Цели, сценарии, роли. Системность в управлении бизнесом

Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

К читателю

I. Цель книги

Цель этой книги — показать, насколько принципы системного мышления полезны для понимания того, чтó есть бизнес и про что он; какова суть любой бизнес-системы: компании, группы компаний, холдинга, концерна и т.п.

Именно суть — вне зависимости от величины, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия наглядной рыночной капитализации.

Для понимания того, наконец, что применение этих принципов придает деятельности бизнес-системы бóльшую эффективность.

II. Несколько предуведомлений

Первое: три вопроса: «Зачем (создается)?», «Что (создается)?» и «Как (создается)?» — главные для любой бизнес-системы. И хотя эти вопросы нельзя назвать «специфически системными», они особенно важны для мышления деятельностного, предпринимательского: зачем существует бизнес-система (компания, фирма), где некая совокупность субъектов1 проводит более сорока часов в неделю? что является сутью процессов ее жизнедеятельности? и как они, эти процессы, протекают?

Второе: те, кто готов возразить: «Бизнесу мантры про "Зачем? Что? Как?" ни к чему! Бизнес — это про увеличение объема продаж и рост чистой прибыли», — могут дальше не читать: книга не для них.

Третье: устойчивое развитие любой бизнес-системы обеспечивается не столько ее технико-технологическим совершенством, сколько участием в ее функционировании все более умелых, умных и самостоятельных субъектов; а также во все более грамотном управлении ими.

Четвертое: не одни лишь материальные стимулы и комфортная психологическая среда побуждают субъекта участвовать в функционировании именно этой, а не какой-либо другой фирмы. Мощнейшей мотивацией для него будет ясное понимание того, каково ее, фирмы, место и значение в регионе, стране и даже мире; каково в ней, в этой фирме, его, субъекта, место и значение. А для такого понимания необходим постоянно тренируемый и постоянно развивающийся «совокупный интеллект» всех участников этой конкретной бизнес-деятельности.

Пятое: системное мышление позволяет рассматривать фирму как бизнес-систему, а любого субъекта — ее элемент — как необходимую для нее подсистему. И это отличная почва для произрастания и развития того самого «совокупного интеллекта».

Шестое: такому развитию мешают сорняки — двусмысленность, а то и многосмысленность используемых в фирме понятий и терминов. Именно поэтому мы уделяем так много внимания языку системного мышления — сравнительно простому и избегающему недосказанности; позволяющему быстро нащупать суть самых разнородных бизнес-систем. Язык этот должен стать для субъектов фирмы общеупотребительным и одинаково понимаемым.

И вот несколько авторитетных тому подтверждений.

В бизнесе осознанность в принятии решений более чем важна, а потому наша первая ссылка — на мнение знаменитого кембриджского ученого Николаса Хамфри: способность человека наблюдать за процессами принятия решения в собственной голове и управлять ими, реализуется исключительно посредством слов-понятий из оперирующего абстракциями языка2.

Вторая ссылка — на утверждение Людвига Витгенштейна, выдающегося философа-логика XX в.: «Границы моего языка есть границы моего мира»3. В художественной форме ту же мысль высказал Владимир Набоков: «То, что не названо, — не существует» («Приглашение на казнь»).

А вот еще: «Язык умнее нас», — Георгий Петрович Щедровицкий, один из действительно выдающихся советских философов и методологов4.

Седьмое: топ-менеджеры, считающие, что это не они обязаны вырабатывать язык, позволяющий им и их подчиненным понимать друг друга с полуслова, могут дальше не читать — книга не для них.

Восьмое: в книге не встречаются затертые и оттого бессмысленные слова: «персонал», «сотрудники», «работники» и т.д. Но зато, избрав театр в качестве наилучшего аналога бизнес-системы, мы много говорим о бизнес-амплуа, бизнес-ролях и их исполнителях.

Девятое и последнее: определениям и принципам системного мышления, их смыслу и границам применимости уделено в тексте основное место. Однако красной нитью через все повествование проходит разбор кейсов в довольно широком диапазоне: небольшая парикмахерская; крупная сервисная компания, весьма заметная в сфере цифровизации и интеллектуализации грузоперевозок; значимая в масштабе нескольких регионов инвестиционная компания; региональная сеть кафе, работающих по всемирно известной франшизе и т.д., вплоть до профессионального театра.

III. Есть ли в книге что-то принципиально новое5?

На наш взгляд, есть.

Например: обсудив несколько базовых понятий и принципов, мы дали (раздел 2.2, принцип 6) строгое с точки зрения системного мышления описание процессно-проектного трека развития любого бизнеса.

Например: смысл функционирования бизнес-системы впервые (насколько нам известно) формулируется как процесс создания целевого продукта (ЦП) и совершения целевой сделки (ЦС) «Купля-продажа ЦП».

Более того, обсуждены реальные случаи, когда неумение четко определить ЦП и ЦС приводило к весьма серьезным просчетам и в целеполагании, и в выборе путей достижения цели.

Не можем не сказать и об описании бизнес-систем, целевого продукта (ЦП) и целевой сделки (ЦС) с одновременным использованием и мыследеятельностного подхода6, и наработок идеологов известной Школы системного менеджмента (ШСМ)7. Однако все это мы дополнили целеполаганием, которое придало описанию законченность и без которого слово «предпринимательство» становится звуком пустым.

