Живи по своим правилам. Что означает истинное бунтарство?

УДК 159.9

ББК 86.39

О96

OSHO. Living on You Own Terms

What Is Real Rebellion?

Перевод с английского языка Е. А. Ивановой

Оформление обложки И. В. Орловой

Ошо

Живи по своим правилам: что означает истинное бунтарство? — СПб.: ИГ «Весь», 2016. — (Суть жизни).

ISBN 978-5-9573-2752-3

Ошо — бунтарь! И чтение этой книги подобно извержению вулкана — когда новые прозрения крушат все ваши убеждения, которые вы бережно носили в себе все эти годы.

В книге Ошо говорит о бунтарстве и революционности, об уникальности и индивидуальности, о привычках и принципах. Его меткие, точные слова бьют прямо в цель: вы замечаете, насколько зависимыми стали от общественных взглядов и чужих мнений, насколько поработили вас мода и стремление соответствовать чьим-то идеалам. Быть бунтарем значит проживать собственную жизнь так, как сами считаете нужным. Такие люди идут своим путем — за собственным счастьем, которым не пожертвуют ради чего-то другого. «И это потрясающее чувство. Просто бросьте однажды уют толпы и выйдите на холод», — говорит Ошо.

Тематика: Эзотерика / Эзотерические учения

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1

Попрощайся с прошлым

Глава 2

Понимание — это свобода

Глава 3

Вы рождены быть храбрыми

Глава 4

Твори свой путь, идя по нему

Глава 5

Когда все голоса молчат

ЭПИЛОГ. Как я могу стать светом для самого себя?

Об авторе

Ошо-Центр медитации и отдыха OSHO® Meditation Resort

ПРЕДИСЛОВИЕ

У бунтаря есть несколько особенностей. Во-первых, он не верит ни во что, кроме своего собственного опыта. Его правда — это только его правда. Никакой пророк, никакой мессия, никакой спаситель, никакое Священное Писание, никакая древняя традиция не скажут ему правду. Они могут говорить о правде, могут искать ее, но знать о правде — не значит знать саму правду. Предлог о означает «около». Знать о правде, значит ходить вокруг нее. А если вы будете постоянно ходить вокруг, вы никогда не попадете внутрь.

У бунтаря нет веры — ни теизма, ни атеизма, ни индуизма, ни христианства; он вопрошает, он находится в поиске. Нужно понять одну важную вещь: бунтарь — не эгоист. Эгоист тоже не хочет принадлежать никакой церкви, идеологии, вере, но причины его неверия в корне противоположны причинам неверия бунтаря. Эгоист не желает верить, потому что слишком занят мыслями о себе. Он настолько эгоистичен, что может быть только в одиночестве.

Бунтарь — не эгоист, он совершенно невинен. Его неверие — это не высокомерие, а скромность. Он говорит: «Пока я не найду свою собственную правду, все чужие правды будут обременять меня. Они не перестают меня тревожить. Я многое узнаю от них, но я ничего не узнаю сам; я не смогу получить опыт».

Бунтарь не принадлежит ни одной церкви, ни одной организации, потому что он хочет быть самим собой. Он желает оставаться чистым и незапятнанным, чтобы искать веру без предубеждений, чтобы быть открытым и непредвзятым. Но в целом это принцип скромного человека. Бунтарь уважает свою независимость и независимость других людей. Также он уважает свою духовность и духовность всей Вселенной. Вселенная — это его храм, поэтому он отказался от маленьких храмов, созданных человеком. Вселенная — это его Священное Писание — поэтому он отказался от Библий, написанных человеком. Но все это не из-за высокомерия, а из-за скромности. Бунтарь также невинен, как и ребенок.

Вторая особенность бунтаря — не жить в прошлом, которого уже не существует, и не жить в будущем, которое еще не существует. Он стремится жить в настоящем максимально осознанно. Другими словами, нужно жить осознанно прямо сейчас. Обычно мы живем будто во сне, как лунатики. Бунтарь же пытается жить осознанно. Осознанность — это его религия, его философия, образ его жизни.

Третья особенность — это то, что бунтарь не пытается доминировать над другими. Он не жаждет власти, а ведь жажда власти — это самое подлое качество из всех. Жажда власти разрушает человека, не дает ему созидать, становиться еще прекраснее, еще здоровее, еще полезнее. И именно жажда власти приводит к конфликтам, спорам, зависти и, как результат, к войнам. Жажда власти — основа всех войн. Если взглянуть на историю человечества... Вся история — это не что иное, как череда войн и убийств. Причины меняются, но убийства продолжаются. Получается, что причины — это просто оправдания; вся правда в том, что человек любит убивать.

