашей организации. Например, можно спорить о том, стоит ли пользоваться расходящейся параллельной развилкой (считаю, что стоит) или сходящейся развилкой «или/или»; всегда ли есть смысл изображать внешних участников бизнес-процесса пулом «черный ящик» (по-моему, обычно его нет, так как множество потоков сообщений запутывают схему); применять ли для синхронизации потоков внутри одного процесса событие-сигнал (думаю, что лучше использовать событие-условие); как разумнее именовать начальное событие (мне кажется, что как «получен запрос», а не как «получить запрос»); как моделировать архитектуру межпроцессного взаимодействия и т.д. Но в любом случае, книга Брюса будет надежной отправной точкой для выработки вашего собственного метода и стиля моделирования бизнес-процессов в нотации BPMN.

Анатолий Белайчук,

президент Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами (ABPMP Russian Chapter), квалифицированный процессный архитектор и методолог, CBPP, OCEB-2, к. т. н.

Предисловие к русскому изданию

BPMN расшифровывается как Business Process Model and Notation нотация и модель бизнес-процесса. Это графический язык моделирования бизнес-процессов, ценность которого не в том, что он во всех отношениях лучше прочих процессных нотаций, а в том, что это открытый стандарт1 Object Management Group (OMG)2. Благодаря этому BPMN поддерживают множество разработчиков программного обеспечения для моделирования процессов и широко используют те, кто на практике занимается моделированием процессов.

Эта книга не просто описывает значки BPMN — в ней изложен уникальный подход к его освоению, основанный на двух фундаментальных принципах:

  • Принцип Метода и стиля — любая диаграмма BPMN должна иметь одну и только одну трактовку; диаграмма должна полностью и однозначно описывать процессную логику.
  • Принцип BPMN-I — любая диаграмма BPMN должна иметь одно и только одно представление XML (XML-сериализацию), иначе модель нельзя будет переносить между разными программными продуктами.

Первым принципом должны руководствоваться те, кто моделирует процессы, вторым — те, кто разрабатывает программные продукты BPMN, причем эти два принципа тесно связаны друг с другом.

К сожалению, даже строгое следование спецификации BPMN 2.0 не гарантирует соблюдение ни первого, ни второго принципа. Чтобы обеспечить их соблюдение, необходимы дополнительные соглашения, которые я называю правилами Стиля и правилами BPMN-I соответственно. Эта книга объясняет не только значение элементов нотации и способы их использования, но и правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы модели получались понятными, полными, стройными и переносимыми между программными продуктами.

Изменения после выхода первого издания

Выход первого издания книги «BPMN — Метод и стиль» в июне 2009 года совпал с завершением работы над бета-версией спецификации BPMN 2.0. Второе издание было написано примерно через год после выхода финальной версии спецификации. Русское издание в основном совпадает со вторым изданием, отличаясь от него настоящим предисловием и исправлением некоторых отсылок, ставших неактуальными.

Приступая к работе над вторым изданием, я рассчитывал, что бóльшую часть текста удастся скопировать из первого издания, но в результате книгу пришлось почти полностью переписать. Основные идеи остались те же, но подача, акценты и примеры полностью переработаны. С момента публикации первого издания я успел обучить Методу и стилю сотни слушателей, и этот опыт сильно помог. Новое издание получилось более четким, лаконичным, лучше структурированным.

Оригинальный подход первого издания — разделение палитры на уровни, предписывающая методика моделирования и принципы хорошего стиля BPMN — был продолжен и усилен. Основная цель осталась прежней: диаграммы BPMN, обладающие однозначностью, понятностью и законченностью, полностью раскрывающие процессную логику без дополнительных пояснений.

Эта цель и связанные с ней принципы и правила легли в основу курса по BPMN, который я преподаю с 2007 года. Мой подход основывается на трех ключевых принципах:

  • Акцент на ключевых элементах. Пытаясь доказать недоступность BPMN для понимания людьми бизнеса, критики указывают на сложность полной палитры элементов BPMN 2.0. Однако на практике используется лишь небольшое подмножество элементов. В Методе и стиле используется разделение BPMN на уровни. Первый уровень BPMN — это базовый набор из элементов, большей частью позаимствованных из традиционных блок-схем. Второй уровень BPMN немного расширяет палитру, в частности добавляя события и развилки, обычно используемые для моделирования исключений. Второй уровень по-прежнему составляет подмножество элементов BPMN 2.0, но лишь немногим аналитикам когда-нибудь понадобится выйти за его рамки3.
  • Предписывающая методология — пошаговая инструкция, ведущая от чистого листа к законченной диаграмме, которая ясно показывает процессную логику. Метод опирается не на творчество, а на единообразные структуры: любой аналитик, получив один и тот же набор данных о процессе на входе, должен прийти к более-менее одной и той же модели BPMN или как минимум к модели с одной и той же структурой.
  • Стиль BPMN — набор правил моделирования, благодаря которым для понимания процессной логики достаточно лишь диаграммы. Программные продукты могут диагностировать нарушения правил аналогично тому, как Microsoft Word находит орфографические и грамматические ошибки.

Эволюция Метода и стиля

Хотя принципы Метода и стиля остались неизменными, новое издание отражает двухлетнюю эволюцию и методологии, и стиля в результате регулярного общения со слушателями моих BPMN-тренингов. Например, верхнеуровневая карта эволюционировала в направлении более полного соответствия архитектуре бизнес-процессов. Теперь в книге разъясняется, как фундаментальные концепции BPMN, такие как процесс и действие, соотносятся с общедоступными процессными фреймворками. Кроме того, более эффективно представлен Стиль BPMN — не в виде списка рекомендуемых лучших практик, как раньше, а в виде набора правил Стиля, которые могут быть валидированы с помощью программного обеспечения. Эти изменения отражены в новом издании.

Еще одно изменение касается первого уровня BPMN. В первом издании он подразумевал не только ограниченный набор элементов, но и облегченное отношение к правилам BPMN, аналогичное таковому в традиционных блок-схемах. Сегодня я преподаю его иначе, и новое издание отражает эти изменения. Первое изменение — появление автоматической валидации правил Стиля, упомянутой выше. Это очень важно, потому что теперь даже новички могут быстро научиться не делать стилистические ошибки. Кроме того, я пришел к выводу, что не следует скрывать концептуальные основы BPMN от пользователей палитры первого уровня, потому что в конечном итоге это затрудняет выработку общего языка между бизнесом и ИТ. Поскольку элементы палитры первого уровня бизнес-пользователям большей частью уже знакомы, лучше раскрыть основы BPMN на ранней стадии. Ведь конечная цель — создать общий язык для двух миров, бизнеса и ИТ.

В новом издании палитры первого и второго уровня BPMN скорректированы так, чтобы в точности соответствовать описательному и аналитическому подклассам, определенным в финальной версии спецификации BPMN 2.0. Раздел книги, посвященный первому уровню BPMN, теперь целиком охватывает описательный подкласс, а раздел, посвященный второму уровню, — аналитический подкласс.

Новое руководство для разработчиков программных продуктов BPMN

С момента выхода первог…