Доверие. Живи играючи и будь открыт для жизни

УДК 159.9

ББК 86.39

О96

OSHO

Trust: Living Spontaneously and Open to Life

Перевод с английского Марии Харченко

Оформление обложки Арабо Саргсяна

Ошо

Доверие. Живи играючи и будь открыт для жизни. — СПб.: ИГ «Весь», 2017. (Ключи к новой жизни).

ISBN 978-5-9573-3139-1

Чтобы жить интересно и счастливо, необходимо глубокое доверие — к себе, окружающим и самой жизни. Конечно, всем свойственно сомневаться и перестраховываться, и мы боимся быть обманутыми. Но Ошо уверен: сомнения беспочвенны в 99% случаев, поэтому не стоит лишний раз забивать себе голову пустыми тревогами, а лучше насладиться всем тем неизвестным, что ждет впереди — будь то новое знакомство или неожиданный поступок. Да, вы не знаете, что там, за поворотом, но это приключение таит в себе восторг: без карты, без проводника вы движетесь в неизвестность! Каждый шаг — это открытие, и не только внешнего мира; одновременно с этим в вас тоже что-то открывается. Вы учитесь быть искренними с окружающими, доверять своим родным, видеть в происходящем только хорошее и перестаете тревожиться по пустякам.

«Доверяя, доверяйте сразу всему человечеству. Что бы ни случилось, не теряйте доверия, потому что оно бесценно. От него вы получите искреннюю, ничем не омраченную радость, гармонию, медитацию, и притом — безо всяких усилий», — говорит Ошо.

Тематика: Эзотерика / Эзотерические учения

OSHO является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation; www.osho.com/trademarks

Все права защищены.

Публикуется на основе Соглашения с Osho International Foundation, Banhofstr/52, 8001 Zurich, Switzerland, www.osho.com

В оформлении обложки использованы рисунки Ошо

Содержание

Пролог

Главное — направление, а не пункт назначения

Что такое доверие?

Прежде всего — доверяйте себе

Сомнение — ваш друг

Вера дается, доверие обретается в росте

Доверие нельзя искусственно вырастить

Достойные и недостойные

Блаженны глупцы

Состояние, не зависящее от отношений

Остерегайтесь знаний

Жить без веры — большая смелость

В небезопасности и без страховки

На кухне пожар!

Безопасность — величайшая иллюзия

Обучитесь искусству неделания

Не просите утешения

Сначала привяжи своего верблюда

Существование заботится о вас

Ответы на вопросы

эпилог

Приближение к пустоте

Об авторе

Ошо-центр медитации и отдыха

Пролог

Главное — направление, а не пункт назначения

Это очень тонкая грань. Она же разделяет ум и сердце, логичность и любовь — или, точнее, прозу и поэзию.

Пункт назначения — нечто очень четкое. Направление же очень интуитивно. Пункт назначения — нечто внешнее по отношению к вам, подобное предмету. Направление — это внутреннее ощущение, не объект, оно очень субъективно. Вы можете чувствовать направление, но не можете его знать. А пункт назначения вы можете знать, но не можете чувствовать. Пункт назначения — в будущем. Определившись с ним, вы начинаете подстраивать под него свою жизнь, начинаете направлять жизнь в его сторону.

Как вы можете определять будущее? Кто вы такие, чтобы принимать решение о том, что неизвестно? Как можно зафиксировать будущее? Будущее — то, что пока неизвестно, это открытая возможность. Если пункт назначения зафиксирован, ваше будущее — больше не будущее, ведь оно перестало быть открытым. Вы выбрали один из множества вариантов — а когда были доступны все варианты, это было будущее. Теперь все возможности отброшены, оставлена одна. Это уже не будущее, это ваше прошлое.