В одной из самых известных в мире басен Эзопа — очень простой, но очень важной, — идет речь об одной маленькой овечке, которая пришла к горному ручью с кристально чистой водой, чтобы напиться. К овечке подкрался огромный лев и стал наблюдать. Лев был голодным, но он должен был найти причину, чтобы напасть на овечку. Он сказал ей:

— Ты загрязняешь ручей. Разве ты не знаешь, что я — царь джунглей?

Тогда маленькая овечка ответила:

— Я знаю, но, Ваше Величество, течение направлено не к вам. Я стою ниже вас по течению, и даже если я загрязняю ручей, вода бежит вниз, а не вверх. Это вы загрязняете его, и я пью грязную воду. Поэтому ваша логика не верна.

Лев понял, в чем дело, и рассвирепел:

— Ты не уважаешь старших! И еще имеешь наглость спорить со мной?!

Маленькая овечка ответила:

— Я не спорила. Я просто сказала то, что и так очевидно. Вы ведь видите, что ручей бежит в мою сторону.

Лев замолчал, а потом сказал:

— А, теперь я вспомнил. Ты из этой невоспитанной и необразованной семьи. Твой отец меня вчера оскорбил.

Маленькая овечка ответила:

— Наверно, это был кто-то другой, потому что мой отец умер три месяца назад. И вы должны помнить его, потому что он у вас в животе. Вы съели его на обед. Как он мог вас оскорбить? Он уже мертв!

Это было уже слишком, лев прыгнул и схватил овечку со словами:

— Ты не воспитанная, ты не знаешь этикета и не умеешь себя вести.

Овечка ответила ему:

— Все очень просто. Пришло время завтракать. Просто съешь меня, и не нужно искать оправданий.

Такими простыми притчами Эзоп творил чудеса. Он многое рассказал о человеке.

Бунтарь живет здесь и сейчас, находясь в полной осознанности, он не доминирует над окружающими ни при жизни, ни после нее. У него нет жажды власти. Он изучает душу — и это его четвертая особенность. В науке используются такие методы, как сомнение, скептицизм, исследование — так и бунтарь прибегает к тем же методам для изучения самого себя. Наука использует их для изучения объективной реальности, а бунтарь — для субъективной, то есть своей собственной. Он ничего не отрицает. Он приходит в мир со своим собственным «Я» и аналитическим умом.

Его религия — это не суеверие, а наука. Его религия — это не поиск Бога, потому что искать Бога — значит верить в него, а если ты веришь, то твой поиск обречен с самого начала.

Бунтарь погружается в свой внутренний мир с открытыми глазами и не имеет понятия, что именно он там ищет. Он оттачивает свой ум. Его молчание становится глубже, медитация — более проникновенной, и что бы ни таилось у него внутри, оно откроется.

Бунтарь — это агностик. Запомните это слово, потому что это одно из важнейших качеств бунтаря. Есть теисты, которые верят в Бога, есть атеисты, которые не верят в Бога, а есть агностики, которые говорят: «Мы пока не знаем. Мы будем искать, а там посмотрим. Мы не будем ничего говорить, пока не заглянем в каждый уголок и каждое местечко нашего бытия». Бунтарь всегда начинает так: «Я не знаю». Поэтому я называю его маленьким ребенком — наивным ребенком.

Однажды два мальчика хотели убежать из дома.

— Если наши отцы поймают нас, они нас побьют, — сказал один из них.

— Ну и что. Мы тоже их побьем, — ответил другой.

— Но мы не можем так поступить, — возразил первый мальчик. — В Библии говорится, что мы должны уважать своих родителей.

— Все верно. Тогда ты побьешь моего отца, а я твоего.

Вот такое наивное и простое решение, и никаких проблем!

Бунтарь живет, как наивный ребенок, а наивность — это самый загадочный феномен. Он открывает двери во все тайны жизни.

Только бунтарь по-настоящему революционен и по-настоящему религиозен. Он не создает организаций, он не оставляет за собой последователей, он не строит церквей.

Но бунтари могут объединяться друг с другом: проводить вместе время, танцевать, петь, плакать, вместе ощущать необъятность существования и вечность жизни.

Они могут объединяться в сообщества без всякого «ущемления» собственной индивидуальности. Наоборот, такое сообщество поддерживает, питает, уважает и почитает индивидуальность каждого человека.

Глава 1

Попрощайся с прошлым

Бунтарь легко расстается с прошлым. Для него это обычное дело. Следовательно, быть бунтарем — значит всегда бороться, потому что каждое мгновение жизни уходит в прошлое; каждый день проходит. Это не означает, что прошлое похоронено, ведь ты проходишь через него каждую минуту. Таким образом, бунтарь учится новому искусству — искусству умирать в момент, который проходит, чтобы жить свободно в новом моменте времени.

Что такое бунт?

И чем отличается революционное действие от сопротивления бунтарей?

