Введение в йога-терапию. Оздоровление методами йоги и аюрведы

УДК 159.9

ББК 88.6

П80

Дизайн обложки Юлии Давыдовой

Прокунин Н., Прокунина Е.

Введение в йога-терапию. Оздоровление методами йоги и аюрведы. — СПб.: ИГ «Весь», 2017. — 384 с.: ил.

ISBN 978-5-9573-3233-6

Йога-терапия — это способ лечения заболеваний, включающий в себя йогические практики (асаны и пранаямы) и современные медицинские технологии. С помощью этой терапии можно вылечить огромное количество болезней! Список заболеваний, к которым «отзывчива» йога-терапия, огромен и пополняется с каждым годом стараниями современных йога-терапевтов.

В своей книге авторы предлагают комплексы йога-терапии для разных случаев: для оздоровления позвоночника, восстановления суставов, похудения, избавления от сколиоза, лечения ожирения, нормализации обмена веществ, омоложения организма и т. д. При правильном выполнении комплекса прекращается развитие имеющихся заболеваний и улучшается общее состояние здоровья. Вы освоите как традиционные приемы йоги (асаны, пранаямы и очистительные процедуры), так и различные варианты медитативных техник. А чтобы было понятно, как выполнять техники, авторы включили в книгу более 200 иллюстраций и фотографий.

Тематика: Медицинская литература / Популярная и нетрадиционная медицина / Восточная медицина. Йога. Терапии / Йога. Упражнения, практические руководства

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Оглавление

Приветствие

Введение

Часть I

Методы йога-терапии

Глава 1.1

Методы йоги

Глава 1.2

Методы аюрведы

Глава 1.3

Взаимодействие йога-терапии с консервативной медициной

Часть II

Практическая йога-терапия

Глава 2.1

Позвоночник

Глава 2.2

Заболевания позвоночника: грыжи межпозвоночных дисков, остеохондроз, мышечные блокады

Глава 2.3

Суставы

Глава 2.4

Сколиоз

Глава 2.5

Упражнения с пропсами*

Глава 2.6

Лечение ожирения и нормализация обмена веществ

Глава 2.7

Омоложение и увеличение продолжительности жизни

Часть III

Йога-терапия: три источника, три составные части

Глава 3.1

Йога как основа для йога-терапии

Глава 3.2

Аюрведа — составная часть йога-терапии

Глава 3.3

Джьотиш

Заключение

Приложение 1

Список техник и асан, приведенных в книге

Приложение 2

Список терминов

Список использованной литературы

Шамбху

Постоянно ослабляется тело, подобно необожженному глиняному сосуду, опущенному в воду. Потому надлежит укрепить его, закалив в огне йоги.

Гхеранда Самхита, шлока 8

Независимо от того, молод человек или стар, дряхл, болен или слаб, он может достигнуть совершенства во всех йогах путем практики.

Хатха-йога прадипика, глава 1, шлока 64

Приветствие

Дорогие читатели!

Мы с радостью готовы предоставить вашему вниманию книгу, которая призвана помочь изменить ваше представление о себе, мире, здоровье и болезнях, счастье и спокойствии.

Йога-терапия — это не только лечение заболеваний асанами йоги и аюрведическими препаратами. В первую очередь йога-терапия представляет собой стройную систему взаимоотношений человека с собой, своим телом, разумом и миром вообще. Самая трудная работа — работа над собой, и данная книга поможет вам в этом увлекательном занятии.

Подарок

Для вас, читателей этой книги, мы приготовили особый подарок. Мы решили, что те, кто купил эту книгу, будут иметь доступ к закрытому сайту с упражнениями, к которым вы сможете приступить немедленно и моментально ощутить оздоравливающий эффект. Адрес сайта http://medyoga.ru/uroki

Введение

Авторы о себе, о смыслах и сути

Николай:

— Зачем все, что я вижу, существует? Откуда все появляется и куда исчезает? И исчезает ли навсегда? В чем Смысл? С детства меня занимали эти вопросы, я пытался искать ответы на них и познавать окружающий мир. В 9 лет увлекся астрономией и начал самостоятельно делать телескоп, шлифовал зеркало для него по 3–4 часа в день. Я хотел наблюдать планеты и далекие миры. Было ощущение, что вот еще немного, и я получу ответы на свои вопросы, познаю Смысл.