Когда вы определяете пункт назначения, этот выбор делает прошлое — ваш опыт прошлого, ваше знание прошлого. Вы убиваете будущее. И потом продолжаете повторять свое прошлое — может, в несколько модифицированном, измененном ради вашего комфорта и выгоды виде. Перекрашенное, обновленное — но это все равно прошлое. Вот так человек теряет след будущего: выбрав пункт назначения, утрачивает связь с будущим. Человек становится мертвым. Он начинает действовать как механизм.

Направление — нечто живое, существующее в моменте. Ему совершенно неведомо будущее, ему неведомо прошлое, но оно бьется, пульсирует, оно — здесь и сейчас. И из этого пульсирующего момента создается следующий момент. Не благодаря каким-то решениям с вашей стороны, но лишь благодаря тому, что вы проживаете этот момент, и проживаете его так тотально, так цельно, что из этой цельности рождается следующий момент. У него будет направление. Это направление вы не задаете, не навязываете, оно спонтанно. Баулы в Индии называют такое состояние сахадж мануш — спонтанный человек.

Спонтанный человек — это путь к настоящему человеку, к его сути, к Богу внутри него. Невозможно выбрать направление, вы лишь можете проживать этот момент, доступный вам. Когда он прожит, возникает направление. Если вы танцуете, то следующий момент будет обладать качеством более глубокого танца. Не вы это решаете, вы просто танцуете в этот момент. Вы создали направление, вы не управляете им. Следующее мгновение будет еще больше наполнено танцем, а то, что наступит за ним, — еще больше.

Пункт назначения определяется умом, направление зарабатывается проживанием. Пункт назначения логичен: человек хочет быть врачом, инженером, ученым, политиком, хочет стать богатым, знаменитым, все это — пункты назначения. А что есть направление? Человек просто проживает этот момент в глубоком доверии жизни — она сама решит. Проживает так тотально, что из этой тотальности рождается свежесть. Тотальность растворяет прошлое, и будущее начинает принимать очертания. Но эти очертания не создаются вами, вы их заслуживаете.

Один мастер дзен, Риндзай, лежал на смертном одре. Кто-то обратился к нему: «Мастер, когда ты уйдешь, люди будут спрашивать, в чем заключалась суть твоего учения. Ты говорил о многом — нам будет трудно выделить главное. Прежде чем уйти, пожалуйста, сам вырази главное в одной фразе, чтобы мы могли это сохранить. Тогда, если кто-то из не знавших тебя пожелает, мы сможем передать ему самую суть учения».

Умирающий Риндзай открыл глаза и издал дзенский крик — рычание льва! Все были шокированы! Они поверить не могли, что у этого умирающего человека может быть столько энергии, они этого не ожидали. Этот человек всегда был непредсказуем. И все-таки никто не думал, что, находясь при смерти, в последний момент он издаст такой львиный рык. И когда они стояли шокированные — конечно, их ум остановился, они были поражены, застигнуты врасплох, — Риндзай сказал «всё!», закрыл глаза и умер.

Всё...

Этот момент тишины, этот момент, не омраченный мыслью, эта окружающая вас тишина, это удивление, это последние рычание льва, побеждающее смерть, — это и есть всё.

Да, направление возникает из проживания этого момента. Это не то, что вы можете регулировать и планировать. Оно случается, оно такое трудноуловимое — вы никогда не будете в нем уверены, вы можете лишь чувствовать его. Вот почему я говорю, что оно ближе к поэзии, чем к прозе, ближе к любви, чем к логике, это скорее искусство, чем наука. Неуловимое — в этом его красота, — колеблющееся, как капля росы на травинке — соскальзывает неведомо куда, неведомо почему, в лучах утреннего солнца, просто соскальзывает с травинки.

Направление трудноуловимо, оно нежное, хрупкое. Вот почему все выбирают пункт назначения. Общество старается дать вам определенный пункт назначения. Родители, учителя, культура, религия, правительство — все они стремятся дать вам готовую модель жизни. Они не хотят, чтобы вы были свободны — что уж говорить о том, чтобы двигаться в неизвестное! Но таким образом они породили скуку. Если вы заранее знаете свое будущее, это уже наводит тоску. Если вы знаете, кем вам предстоит стать, это скучно.

