Лени Рифеншталь

Оглавление

Лени Рифеншталь
Выходные данные
Введение
Танцовщица: борьба за право быть собой
Влюбленная в кинематограф
Первые съемки. Актриса
Первые съемки. Режиссер
Знакомство с Гитлером
Личный режиссер фюрера
Олимпиада и «Олимпия»
Путешествие в Америку
Война
После войны. Арест. Преследование
«Интимный дневник» Евы Браун. Суды
Новые планы и разочарования
Африка
Самая долгая любовь
Подводный мир Лени Рифеншталь
Жизнь в оправданиях
Фильмография Лени Рифеншталь

История за час

Автор-составитель Евгения Белогорцева

На обложке: Лени Рифеншталь, середина 1930-х гг.
Global Look Press / Russian Look

Лени Рифеншталь : История за час. – М. : Издательство КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015.

Научно-популярное издание

Книги серии «История за час» доступны в аудиоформате на сайте www.voxclubstore.ru и http://appstore.com/loudbook.

ISBN 978-5-389-09985-2

16+

Лени Рифеншталь – противоречивая фигура в истории мирового кино. Ее признавали одаренной актрисой, талантливым режиссером, превосходным фотографом – и одновременно клеймили как пособницу нацистов, воплотившую в своих произведениях фашистскую эстетику. Ей приписывали близкие отношения с Гитлером, называли богиней Третьего рейха.

Книга рассказывает о том, кем была Лени Рифеншталь, долгая жизнь которой вместила весь XX век, как сложилась творческая судьба этой незаурядной личности, до сих пор вызывающей бурные споры и привлекающей к себе огромный интерес.

© Текст, оф5ормление.
ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015
КоЛибри®

Введение

Судьба отмерила этой удивительной женщине невероятно длинный срок жизни — более века. Она умерла спустя две недели после своего 101-го дня рождения: жизнь Рифеншталь вместила весь непростой XX век, сохранив его для нас в ее работах. Мало кто и в наши относительно благополучные времена может похвастаться таким долголетием. Если же учесть, что ей пришлось пережить, то, несмотря на всю неоднозначность нашей героини, она не может не вызывать восхи­щения.

Танцовщица, актриса, кинорежиссер, сценарист, оператор, альпинистка, аквалангистка, фотограф — и это далеко не полный перечень ее профессий, увлечений и умений. А еще — предательница, нацистка, «попутчица режима», любовница Гитлера — тоже не окончательный список штампов и предъявленных ей обвинений. Лени Рифеншталь — безусловный гений своего времени или пособница фашизма? Или и то и другое? Или ни то и ни другое? Попробуем разобраться. И начать придется с 1902 года…

Танцовщица: борьба за право быть собой

Она родилась 22 августа в семье предпринимателя Альфреда Рифеншталя, в Берлине. Полным именем, которое она сама потом сократила до «Лени» было Берта Хелена Амалия Рифеншталь. Новое имя, гораздо более короткое и благозвучное, она придумала себе сама. Лени вообще была отчаянной фантазеркой. В детстве она писала стихи и пьесы и, как многие девочки, мечтала о сцене. Тем не менее просто мечтать было совершенно не в ее характере, который уже в детские годы стал проявляться в полной мере. Она долго убеждала родителей разрешить ей посещать драматическую школу. Но отец, который в юности и сам выступал в качестве актера-любителя, считал, что его дочь, выйдя на подмостки, мгновенно превратится в падшую женщину. Из чего он делал такие выводы, неизвестно (возможно, вспоминая о собственном бурном прошлом), и все же факт остается фактом: он запретил дочери посещать драматическую школу. Однако мать осмелилась втайне от отца записать шестнадцатилетнюю Лени на уроки танца. Вскоре их секрет был раскрыт: один из друзей отца, побывав на выступлении Лени, не преминул сообщить родителю, как он восхищен талантом его дочери.

Отец Лени пришел в бешенство. Он даже угрожал супруге разводом за такое попустительство. Скрепя сердце и желая сохранить мир в семье, Лени пообещала выбросить из головы все мечты о карьере танцовщицы. Разумеется, только на словах: уже тогда она привыкла не отступать от задуманного.

Чтобы у Лени не было соблазна нарушить обещание, ее отослали в девичий пансион в горах Гарца. Отец особо попросил главную наставницу держать дочь в строгости. Впрочем, классная дама не прислушалась к его пожеланиям: заметив у Лени несомненный талант, она разрешила ей ставить пьесы (уже тогда у девушки проявился режиссерский дар), выступать на школьной сцене и ходить в театр.

По окончании года Лени, продемонстрировав недюжинные дипломатические способности, предложила отцу сделку: так и быть, она пойдет работать в его конторе (чего он от нее и добивался), если взамен он разрешит ей заниматься балетом. Отец смирил…