Устойчивость к ежедневному писательству. Вдохновение для писателей на 365 дней

УДК 159.961

ББК 88.6

Р58

Bryan Robinson

Daily Writing Resilience:

365 Meditations & Inspirations for Writers

Перевод с английского Елены Шепелевой

Оформление обложки Юлии Давыдовой

Робинсон Б. Е.

Устойчивость к ежедневному писательству: вдохновение для писателей на 365 дней. — СПб.: ИГ «Весь», 2018. — 496 с.

ISBN 978-5-9573-3344-9

Ключ к писательскому успеху — это прежде всего устойчивость — непреклонность автора перед лицом разочарований и способность во что бы то ни стало снова сесть за перо. Конечно, умение хорошо писать необходимо любому автору, но без устойчивости он вряд ли продвинется дальше введения. Брайан Робинсон, американский писатель и психолог, убедился в этом на собственном опыте.

В своей книге он предлагает 365 ежедневных писательских советов — они подойдут авторам всех жанров и любых тем. Обращайтесь к книге ежедневно. Это наведет вас на новые идеи, заставит «ту самую главу» наконец сдвинуться с места и позволит сосредоточиться на работе, когда это необходимо. Истории известных авторов воодушевят вас, зарядят творческой энергией, а также добавят смысла и радости вашему писательскому пути.

Тематика: Психология / Практическая психология

Published by Llewellyn Publications Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Содержание

Об авторе

Благодарности

Введение

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Библиография

Посвящается начинающим сочинителям, авторам, делающим первые шаги в литературе, и опытным профессиональным писателям

Об авторе

Брайан Е. Робинсон (Ашвилл, Северная Каролина) — автор 35 научных книг и двух романов. Его книги переведены на 13 языков. Кроме того, он участвовал в телевизионных шоу 20/20, Good Morning America, ABCs World News Tonight, NBC Nightly News, NBC Universal, The CBS Early Show, CNBCs The Big Idea. Робинсон живет в Блю Ридж Маунтинс с женой и четырьмя собаками и занимается частной психотерапевтической практикой.

Если вы хотите связаться с автором или получить более подробную информацию об этой книге, пожалуйста, пишите на адрес издательства Llewellyn Worldwide, и мы перешлем ваше письмо. Издательство и сам автор будут благодарны за ваши обращения и отзывы об этой книге и о том, как она вам помогла. Издательство Llewellyn Worldwide не может гарантировать, что на все письма, написанные автору, будут получены ответы, но все письма будут обязательно переданы. Адрес для отправки писем:

Bryan E. Robinson

c/n Llewellyn Worldwide

2143 Wooddale Drive

Woodbury, MN 55125-2989

Просьба приложить к письму конверт с обратным адресом и маркой для ответа или один доллар для покрытия почтовых расходов. Если вы находитесь за пределами США, то приложите к письму международный ответный купон.

Благодарности

Я не претендую быть экспертом в писательстве, но если опыт играет роль, то я эксперт по трудностям, злоключениям и напастям у писателей. Я пишу уже 40 лет и заплатил сполна, заработав право петь блюз. Эта книга является кульминацией тех тревожных, но головокружительных лет, когда приходилось заниматься чем угодно — от написания сотен статей в профессиональные и популярные журналы до работы экспертным редактором и публикации 35 профессиональных книг и книг по работе над собой, а также трех романов. И на всем протяжении моего пути целый стадион людей поддерживал меня.

Я хотел бы поблагодарить моего супруга, Джейми МакКаллерса, за его бесценную поддержку на пути в течение всех лет, когда мы были вместе. Глубочайшее признание моему агенту, Джилл Марсал из литературного агентства Marsal-Lyon, за ее непоколебимую веру в меня и в этот проект с самого начала, и за питбульскую хватку и терпение в поисках издательства для этой книги. Я очень признателен своему издателю, Роув Коупленд, которая следила за этим проектом от начала и до конца, за ее креативные советы и поддержку.