Будущее должно быть направлением, а не пунктом назначения. Оно должно больше походить на нирвану. Это слово, которое использует Будда, означает состояние, где не будет ничего из того, что вам известно. Таково его определение нирваны: там не будет ничего из того, что вам известно, ничего из того, что вы познали на опыте, ничего из того, кем вы являетесь. Это нечто совершенно новое, чего вы не можете понять, потому что не владеете языком, который позволил бы это понять, у вас нет опыта, который дал бы возможность понимания. Нечто абсолютно новое — о чем невозможно говорить. Нирвана — это направление. Фирдаус у мусульман и рай у христиан — это пункты назначения, очень четко обозначенные.

Посредственный ум требует ясно обозначенных целей, потому что чувствует себя в опасности — он не может доверять собственной осознанности, не может доверять жизни. Посредственный ум очень боится новых открытий, а открытие — это величайший секрет жизни. Быть по-настоящему удивленным, всегда быть готовым удивляться означает, что человек невинен, он старается познать. А жизнь такова, что вы продолжаете совершать все новые и новые открытия. Чем больше вы узнаете, тем больше понимаете, что за пределами остается намного больше. Это бесконечный процесс. Направление — бесконечный процесс. Помните: это процесс, движение. А пункт назначения — это нечто мертвое.

Пункт назначения принадлежит эго, а направление принадлежит жизни, бытию. Чтобы двигаться в мир направления, необходимо глубокое доверие, потому что движение небезопасно, оно происходит в темноте. Но темнота таит в себе восторг: без карты, без проводника вы движетесь в неизвестность. Каждый шаг — это открытие, и не только внешнего мира. Одновременно с этим в вас тоже что-то открывается. Исследователь совершает открытия не только по отношению к вещам. В процессе изучения неизведанных миров он продолжает при этом исследовать самого себя. Каждое открытие — одновременно внутреннее. Чем больше вы узнаете, тем больше знаний получаете об узнающем. Чем больше вы любите, тем больше знаете о любящем.

Я не собираюсь указывать вам пункт назначения. Я могу лишь задать направление — пробужденное, пульсирующее жизнью и неизвестностью, все время удивляющее, непредсказуемое. Я не собираюсь давать вам карту. Я лишь могу подарить вам огромную страсть к исследованию. Да, карта не нужна, нужна огромная страсть, огромное желание исследовать. После этого я оставлю вас наедине с собой. Дальше вы пойдете сами. Двигайтесь в бескрайнее, в безграничное и постепенно учитесь доверять этому. Передайте себя в руки жизни, потому что жизнь есть Бог. Когда Иисус говорит: «Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя», он говорит о великом доверии. Даже если Бог принесет смерть, бояться нечего. Это он приносит смерть, значит, на то должна быть причина, в этом должен скрываться какой-то секрет, какое-то учение. Он открывает дверь.

Доверяющий, духовный, исполненный восторга даже на пороге смерти — он может издать львиный рык. Даже умирая — потому что он знает, что ничто не умирает, — он может сказать: «Всё!» Потому что каждый момент — это всё. Это может быть жизнь, это может быть смерть, это может быть успех, неудача, счастье, несчастье. Каждое мгновение — это всё.

Вот что я называю настоящей молитвой. И тогда у вас появится направление. Вам не нужно о нем беспокоиться, вам не нужно его фиксировать — вы можете двигаться с доверием.

Что такое доверие?

Что такое доверие? Это вера? Нет, потому что вера принадлежит уму. Доверие — это ощущение гармонии. Вы просто отбрасываете все свои средства защиты, броню и становитесь уязвимыми. Вы что-то слушаете — и так тотально, что в вас возникает ощущение, верно это или нет. Если неверно, вы это чувствуете, если верно, тоже чувствуете. Почему так происходит? Потому что в вас таится истина. Когда вы полностью свободны от мыслей, ваша внутренняя истина может почувствовать, где скрывается истина, — потому что подобное ощущает подобное, они совпадают. Внезапно все встает на свои места, картинка складывается, и хаос превращается в космос. Слова выстраиваются в строчки, возникает поэзия. Тогда все просто встает на свои места.

