Практика сталкинга. Работа с вниманием, мышлением и восприятием

УДК 159.9

ББК 88.3

Ч49

Дизайн обложки Ирины Новиковой

Черняев Е.

Практика сталкинга. Работа с вниманием, мышлением и восприятием. — СПб.: ИГ «Весь», 2019.

ISBN 978-5-9573-3487-3

Книга содержит практическую информацию о сталкинге — техниках управления вниманием. Здесь квинтэссенция более чем десятилетнего опыта Евгения Черняева по изучению сталкинга как инструмента работы с потоками мышления, восприятия и осознавания.

Сталкинг позволяет рассмотреть и понять процессы, протекающие во внутреннем мире человека, и научиться ими управлять. Вам предстоит развенчать ложные убеждения о самом себе, встретиться со своими страхами и увидеть закрепившиеся шаблоны поведения. Ведь только узнав самого себя, можно освободиться от сомнений и страданий и начать целостно воспринимать окружающий мир и свое место в нем. Разрешить себе не жить по установленным, часто самим же собой, правилам, а импровизировать, чтобы поймать ощущение потока, который высвободит вашу творческую, созидательную, энергию.

Техники сталкинга, «прокачивая» ваш ум, развивая наблюдательность и эмпатию, помогают эффективнее справляться с любыми жизненными задачами. Одна из целей этой книги — предоставить читателю не только описание упражнений и соответствующих процессов, но и показать те искорки вдохновения, которые можно найти в ежедневной практике, а позднее — и в каждой минуте жизни.

Тематика: Психология / Практическая психология

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Оглавление

Введение

Часть первая

ВНУТРЕННИЙ СТАЛКИНГ

Глава 1

Я самый важный в мире, или Охота на чувство собственной важности

Глава 2

Страшно, если страшно. Как перестать бояться своих страхов

Глава 3

Если бы я был роботом. Тайная жизнь автопилота

Глава 4

Мышление начинается с символа, или Почему мы не видим реальности

Глава 5

Импровизация и поток. Да здравствует свобода действий!

Глава 6

Позитивная обратная связь. Творческое топливо

Практическое применение этой информации

Глава 7

Целостность восприятия. Внимание. Намерение. Воля

Познай самого себя. Nosce te ipsum

Часть вторая

Внешний СТАЛКИНГ

Глава 1

Структурированное мышление. Как помочь уму думать

Глава 2

Осознанное внимание. Внимательность к миру

Глава 3

Когда мы вместе. Коллективное творчество

Глава 4

Охота на белого кролика. Когда мир дает подсказки

Глава 5

Идеальная команда. Идеальный командир

Эволюция сознания

Маршрут внимания

Глава 6

Как устроены миры. Структура пространства

Глава 7

Магия повседневной жизни. Выход за границы практики

Добро пожаловать в мир!

Эта книга содержит практическую информацию о сталкинге и техниках управления вниманием, которые можно применять для решения многочисленных жизненных задач.

Здесь представлена квинтэссенция более чем десятилетнего изучения сталкинга как инструмента работы с потоками мышления, восприятия и осознавания. Сталкинг позволяет рассмотреть и понять процессы, протекающие во внутреннем мире человека, и научиться ими управлять.

Введение

Больше 10 лет назад я начал читать одну старую книгу. Текст с ее страниц иногда пугал, иногда забавлял, часто я ничего не понимал, а местами из-за древней сырости буквы расплывались — и смысл терялся. Что-то из прочитанного я понимал сразу, что-то приходилось много раз переосмысливать и пересматривать.

Несколько раз я пытался забросить эту книгу куда подальше и больше никогда ее не открывать, но все равно возвращался к чтению. Я перерисовывал из этой книги схемы, переписывал абзацы, конспектировал высказывания и каждую находку старательно помещал в дневник. Дойдя до последней страницы, я возвращался к первой, и все начиналось с начала. Текст, уже прочитанный, много раз казался другим, открывался в новом ключе, а я продолжал конспектировать, изучать, наблюдать...