Спасибо моим преданным читателям и редакторам, проделавшим невероятную работу по редактированию рукописи и обеспечивавшим обратную связь: Ровене Коупленд, Дженнифер Фишер, Гленде Лофтин, Эдит Пауэрс и Дебре Розенблум. Большая благодарность всем моим коллегам-романистам и друзьям из Международного союза писателей остросюжетных романов, которые всегда наилучшим образом выполняют свои обязанности по поддержке начинающих сочинителей, авторов, делающих первые шаги в литературе, и опытных профессиональных писателей: Киберли Хоув, Дженни Мильчман, Ли Чайлд, Стиву Берри, М. Дж. Роуз, Венди Тайсон, Марку Леггатту, Барри Лансету и Джошу Франку.

Я хочу сказать спасибо моему техническому консультанту, Чарли Ковингтону, за его мастерскую помощь с форматированием рукописи и рекомендации по использованию Интернета и электронных публикаций, в чем я сам абсолютно не разбираюсь. Большая благодарность фотохудожнику Марте А. Строун за огромное количество времени, потраченного на фотосъемку для обложки книги. И, конечно же, я очень признателен всем прекрасным ребятам-профессионалам из Llewellyn Worldwide, особенно моему редактору, Анджеле Викс. Работать с вами было одно удовольствие.

Я выражаю свою признательность всем талантливым писателям самых разных жанров, которые тратили свое драгоценное время на чтение рукописи и написание отзывов, когда могли бы работать над своими произведениями: Стиву Берри, Саре Груэн, Джону Харту, Кассандре Кинг, Вилльяму Кент Крюгеру, Джону Лескорту, Дженни Мильчман, Крису Роердону, М. Дж. Роуз, Хэнку Филлиппи Райну, Венди Тайсон и Карен Уйат.

И в завершение хочу сказать спасибо непризнанным писателям всех жанров, чья любовь к сочинительству подпитывает ваше мужество и решимость, за то, что вдохновляете меня в течение многих лет не сдаваться несмотря ни на что.

Несмотря ни на что.

Не тот критик, кто замечает досадные ошибки; не тот личность, кто указывает сильному человеку на его промахи и недостатки. Уважение вызывает находящийся на арене борьбы человек, чье лицо испачкано пылью, потом и кровью; кто храбро борется… кто в лучшем случае испытал торжество подлинного триумфа, и кто если и терпит неудачу, то хотя бы проявляет смелость.

Теодор Рузвельт, 26-й президент США

Введение

Мы встретили врага, и этот враг — мы сами.

Уолт Келли

Когда вы начали писать регулярно, вам казалось, что теперь воплотятся ваши надежды на славу и богатство, а жизнь станет намного счастливее, чем раньше? Вы мечтали о том, что ваша книга будет стоять на полке рядом с книгами Ли Чайлда, Джеймса Паттерсона или Джоан Роулинг? Что она окажется на первом месте в списке бестселлеров от New York Times и будет удостоена премий Эдгара, Барри и Агаты, а также премии «Триллер»? Что Стивен Спилберг будет ломиться в вашу дверь, чтобы подписать с вами договор на сценарий?

Со мной так и было.

Вы в растерянности обнаруживали, что по ночам вам снятся кошмары? Со всех сторон на вас сыпались отказы агентов, нетерпеливые ожидания издателя, негативные отзывы, отсутствие посетителей на презентации вашей книги в книжном магазине, поджимающие сроки сдачи, отсутствие признания и наград и мучительный творческий кризис? У вас возникали проблемы с размещением вашей книги на полках Barnes & Noble? Заработанных денег не хватало, чтобы рассчитаться с ипотечным кредитом, а те несколько баксов, которые вам удалось получить, шли на оплату услуг рекламного агента? Вы все еще ждете звонка из Голливуда?

Я жду.

На фоне таких призрачных надежд вы все еще любите писать?

Я люблю.

Писатели, подобные мне, с чернилами в крови, должны писать. Иначе для них невозможно. В критической ситуации мы стойко преодолеваем литературные бури — пусть даже набивая шишки, опустошенные и преследуемые. Я видел их — авторов, измотанных бешеным темпом публикаций, безжизненных существ, исчерпавших себя несбывшимися надеждами и чрезмерными карьерными требованиями, — пустые раковины, подобно зомби, движущиеся среди живых.