Для начала нужно понять, чем отличается бунт от революции.

Революция — это организованная борьба, цель которой — силой изменить общество. Но проблема в том, что это невозможно, так как именно сила управляет обществом. Поэтому революции всегда терпели неудачу. И нет никакой вероятности, что хоть одна из них закончится успешно.

Бунт индивидуален, он проходит мирно и не причиняет никому вреда. Он исходит от любви. Бунт не направлен против чего-то, а делается во имя. Революция, наоборот, направлена против, а не во имя. Она так сильно увлечена борьбой, что забывает, для чего все было затеяно. Революция — это агрессия. А агрессия не может создать лучшее общество. Бунт не направлен против общества, но ориентирован на нового человека и новое человечество.

Революция — это борьба с прошлым. Бунт — это созерцание будущего. Я уже говорил, что бунт исходит от любви, смирения, понимания и сострадания — все эти качества делают человека духовным. Революция основана на качествах, которые делают из человека животное. Так как бунт индивидуален, он не требует ни борьбы, ни сражений. Одному человеку не под силу изменить общество. Но когда несколько людей медитируют, любят и ждут обновления, они способны создать новое общество. Одного их присутствия будет достаточно, чтобы изменить других. Их любовь одержит победу, так как любовь никогда не проигрывает. Их понимание, их ум, их сострадание приведут к успеху.

Но никто никогда не пробовал поднять бунт. Революцию совершить проще, потому что, чтобы сражаться против всего общества, нужна хорошая организация. Но в тот момент, когда вы становитесь частью организации, вы становитесь частью общества. Вы превращаетесь в отражение того, чему противостоите. Вы словно стоите перед зеркалом. Быть против — не значит быть другим; эти методы одинаковые. Старое общество управляется силой, революционеры управляются силой. Старое общество строится на порабощении людей, и у революционеров — то же самое. Старое общество обладает верой, и у революционеров тоже есть своя вера, и не важно, верят они в Святую Библию или в «Das Kapital».

Стоит помнить одну очень важную вещь: если революционеры настроены побеждать, они должны быть еще более жестокими, более хитроумными, более изворотливыми и беспощадными, чем общество. В противном случае они потерпят поражение. Если говорить языком революции, жестокость приводит к победе, беспощадность приводит к победе. Рабство и подчинение восхваляется революцией — так происходило всегда.

Бунт — это духовное явление.

Он не направлен против общества; это разум, который доказывает, что общество умерло, что оно не в силах дать жизнь новому человеку, что оно исчерпало себя и находится на грани самоуничтожения. Общество нуждается в сочувствии; ему не нужно агрессии.

Бунтарь может сделать только одно... Он не будет организовывать бунт, потому что организация — это следование принципам общества, которому бунтарь противостоит. Нужно общаться на том же языке, следовать тем же принципам, структурам, которые общество использовало уже много лет.

Есть древняя китайская пословица: «Иметь плохого друга — не так плохо, как иметь плохого врага». Звучит странно, но смысл очень глубокий: если у вас есть враг, то рано или поздно вы начнете использовать его тактику и стратегию, чтобы бороться с ним, — другого пути нет. Если вы хотите победить, нужно научиться опережать врага на несколько шагов в его же собственных методах. Поэтому я всегда говорю: друзей можно выбирать, не задумываясь, но врагов нужно выбирать очень аккуратно, так как они способны изменить вас.

У бунтаря нет врагов. У него есть желание покончить со старым. Но со старым не нужно бороться, оно умирает само. Сражаться со старым — значит продлевать ему жизнь. Нужно просто его игнорировать. Оно уже на смертном одре и умрет естественным путем. Не нужно подпитывать его энергией, борясь с ним.

Бунтарь способен сделать только одно: он может превратиться в нового человека, он может стать воплощением своих собственных мыслей. Это единственное доказательство, что его идея — это не просто мечта. Бунтарь воплощает свои идеи в реальность.

Я желаю, чтобы вы все были бунтарями.

Поэтому я не верю в организации. Я не хочу, чтобы вы принадлежали какой-либо религии, идеологии, так как это будет повторением старых традиций. Вы можете объединяться вместе без всяких причин или принуждений, а просто в дружеских целях. Чтобы вами управляла не идеология, а только чистая любовь, потому что вы идете одной тропой самосознания и понимания и ищете ответ на вопрос, сможет ли идея обновления человечества воплотиться в реальность. Вы можете помогать друг другу, можете поддерживать и вдохновлять друг друга.

Иногда наступают моменты, когда поддержка необходима, потому что менять — и менять тотально — это непростая задача. Очень часто ум хочет вернуться к старым традициям, привычкам — и, следовательно, к старой коммуне. Коммуна — это не альтернатива общест…