Потом заботы и дела «завертели» меня. Много позже, изучая санскрит, я узнал, что в нем есть глагол «варт» — вертеть, крутить. Йога утверждает, что ум человека («читта») находится в состоянии «читта вритти», т. е. водоворота, карусели. Вот такие водовороты мыслей и уводят нас от тех детских «недетских» мыслей.

В возрасте 20–25 лет я занимался боевыми единоборствами: карате стиля кекушинкай, ушу. Получил свою долю драйва, сломанных ребер и выбитых пальцев. Самым главным, что мне удалось извлечь из этих занятий, было не столько умение разбивать доски ладонью, сколько комплекс духовных практик, которые сопровождают восточные единоборства. На всю жизнь запомнились техники «антистраха»: тот, кто боялся, должен был пройти через «черный спарринг». Во время него необходимо выдержать бой по очереди со всеми членами группы, а потом одному сражаться против всех. Было тяжело и весело. Именно тогда снова возникло яркое желание понять Смысл. На тренировках у меня не получалось войти в то «детское» состояние, в котором я почти достиг Смысла. Было интересное состояние тела и сознания, но не то, которое я искал: все практики были внешними, направленными на преодоление себя, на победу. Уже тогда я чувствовал, что по-настоящему начинаю приближаться к цели своих поисков, когда разворачиваю свое внимание и ощущения внутрь себя. Когда наступает тишина и наконец можно прислушаться, как говорят буддисты, к «голосу Пустоты». Тогда же, в 1984 г., я пытался заняться йогой, но нужных книг в открытой продаже не было. В Ленинской библиотеке переписывал и переводил зарубежные издания по йоге. Единой системы в моих изысканиях не было, приходилось довольствоваться разрозненными источниками. Я тогда не очень понимал, зачем так себя мучить, «рвать» мышцы и питаться одной травой, если после этого начинаешь себя чувствовать только хуже.

Это к вопросу о наставнике: если нет наставника, то истинных знаний не будет. Как в случае езды на велосипеде. Можно выучить марку стали, из которой он сделан, диаметр обода колеса, учесть сопротивление ветра, изучить мышцы, участвующие в процессе. Но прокатиться, изучив только теорию, не удастся. От учителя к ученику должны передаваться навыки правильного выполнения действий и понимание, зачем это все нужно самому ученику. Тогда и в книгах все становится понятным.

Елена:

— С самого рождения я была очень серьезной и чувствовала, что есть нечто большее, чем я сама. Родители понимали, что со мной не надо «сюсюкаться», а лучше говорить, как со взрослым человеком. Мой дедушка, боевой каперанг, после войны преподавал астрономию и высшую математику в военно-морском училище. С двухлетнего возраста помню, как он проговаривал вслух свои лекции по астрономии, находя в моем лице благодарного слушателя. Естественно, тогда я мало что понимала, любуясь дедушкой, вдохновенно вещавшим о планетах и туманностях. А я была в другом мире, проваливалась куда-то вглубь, где видела суть, которая не воспринималась разумом, а чувствовалась на уровне всего моего существа. Сейчас бы сказали, что это была спонтанная медитация, но таких слов я тогда не знала и для взрослых, вероятно, просто «считала ворон». С шести лет он стал брать меня с собой в Пулковскую обсерваторию.

С детства я хотела помогать людям, поэтому после школы сразу поступила в медицинский институт. Помнила, что когда у бабушки впервые случился обширный инфаркт, то от самого факта прихода врача ей стало легче. Произошло нечто волшебное, и дело было не только в лекарствах и врачебных манипуляциях. Молодой врач буквально излучал покой и уверенность в благоприятном прогнозе заболевания.