Мертвые не должны ходить между нами, но они есть. Я знаю, они есть. Я тоже был одним из них. В безмолвные часы уединения перед закатом я забирался в кресло, вдавливая локти в колени порванных джинсов. Я ронял голову в ладони, впивался руками в волосы и плакал. Это правда. Взрослый мужчина плакал. После завершения работы над моим лучшим детективным романом, по крайней мере, мне так казалось, редактор, которого я нанял, разгромил мой сюжет в пух и прах. Переписывание за переписыванием, тупик за тупиком, растерянность и безысходность поглотили меня. Я выл на часы, грозил кулаком небесам, грубо ругаясь и разбрасывая вещи. На каждом шагу я натыкался то на одно препятствие, то на другое. Потеряв душевное равновесие, я не знал, что делать дальше.

Кроме разве что плакать.

Я был самым страшным врагом самому себе, страдая от «синдрома сухого колодца» и не находя выхода. Имейте в виду, это была не первая моя книга. Я написал 35 научных и художественных книг, тонны журнальных и газетных статей, интернет-дневников и других литературных произведений. За это время я даже был удостоен кое-каких наград. Но никогда настолько не погружался в глубины писательского ада.

С другой стороны, ад — это состояние разума. По выражению автора XVII века Джона Милтона: «Разум является вселенной и может сотворить рай из ада и ад из рая». По правде говоря, мы сами создаем свой собственный писательский рай или ад. Я вижу, как вы вздыхаете и закатываете глаза, но послушайте меня, прежде чем вычеркнуть из списка друзей. Агенты, редакторы, критики или издательства не связаны писательскими узами, которые удерживают нас на своем месте. Мы связаны, возможно, неосознанно, но в наших силах восстать, свергнуть хозяина и развязать узы. Именно об этом и написана книга: спрашивайте не о том, как ваша писательская жизнь относится к вам; спросите о том, как вы относитесь к своей писательской жизни.

До настоящего времени вы могли сомневаться, можно ли испытывать радость, стабильность, душевное равновесие в беспокойной карьере, связанной с постоянной неопределенностью и разочарованием. Я здесь, чтобы подтвердить это. Профессия писателя, как и любая другая, имеет свои перспективы, жестокие разочарования, обманутые ожидания и радостные моменты. Будь вы автор с большим опытом или начинающий сочинитель, у вас есть шансы столкнуться со своей порцией блестящих перспектив, повторяющихся отказов, крупных неудач и ужасных разочарований. Так или иначе, литературные агенты считают, что ключом к писательскому успеху, еще более важным, чем умение хорошо писать, является устойчивость — решительная непреклонность перед лицом разочарований.

На протяжении многих лет я учил людей по всему миру на своих лекциях, в книгах и в выступлениях в средствах массовой информации приемам жизнестойкости перед лицом трудных задач и способам превращения препятствий в стартовые площадки. Так же, как трава прорастает сквозь бетон, внутри вас существует зона устойчивости. Обнаружив это место, вы поймете, что ваша внутренняя энергия намного сильнее, чем возникающие проблемы.

365 ежедневных медитаций, описанные в этой книге, начинаются с января и заканчиваются декабрем, но вы можете начинать в любое время и в любой месяц. Если книга попала вам в руки в мае, не ждите января, чтобы начать.

Статьи предназначены для поддержки авторов всех жанров. Возможно, вы один из тех, кто пытается совместить восьмичасовой рабочий день, воспитание детей, супружеские обязанности, ведение домашнего хозяйства с ежедневным писательским режимом и давлением со стороны издательской индустрии. Эта книга поможет вам притормозить и перевести дух посреди взлетов и падений в бурном и непредсказуемом издательском мире. Знакомство с проверенной на практике информацией поможет пережить стрессы от невыносимых тисков писательской деятельности: от нереально сжатых сроков, отвратительных отзывов, нерационального писательского образа жизни, безжалостных отказов агента, от неистовых взрывов несправедливости редактора, непреодолимого творческого кризиса, от присутствия одних только сверчков на презентациях ваших книг и сейсмического грохота бурлящей лавины самокритики.