IV. Структура книги

Книга состоит из пяти глав, внутри каждой из них — разделы, пронумерованные двумя цифрами (номер главы, номер раздела), и подразделы, пронумерованные тремя (номер главы, номер раздела, номер подраздела).

Рассуждения базируются на формулировках определений и принципов, причем эти первичные понятия и базовые постулаты двояких толкований не допускают.

Их нумерация сквозная. Они, как правило, сопровождаются комментариями, пронумерованными внутри группы, относящейся к тому или иному определению (принципу).

Кроме того, в тексте имеется 16 рисунков со сквозной нумерацией — вне зависимости от того, в какой главе или разделе они размещены.

Приведем вкратце содержание каждой главы.

Глава первая. Здесь вводятся ключевые понятия «деятельность» и «я-субъект», даются определения бизнес-системы, целевого продукта (ЦП) и целевых сделок (ЦС). Приводятся многочисленные иллюстрирующие примеры, а также разобран конкретный жизненный кейс и неприятные последствия ошибок в определении ЦП и ЦС.

Глава вторая повествует о том, как описываются ЦП, ЦС и в целом бизнес-системы, а само понятие бизнес-системы получает определение, уточненное в сравнении с приведенным в первой главе. Описан также процессно-проектный трек развития бизнес-системы. Кратко обсуждается воплощение системы создания «Покупатель/клиент». Особого внимания заслуживает оттестированный на практике алгоритм управления процессом, основанный на глубокой проработке понятий «параллелограмм Руссмана» и «трудность достижения цели в смысле Руссмана», введенных в конце 1970-х гг.

Глава третья посвящена необходимому любой бизнес-системе (для наращивания ее интеллектуального капитала) развитию «я-субъекта» до неформального статуса «я-деятель».

Глава четвертая. Здесь довольно глубоко и подробно обосновывается подобие бизнес-системы театру. Вводятся понятия «бизнес-амплуа» и «бизнес-роли», приведен8 их перечень. Описан алгоритм разработки проекта, опирающийся на исполнителей соответствующих бизнес-ролей; на конкретных кейсах показано его применение.

Глава пятая — концентр основных выводов из всего изложенного; здесь же в подробностях рассматривается введенное в четвертой главе понятие «страновая остойчивость» и описаны его возможные применения. Делается также попытка осмыслить важную «Схему мыследеятельности» Г.П. Щедровицкого.

V. Благодарности

Приятно отметить, что наше знакомство с системным мышлением начиналось с обучающих циклов ШСМ, а также с чтения книг ее основателей Анатолия Левенчука, Церена Церенова и других. Однако предуведомим, что мы довольно часто и довольно далеко отходим от утверждений и суждений ШСМ — ибо базовые принципы и подходы системного мышления применяем исключительно к бизнесу, где столь важно выделить то главное, что помогает принимать решения своевременно. Ведь

«Правильное решение, принятое с опозданием, — ошибочно» (Ли Якокка9).

Читателям же, заинтересованным в более широком охвате темы и скрупулезной проработке нюансов, мы советуем обратиться к трудам вышеупомянутых авторов. Полезно будет также прочитать книгу Г. Лоусона «Путешествие по системному ландшафту»10, однако гораздо более глубокое понимание системного подхода к деятельности (системомыследеятельности) дают, на наш взгляд, работы Г. П. Щедровицкого, прежде всего книга «Оргуправленческое мышление».

С рукописью книги на разных этапах ее создания знакомились Сергей Леонидов, Юрий Боклашов, Евгений Гордиенко (Группа компаний FTnet), а также участники чата ОРУ (Telegram, владелец Олег Востриков): Олег Востриков, Алексей Гряцких, Николай Кисляков, Станислав Козырев, Алексей Кондратьев, Владимир Миронов.

Всем названным нашим друзьям и коллегам спасибо огромное за дельные замечания и ценные советы!

Особая благодарность Дарье Агафоновой за дизайн рисунков и схем. Все, что в них не нравится, возникло по вине авторов. Все, что нравится, — заслуга Даши!

1.1. Что такое бизнес-система

Несколько предваряющих слов о «системах вообще». Говоря о них, мы с вами прежде всего имеем в виду некую совокупность объектов. Иногда их сравнительно немного, как например в Солнечной системе, состоящей из звезды-Солнца и космических объектов на гелиоцентрических орбитах (рис. 1).

Рисунок 1

Иногда же таких объектов очень-очень много — к примеру, в экосистеме Земли. Но мы не готовы считать системой любую совокупность: четыре точки на плоскости так и тянет назвать «четыре точки», и дело здесь не только в малочисленности объектов: если три из этих точек не лежат на одной прямой, то, соединив их отрезками, мы получим 14 уже разнородных элементов — четыре вершины, четыре угла, четыре стороны и две диагонали. Это множество называется, как известно, четырехугольником. А если еще окажется, что его противоположные стороны параллельны, то мы не просто присвоим новому объекту гордое имя «параллелограмм», но и обнаружим у него много дополнительных интересных свойств.

Таким образом, как только между элементами множества появляются некие связи, оно приобретает новые свойства. Так, соединив четыре точки отрезками, мы получили четырехугольник, у которого сумма внутренних углов равна 2π (рис. 2).

Рисунок 2

А если противоположные стороны у…