Николай:

— В процессе этих поисков я шел по жизни по проторенной колее. Окончил МИИТ (железнодорожный институт), стал кандидатом экономических наук. Более 15 лет проработал главным бухгалтером и финансовым директором в крупных фирмах. К 40 годам стала накапливаться тревога: президентом не стал, дальше расти по карьерной лестнице не было желания. Смысла так и не нашел, а ориентиры укрыл зыбкий туман повседневных забот.

Однажды мы с Еленой поехали на фестиваль под Самарой, где и произошло мое настоящее знакомство с йогой. Владимир Калабин, йога-тичер из далекого Новосибирска, впервые подарил мне ощущение йоги. С тех пор йога стала для меня путем к Смыслу и самим Смыслом. Поскольку тело было в то время нетренированное, я решил срочно укреплять его. Не нашел ничего лучшего, как пойти на классы аштанга-виньяса йоги (силовая йога, используется индийским и английским спецназом). Как истинный неофит, я занимался с большим рвением, иногда по два раза в день, семь дней в неделю. Результат не замедлил сказаться. Через полтора года я практически стал инвалидом, так как организм не выдержал нагрузок.

Елена:

— Когда я работала врачом, во время операций или принятия родов у меня возникало ощущение, что не только я выполняю определенные действия. Что-то большее участвует в этом процессе, активно влияет на него. В момент рождения ребенка, после первого вдоха, жизнь буквально на глазах входила в него. Синюшное, «кукольное» тельце розовело, как будто что-то начинало его подсвечивать, открывались глазки. А еще я видела, как умирают люди.

Поскольку передо мной наяву происходили главные события человеческой жизни — рождение и смерть, я стала опять задаваться вопросами, которые волновали всегда. Как человек приходит в этот мир, зачем живет и почему уходит? Мне стало очевидно, что человек не ограничивается только своим телом и не только тело можно лечить. Чтобы лучше разбираться в этих вопросах, я окончила психологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.

Николай:

— После травм я обратился к врачам. Они выписывали таблетки, от принятия которых боль не уходила, а сознание отуплялось. Была назначена череда исследований: рентген, МРТ. Было найдено девять протрузий и две грыжи Шморля в позвоночнике. От мануальной терапии становилось только хуже, я по ночам уже не мог спать от боли. Доктора говорили: «Вы что, йогой занимаетесь? Бросьте немедленно! Там же ноги на шее бантиком завязывают!» Йога-тичеры тоже не могли мне помочь, у них не было опыта терапии заболеваний. Я был уже готов к операции по удалению межпозвоночных грыж, но что-то мне подсказывало: «Найди такого специалиста, который был бы сведущ и в йоге, и в медицине!» В Москве такого специалиста я не нашел. Он обнаружился в Кишиневе, Леонид Гарценштейн, известный йога-терапевт. Затем я нашел второго специалиста, Татьяну Мирончук из белорусского города Мозырь. Их две последовательные методики восстановления здоровья с помощью йоги помогли мне не только физически восстановиться, но и значительно продвинуться по йоговскому пути. Только работая вместе с ними, я понял, насколько был далек от йоги в начале своей практики.

Елена:

— В йогу я пошла за Николаем. Так физически тяжело мне не было никогда в жизни. Слабое тело отказывалось принимать сильные нагрузки и глубокие растяжки. Двадцать килограммов, набранные после беременности, давали о себе знать. Зачастую после тренировки не было сил дойти до метро, чтобы доехать домой. Но появилось ощущение правильности, понимание, что тело вскоре нальется силой, а лишний вес уйдет. Вместе с уверенностью пришли спокойствие и радость. Осваивая вместе с Николаем начала йога-терапии, я стала понимать важность ведической философии, которая гармонично стала накладываться на мои медицинские и психологические познания.