Множество книг обучают искусству писать, но это единственное руководство по писательской устойчивости — качеству номер один, которое, по мнению агентов, обязательно, чтобы стать успешно издаваемым автором. Здесь предлагаются полезные советы и помощь в виде упражнений, таких как медитация, дыхательная гимнастика, йога, психосоматическая практика, управление стрессом и тому подобное; кроме того, уделяется внимание заботе о здоровье. Ежедневное обращение к книге способствует размышлению и формированию осознанности в рамках писательской деятельности, позволяя вам сосредоточиться на настоящих моментах. Простые идеи в заметках, посвященных каждому дню, подпитывали меня и помогали мне сохранять устойчивость, а также добавляли смысла и радости моему собственному писательскому пути.

Ежедневные медитации начинаются с цитирования писателей всех жанров: юмористов, прозаиков, поэтов, психологов, мультипликаторов, духовных лидеров, журналистов, авторов песен и философов — всех тех, кто преподносит нам крошечное зернышко мудрости. В каждой цитате присутствует опыт мудреца, добросердечный юмор и трогательное вдохновение. Запивая утреннюю медитацию горячим напитком, сохраните ее внутри себя, периодически обращайтесь к ней в течение вашего писательского дня или используйте ее как основу ваших божественных размышлений перед отходом ко сну. Все статьи книги завершаются выводом, состоящим из одного предложения. Он откладывается внутри вас и впоследствии становится частью вас самих, существуя и дыша вместе с вами, помогая вам справляться с взлетами и падениями пугающей вас издательской деятельности.

В заключение я расскажу вам, как освободился от собственных внутренних уз, избавился от творческого кризиса и закончил работу над тем труднейшим детективом. Надеюсь, что описанные в книге ежедневные медитации мобилизуют вашу внутреннюю устойчивость, чтобы сопутствовать вашему продвижению на литературном поприще и помогать в достижении писательского удовлетворения, к которому вы так стремитесь.

Январь

1 января

Превратите конец в начало

То, что мы называем началом, часто бывает концом, а положить конец означает начать. Конец там, откуда мы начинаем.

Томас Элиот

Конец одного года подводит к началу другого. Мы все заканчиваем и начинаем наш писательский путь в одно и то же время. Писательство — это страсть, личное призвание, давняя мечта о чем-то величественном и уединенная сфера деятельности. Оно предполагает множество отказов и жестоких разочарований на каждой стадии. Многие авторы будут анализировать прошедшие 12 месяцев и делать определенные выводы для наступившего года. Мы можем начать все заново, как будто с чистого листа, и снова шаг за шагом планировать начало.

Завершение дел порождает новые старты на нашем писательском пути. В новогоднюю ночь мы задумываемся, что можно предпринять, чтобы отшлифовать наше мастерство. Развивать новые приемы письма? Перестать откладывать работу в долгий ящик? Внимательнее относиться к своему здоровью? Сформировать более позитивные взгляды? Улучшить охладевшие отношения? Научиться справляться с отказами и неуверенностью в себе? Работать с большей настойчивостью и упорством?

Все наши действия за пределами сочинительства способствуют нашему писательскому успеху. Мы можем завершить то, что не успели закончить, менять свой образ жизни, формировать более позитивное мировоззрение или нарастите толстую кожу.

Начните этот новый год с чистого листа и подумайте о хороших писательских привычках, позитивном мировоззрении или о специальных методах работы, которые вы можете сформировать, чтобы добиться вершины мастерства.

2 января

Индивидуализируйте свое рабочее место

У меня есть диван, на котором я никогда не дремал, большие окна с видом на океан, в которые я крайне редко смотрю, потому что у меня опущены шторы всегда, когда я работаю.

Дин Кунц

Дин Кунц говорит, что считает себя потенциальным лентяем, поэтому не искушает себя видами океанского берега. Каждый из нас должен определить и индивидуализировать свое рабочее окружение в соответствии со своими потребностями. Безопасная обстановка для писательской работы обращается к нашим чувствам иначе, чем окружение, связанное с повседневной жизнью. Это индивидуальное пространство, содержащее все необходимое, чтобы чувствовать себя комфортно, испытывать прилив творческих сил и плодотворно работать. В условиях сжатых сроков удобное рабочее место избавляет от стресса, успокаивает и улучшает результаты.