Если вы пребываете в состоянии гармонии и рядом оказывается истина, ваша внутренняя суть просто соглашается с этим — но это не интеллектуальное согласие. Вы чувствуете сонастроенность. Вы становитесь единым целым. Это и есть доверие. Если что-то неверно, оно просто отскакивает от вас — вы никогда не придаете ему значения, никогда повторно не смотрите на него: в этом нет никакого смысла. Вы никогда не говорите: «Это неверно». Просто не находится точек соприкосновения, и вы движетесь дальше! Если что-то подходит, оно становится вашим домом. Если что-то не подходит, вы идете дальше. Доверие приходит, когда вы слушаете.

Прежде всего — доверяйте себе

Будьте восприимчивыми, будьте любящими и доверяйте природе, которая подарила вам жизнь. Вы — ее продолжение, вы не отдельны от нее. Она заботится о вас, защищает в жизни и в смерти. Это ваша безопасность — единственная возможная. Почувствуйте себя в безопасности, легко, расслабленно, и однажды, когда ум станет совершенно тих, случится истина. Она просто приходит, как луч света в вашем существовании, и все становится явным.

Доверие возможно, только если вы доверяете себе. Это самое главное, что должно случиться внутри вас в первую очередь. Если вы доверяете себе, вы можете доверять мне, другим людям, существованию. Но если вы не доверяете себе, тогда вообще никакое доверие невозможно.

Общество на корню рубит доверие: оно не позволяет вам доверять себе. Оно учит всем остальным видам доверия — доверию родителям, церкви, государству, вере в Бога, и так до бесконечности, но базовое доверие совершенно разрушено. И при таком раскладе все эти другие виды доверия лживы — они обречены быть лживыми! В такой ситуации все остальные виды доверия все равно что искусственные цветы: чтобы вырастить настоящие, нет корней.

Общество делает это намеренно, с умыслом, потому что тот, кто доверяет себе, опасен для него. Таково общество, базирующееся на рабстве, которое так много вложило в рабство. Человек, доверяющий себе, независим. Вы не можете предугадать его поведение, он будет двигаться по-своему, свобода будет его жизнью. Он доверяет своим чувствам, своей любви, и его доверие обладает невероятной силой и истинностью. Его доверие живое и подлинное. И ради своего доверия он готов поставить на кон все что угодно — но только если это почувствует, только если это истинно, только если это взволнует его сердце, захватит его разум и его любовь, и никак иначе. Вы не можете навязать ему никакую веру.

Это общество основано на веровании, вся его структура — это самогипноз. Вся его структура базируется на создании роботов и машин, не людей. Ему нужны зависимые люди — настолько зависимые, что нуждаются в постоянной тирании и стараются найти своих собственных тиранов, своих Адольфов Гитлеров, Муссолини, Иосифов Сталиных и Мао Цзэдунов. Эту землю, эту прекрасную землю, мы превратили в великую тюрьму. Горстка жадных до власти людей низвела все человечество до уровня толпы. Человеку разрешено существовать, только если он идет на компромиссы со всевозможным вздором.

Говорить ребенку поверить в Бога — это вздор, полнейший вздор. Не потому что божественного не существует, но потому что ребенок еще не ощутил жажды, желания, стремления. Он еще не готов отправиться на поиски истины, предельной истины жизни. Он еще недостаточно созрел, чтобы задаваться вопросами о существовании Бога. Когда-нибудь эта любовь постигнет его, но так может случиться, только если ему не навязали никакой веры. Если обратить его в веру до того, как в нем возникла жажда исследовать и познавать, т…