Николай:

— Постепенно я накапливал опыт, мое тело становилось все более сильным и гибким. То же стало происходить с умом и сознанием. Здоровье полностью восстановилось. Вскоре мы с Еленой могли ходить на классы Дмитрия Перетрухина, который давал экстремальные нагрузки как в упражнениях, так и в дыхании. Я стал понимать, что у Дмитрия есть еще какой-то источник знания, помимо обычной хатха-йоги. После нескольких совместных поездок в Индию Дмитрий пригласил нас к своему учителю крийя-йоги Шри Шайлендре Шарме, от которого мы получили дикшу (посвящение) в традицию крийя-йоги. Практика крийя-йоги еще больше обогатила наш опыт и познания, расширила энергетические и психические способности. Для лучшего понимания текстов и трудов по йоге я стал изучать санскрит. Через несколько лет упорных занятий смог читать в оригинале древние ведические тексты пятитысячелетней давности.

Знакомство с Денисом Заенчковским дало возможность присоединиться к древнему ордену вирашайвов. Вторым учителем стал 1008 Джагадгуру Махасвамиджи Чандрашекхара Шивачарья, руководитель одного из пяти самых почитаемых в Индии орденов шиваитов. Традиции вирашайвов открыли для меня йогу с новой стороны — сосредоточения и медитации.

Елена:

— Обучение продолжалось. Меня вдохновляли труды Карла Юнга, основателя аналитической психологии. Он также углубленно работал в области астропсихологии. В частности, он утверждал, что наблюдается корреляция между архетипичными образами и астрологическими «темами», выраженными символами астрологии (планеты, знаки зодиака, дома гороскопа). Юнг писал в одной из своих работ: «Астрология представляет собой сумму всех психологических знаний древности». Естественно, в процессе изучения его работ меня заинтересовала та часть йога-терапии, которая называется джьотиш (ведическая астрология и космография). Изучала ее в современном, западном варианте. Занятия в Академии астрологии, казалось, все дальше уводят меня от первого, «материалистического» медицинского образования. Однако более детальное изучение предмета стало открывать поистине глубинные взаимосвязи человека с космосом. Пришло понимание, что та суть, которая появлялась в момент первого вдоха в ребенке и «оживляла» его, наверное, и называется атманом, или душой. Такие великие ученые, как Ньютон, Галилей, Кеплер, Юнг и др., считали астрологию основой для понимания человеческой природы и психики, фундаментом для психологии. Я стала понимать, что сложные взаимосвязи здоровья и психики человека, внутреннее эмоциональное и ментальное состояния зависят от нашей природы, обусловленной определенным, уникальным расположением планет в карте рождения. И психологических установок, которые мы получили от значимых для нас людей и общества. Круг замкнулся! В него органично вписались материалистическая медицина, занимающаяся в основном лечением тела, более «тонкая» психология и эзотерическая астрология. Сейчас я вместе с Николаем веду пациентов, провожу психологические занятия и астропсихологическое консультирование.

Николай:

— Офисная работа все более тяготила. В 2009 году передо мной встал нелегкий выбор: йога или офис. Выбор был сделан в пользу йоги, ведь только она вывела меня к Смыслу. Многие вертели пальцем у виска, не могли понять, как можно бросить престижную должность и променять ее на «какую-то там йогу»! И это в 47 лет! Словно прыгнуть в неизвестность.

Смысл снова засиял для меня путеводной звездой и уже не терялся в тумане мегаполиса. Я чувствовал в себе силы, желание и способности поделиться этим Смыслом, показать если не саму дорогу к Смыслу, то хотя бы направление к ней. Я понял, что способен помогать людям хотя бы на начальном этапе, сконцентрировав знания, полученные в результате многолетней практики. Что смогу донести, как стать здоровым и счастливым.

Начал я свое преподавание в Московской школе йоги в должности инструктора, помогая ученикам восстановить здоровье без помощи традиционных медикаментов и операций. Постепенно я пришел к тому, что мне одному не справиться с наплывом пациентов, поэтому в 2012 году мы с Еленой организовали свой Центр йога-терапии MEDYOGA.

Он стал тем местом, где высококлассные специалисты сообща помогают людям изменять свое здоровье и жизнь к лучшему.

На текущий момент я являюсь участником следующих ассоциаций и обществ:

сертифицированный йога-терапевт Международной ассоциации йога-терапевтов (IAYT);

сертифицированный инструктор Федерации йоги России;

сертифицированный преподаватель Yoga Alliance International (YAI);

сертифицированный преподаватель International Yoga Federation (IYF);

специализация в профессиональной подготовке в государственном Московском учебно-спортивном центре Москомспорта.