Не существует единственно верного, подходящего для всех решения. Некоторым писателям нравится атмосфера «легкого беспорядка», их рабочее место никак не похоже на музей. Другие — аккуратисты, которые чувствуют себя комфортно в чистоте, когда все вещи разложены по линеечке. Такие авторы, как Харлан Кобен и Джон Харт, предпочитают писать вне дома, чтобы избежать беспорядка. Начинающий автор Брайан Панович писал в каморке пожарной части, где он работал пожарным. Что определяет безопасность и комфорт для вас? Ароматные свечи? Привлекательный цвет обоев? Памятные отпускные фотографии с изображением любимого человека, домашних питомцев и друзей? Или что-то еще?

Поднимите свой писательский настрой, создав безопасную комфортную обстановку, которая активизирует ваши пять чувств иначе, чем повседневные нагрузки.

3 января

Стойко преодолевайте писательские невзгоды

Стойкость имеет так много образов, включая противостояние отказам и умение восстанавливаться, когда дела идут не так благополучно, и, естественно, написание еще большего количества книг.

Дженни Милчман

И опытные авторы, и начинающие сочинители знают, что издательский мир жесток и безжалостен — полон блистательных перспектив, постоянного негатива и опустошающих разочарований. Большинство агентов и редакторов считают, что ключом к писательскому успеху является не столько умение хорошо писать, сколько устойчивость — решительная непреклонность перед лицом сопротивления.

Знаменитые писатели работали долго и усердно. Джон Лескроарт писал: «Я не отношусь к тем, кто добился мгновенного успеха. История моих ранних публикаций, речь идет о первых пяти книгах, была неудачной во многих отношениях». Романист Стив Берри рассказывал, что ему потребовалось 12 лет и 85 отказов, прежде чем его книги стали бестселлерами.

Отказ не носит личного характера, это часть пакетного соглашения. И хотя устойчивость является краеугольным камнем успеха в делах, только усердный труд помогает писателю выжить. Так что давайте будем усердными и стойкими. Всякий раз, когда мы поднимаемся, отряхиваемся и идем дальше, шансы на то, что наши книги станут бестселлерами, увеличиваются.

Сопротивляйтесь, когда вас сбивают с ног, не воспринимайте это как что-то личное, вставайте всегда на один раз больше, чем падаете, и помните, что признание и отказ входят в состав пакета услуг.

4 января

Контролируйте свою писательскую сентиментальность

Вокруг первого романа всегда так много сентиментальных слов, но когда они стихают, может начаться депрессия.

Кристина Конинг

Однажды начинающий автор детективов или триллеров сказал мне: «В тот момент, когда я увидел обложку моей первой книги, это по-настоящему начало казаться реальным. Сложно сказать, когда я осознал это. Возможно, получив в руки экземпляр своей книги. Я был слишком взволнован и с трудом мог пережить это!»

Любой, кто издавал свою первую книгу, рассказал бы о похожем радостном возбуждении. Для нас важно иметь возможность насладиться этой необузданной радостью и волнением, но также необходимо сохранить разумный контроль над реальным «писательским взлетом». Издательский мир полон взлетов и падений, и это может эмоционально сломить нас.

В данный момент мы получили хороший отзыв на Амазоне, а уже в следующий — отвратительный. Несколько агентов отклонили нашу рукопись, но, в конце концов, один решает работать с нами. Издатель назначает дату публикации на осень, но потом переносит ее на весну. Мы как сумасшедшие продвигаем открытие нашего книжного магазина, а кто-то высмеивает нас. Мы упускаем одну премию, а затем получаем другую. Празднуйте ваши литературные достижения по полной программе и чувствуйте себя на седьмом небе. Но помните, что вам нужна защита от падения, чтобы продолжать движение вверх, а не вниз.

Наслаждайтесь вашей писательской сентиментальностью, контролируйте ее и будьте готовы к неожиданному падению, которое наверняка последует на вашем пути писателя.

5 января

Обманите вашу склонность к негативу

Ваш мозг — как липучка для негативных ощущений и как тефлон для позитивных; хотя большинство ваших ощущений, по всей вероятности, нейтральны или позитивны.

Рик Хансон

Почему разочарования обрушиваются на нас из-за писательских проблем и застревают в голове? Ученые считают, что это защитная реакция психики. Мать Природа подсоединила нас к негативным ощущениям, вынуждая преувеличивать угрозы и недооценивать нашу способность их преодолевать. Большинство из нас помнит, где мы были 11 сентября, чего не скажешь про неделю после этой даты, так как печальные новости полностью выбили нас из колеи. Забудьте цветущие вдоль дороги азалии. Не заметив машину, приближающуюся на скорости 90 миль в час, мы рискуем попасть в аварию.

Какое отношение это имеет к писательской устойчивости? Тот же перекос в сторону плохих новостей, призванный уберегать нас, пронизывает все сферы жизни. Трудно оставаться благополучными и настойчиво добиваться своей цели, в то время как наша писательская деятельность подвергается атакам таких «уберегающих» нас негативных известий.

Работая над развитием сюжета, разум автоматически фокусируется на проблеме, затуманивая диапазон возможностей. В ожидании ответа редактора после передачи ему рукописи, комментариев обозревателя или номинирования на премию наша склонность к негативу создает ненужный стресс. Мы с большей готовностью чувствуем страх вместо радостного волнения. Наше писательство должно проходить за пределами спасительной предрасположенности к негативу и не дать отрицательным ощущениям (изведанным или неизведанным) поразить наш творческий потенциал.

Обманите вашу склонность к негативу, заменив ее склонностью к позитиву: недооценивайте ваши писательские негативные факторы и переоценивайте ваши писательские возможности.

6 января

Накапливайте багаж позитива

Не огорчайтесь, что розы имеют шипы, радуйтесь, что шипы имеют розы.

Ли Чайлд

Серьезной преградой к достижению писательской устойчивости является тот факт, что у негатива более продолжительный срок годности, чем у позитива. Несколько лет я искал свой роман на полках книжных магазинов. Независимо от того, была книга на полках или нет, мой мозг выдавал самые худшие прогнозы: «Книга не продается». Как справиться с такими пессимистичными мыслями?

Эксперты говорят, что для противодействия одной негативной мысли необходимы три позитивных мысли. Накопление положительного багажа несет в себе суммарную выгоду, позволяя разблокировать целый диапазон возможностей для пробуждения творческих сил.

Несколько напутствий помогут накопить багаж позитива для собственной выгоды, прийти в себя после негативных новостей и справиться с тяжелыми днями. Избегайте чрезмерно нагнетающих вещей; ищите плюсы в недостатках; фокусируйтесь на способах решения, а не на проблемах; выделяйте перспективные возможности в сложных ситуациях; в новых ситуациях чувствуйте себя уверенно, не позволяя одерживать верх затаившимся страхам; тормозите перед препятствиями и коллективно создавайте площадки для старта; а также общайтесь с позитивными людьми.

Регулярно вытаскивайте для себя счастливую карту, чтобы ваш разум приобрел творческую изюминку и вытеснил негативную энергию, которая приведет вас к резкой остановке при неожиданном столкновении с какой-нибудь писательской проблемой.

7 января

Заарканьте ваш блуждающий разум

Кошки являются для писателей опасными соседями, потому что наблюдение за ними считается почти идеальным способом уклонения от писательской работы.

Дэн Гринберг

Человеческой природе свойственно периодическое блуждание разума. Фактически ваш разум может блуждать прямо сейчас. Это непрошеные мысли о том, что вы ели на обед, и о том, что вам «следовало» съесть. Или беспокойство по поводу неоплаченных счетов, незаконченных литературных проектов, назначенного издателем срока сдачи рукописи.

Найдите время и разрешите уму спокойно поблуждать. Обратите внимание, в каком направлении он будет двигаться, если ему не мешать. Такая парадоксальная стратегия похожа на сворачивание в кювет при управлении мотоциклом, даже если ваши мысли попытались бы увести вас в противоположном направлении. Это упражнение действительно способствует снятию умственного напряжения, так как мы прокладываем свой путь, наблюдая за окружающей обстановкой, а не сражаясь с трудностями.

Блуждающий разум подобен Центральному вокзалу, который посещает и покидает огромное количество мыслей. Они препятствуют нашему полному присутствию в настоящем во время писательской деятельности, а также не дают нам делать передышки. Результаты исследований показывают, что за бесцельное блуждание нам приходится платить: мы становимся более раздраженными и несчастными по сравнению с тем, когда мы находимся в настоящем моменте. И наоборот, фокусируясь на действии, не погружаясь в раздумья, независимо от того, чем мы занимаемся: задерживаемся на работе, пылесосим квартиру или стоим в пробке, — мы становимся счастливее.