Елена:

Дипломированный врач, окончила Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова, ординатуру в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В. И. Кулакова, Москва;

дипломированный психолог, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва;

сертифицированный психолог-специалист в области межличностных отношений и эмоционального интеллекта, Фленсбургский университет, Германия;

сертифицированный астролог, Академия астрологии, Москва.

Цели книги

Целей, конечно же, несколько. Программа минимум — познакомить людей с опытом йога-терапии и решить их текущие проблемы, связанные со здоровьем. К сожалению, в настоящий момент в России очень мало серьезных изданий, посвященных именно йога-терапии. В свое время мы искали эти книги и, к сожалению, если и находили, то это было не то, что было нужно нам тогда. Конечно, существовали такие, как «Йога-терапия» Шивананды, но там давалось описание поз, которые явно не были предназначены для больных людей. В принципе, все классические издания написаны как энциклопедии по асанам и практикам, в них много информации о йоге, о личном восприятии йоги автором, но они не раскрывают способы реальной помощи больным людям при конкретных проблемах.

Данная книга представляет собой обобщение широкого практического опыта, полученного как нами, так и другими известными йога-терапевтами. В каком-то роде она является первой книгой на русском языке, которая освещает все стороны йога-терапии именно в аспекте терапии заболеваний.

Почему мы настаиваем на ценности именно практической стороны познания? Мы заметили, что, когда осваиваешь несколько терапевтических систем, основанных на йогическом подходе к проблемам, встречаешься с очень умными и правильными людьми, которые имеют большой опыт в терапии. Вначале с ними работаешь на уровне обучения и восприятия, просто впитываешь информацию. Потом начинаешь эту информацию усваивать и видишь, как разрозненные частицы постепенно трансформируются в раздел знаний и опыт применения этих знаний. В итоге формируется единая картина восприятия проблемы и методов ее решения.

Читателю может показаться, что подобный подход сложен для понимания и реального применения, но на практике все намного легче. Например, подходишь к человеку и говоришь: «Вот здесь ты должен расслабить плечи, выпустить живот, вдохнуть, сделать задержку дыхания. Все эти действия производятся в определенной последовательности. И зажимы снимешь вот тут, тут, тут. Хоп!» После этого упражнения спрашиваешь: «Что ты чувствовал? А в этом месте что почувствовал? А какие ощущения в ноге?» Человек начинает постепенно понимать и чувствовать свое тело. Потом, через какое-то время, осознавать свою систему «ум–тело», и многие блоки, которые там были, начинают сниматься. Работа организма запускается в режиме самовосстановления.

И конечно же, есть программа максимум. Мы разобрались с беспокоящими нас проблемами. Перед нами встает новый вопрос: а как избежать появления возможных проблем в будущем? Какие действия необходимо предпринять для того, чтобы их избежать?

Человеку дана жизнь продолжительностью в среднем 70 лет, если пересчитать в дни, то это около 25 тысяч дней. Я испытал настоящее потрясение, когда услышал эти данные: всего 25 тысяч дней! Кому-то еще меньше, кому-то, возможно, больше. Если посчитать, сколько осталось человеку этих дней, то становится не по себе. И что самое неприятное, чем дальше, тем больше времени человек начинает тратить уже не на собственное развитие, а на лечение все чаще возникающих заболеваний.

Так вот, программа максимум заключается в том, что мы должны не просто реагировать на возникновение новых проблем, а быть способными их предотвращать. Каким же образом?

Методы йога-терапии

Сейчас мы объясним методы, которыми будем пользоваться в процессе прочтения данной книги.

Нет универсальной таблетки, асаны или мантры. Все действия должны выполняться комплексно, с осознанием того, что делаем, и пониманием, к чему нас это приведет.

Мы с огромным уважением относимся к классической медицине и не можем не оценить ее вклад в развитие человечества. Каждый день хирурги спасают множество жизней, а современные лекарства победили сотни смертельных заболев…