Уделяйте внимание каждому моменту и полностью включайтесь в него, чтобы сохранять ваш разум расслабленным и цепким одновременно; ваша писательская деятельность приобретет живость, а самочувствие и производительность труда улучшатся.

8 января

Заметьте свет в конце тоннеля

Иногда для того, чтобы увидеть свет, надо изменить направление взгляда.

Дэн Браун

Когда дела находятся в подвешенном состоянии, в карьере могут наступить тяжелые времена. Не приходят нужные слова, и мы начинаем грызть ногти. Проходит важный срок сдачи рукописи. Наш постоянный редактор увольняется, и ему на смену приходит другой, который не дает нам ни одного лишнего дня.

Что готовит будущее для нашей карьеры писателя? Что нам делать сейчас? Куда мы двигаемся? Чувство потерянности в издательском мире бывает ужасающим, но у нас есть спасательный круг: реальная оценка любой удобной возможности продолжать делать свое дело и в разгар настоящего кризиса. Даже в более сложные времена нашей писательской жизни у нас всегда была способность выбирать, начиная с того, чтобы излечить свою душу. Мы можем обнять эту испуганную, незащищенную часть себя и со словами заботы и утешения отвести от края пропасти.

Невзирая на внешние условия жизни, ищите свет в конце тоннеля. Нас ожидает еще много подарков судьбы, мы даже не знаем пока какие. Важно как можно чаще напоминать себе о том, почему мы занимаемся этим делом, и дать возможность нашей любви и страсти к литературному труду помочь нам преодолеть самые трудные дни.

Когда вам кажется, что не осталось уже никакой надежды, обратите тьму в свет с помощью осознанного выбора действий; напоминайте себе о том, что никто не может погасить вашу любовь к письму, и о том, что впереди вас ждет много подарков.

9 января

Отдохните от того, что думают другие

Иногда полезно сделать перерыв и не слышать того, что думают о вас другие.

Аланис Мориссетт

Певица, автор песен и писательница Аланис Мориссетт знакома публике с детства. Ее новаторские тексты, музыка и взгляды всегда находились под пристальным вниманием, но она научилась делать перерыв в восприятии чужого мнения.

Независимо от того, имеем ли мы такую же известность, как Мориссетт, или нет, в какой-то момент наши литературные работы могут подвергнуться критике. В данной ситуации это естественно. Конечно, хотелось бы, чтобы читатели приходили от наших книг в дикий восторг и хранили их в своих сердцах, но чтобы становиться еще лучше, нужны конструктивные замечания, и неважно чьи — профессиональных критиков, редакторов, обозревателей или фанатов. Однако порой обратная связь переполняет нас, заглушая наши собственные голоса. Перерыв дает нам возможность успокоиться, признать наш писательский талант и возобновить запас устойчивости и творческих сил.

Мы являемся скульпторами нашей жизни. Представьте перед собой огромный ком глины и нож скульптора, зажатый в руке. Обстругивая себя, чтобы удовлетворить всех остальных, мы можем полностью перестать быть собой. Нашей главной задачей как писателей является умение слушать свой внутренний голос и, в первую очередь, нравиться себе, а потом уже проявлять себя. Вместо того чтобы передавать нож скульптора в чужие руки, мы сами вырезаем нашу жизнь по нужной нам форме. Делайте, что порадует вас, скажем, прогулка по лесу, а не доказывайте что-то себе, например, участие в конкурсе писателей.

Не позволяйте разглядывать себя под микроскопом, будьте независимыми, делая то, что вам нравится, а не то, что помогает вам проявлять себя.

10 января

Обуздайте свой перфекционизм

Что действительно трудно и невероятно, так это отказаться от желания быть безупречным и начать работать над тем, чтобы стать самим собой.

Анна Куиндлен

Стремление к безупречности держит нас в своих тисках железной хваткой, вводит нам в кровь жесткость и непреклонность, заглушает поток спонтанных и свободных идей. Бесконтрольный перфекционизм вынуждает нас ставить перед собой нереальные цели, проявлять чрезмерную настойчивость в их достижении…