Что это за книга? Это я сам. Человек. Разумный житель бегущей в космосе планеты, один из многих, обладающий умом, вниманием и внутренним миром. Мой интерес к изучению себя был обусловлен тремя факторами: во-первых, мне очень нравилась идея познания. Узнать себя, свое устройство, разобраться, как там внутри все работает, — это очень интересно, этому можно посвятить если не всю жизнь, то ее большую часть. Во-вторых, меня беспокоили странные тревоги, которые противными змеями временами выползали на поверхность моего сознания. Оттуда, из глубин кого? Меня? В-третьих — я понял, что мне, для того чтобы узнать себя, не нужны никакие другие книги. То, что нужно для исследования, всегда со мной: вот это тело, этот ум и это внимание. Разве что нужны еще блокнот и ручка, чтобы фиксировать полученные сведения.

Первые неуверенные шаги были сложными, и часто казалось, что постичь пугающую внутреннюю бесконечность невозможно. Но стопка исписанных блокнотов росла, а с ней крепли знание и уверенность в правильности выбранного маршрута.

Позже я узнал, что подобная работа называется сталкинг и буквально означает искусство выслеживания себя. Ты превращаешься в преданного своему делу охотника, который изучает поведение добычи, притаившись, наблюдает за ней, запоминает особенности поведения, распорядок дня, знает каждый камушек в месте ее обитания. В сталкинге и охотник, и добыча — один и тот же человек.

Если долго охотиться, внимание становится тренированным, внутренние образы проясняются и отношения с собой выравниваются.

Так что же такое сталкинг? Это искусство управления потоком внимания, способность направлять внимание и удерживать его в выбранном направлении длительное время. Эту задачу проще озвучить, чем выполнить. Наше внимание обычно не способно длительное время быть в одном месте, оно прыгает с объекта на объект, с идеи на идею, из внутреннего пространства наружу и обратно, причем делает это так быстро, что нетренированный человек даже не замечает, как часто его внимание переключается с одного потока на другой.

Как и любое другое искусство, искусство сталкинга складывается из простых повторяющихся вещей, так называемых паттернов. Паттерны, объединяясь в сложные структуры, превращаются в конечные образы — выразительные элементы искусства.

Например, базовые элементы боевого искусства — это шаги, удары и блоки, из них складываются каты и стратегии ведения боя. Базовый элемент музыкального искусства — нота, а если точнее — тембровые и высотные характеристики одного звука. Из звуков складывается звучание музыкальной композиции.

В любом искусстве можно выделить базовые элементы, в сталкинге это один такт внимания — количество времени, в течение которого внимание удерживает один конкретный образ.

Базовая работа в сталкинге — это работа с вниманием, тренировка сосредоточения, нарабатывание объема внимания, настройка способности к восприятию объектов, которые обычно не попадают в луч восприятия.

Но если это базовые элементы, то что в конечном итоге из них складывается? Какие формы создает искусство сталкинга? Обобщая, можно выделить три разновидности этих форм.

Первая группа — это формы внутренних фиксаций. Способность восприятия отслеживать и анализировать всю гамму внутренних переживаний и мотивов действий.

Нетренированный человек, который не занимается сталкингом, чаще всего не понимает, почему произносит те или иные слова, совершает те или иные действия, переживает именно эти чувства. А ведь у каждого, даже самого незначительного акта сознания есть конкретная причина, распознав которую можно повлиять на действие или самоощущение. Длительная сталкинг-работа превращает непонятный пугающий внутренний мир в прекрасный сад, где знакомо каждое дерево, а жители этого сада прекращают войну друг с другом.

Следующая форма, которая появляется в результате сталкинг-работы, — это способность распознавать и понимать мотивы поведения другого человека, видеть те внутренние причины, которые заставляют людей быть такими, какие они есть. Внимательный ум, прочитав эти строчки, может прийти к выводу, что это умение весьма полезно и может быть использовано с практической выгодой — например, если ты умеешь понимать, почему человек совершает тот или иной поступок, то сможешь моделировать его поведение и влиять на него. Но сталкинг хорош тем, что, проникая в глубинные слои внутреннего мира другого человека, становишься более сострадательным к нему, а чем выше уровень эмпатии, тем меньше хочется кем-то манипулировать ради обогащения или ублажения обиженных частей Эго.

Третья и самая удивительная разновидность форм внимания, которые появляются в результате длительной практики, — это способность видеть мир через восприятие других живых существ. Практикующий искусство сталкинга обретает способность к так называемому перевоплощению.

Здесь, для примера, сталкера можно сравнить с актером. Актер выходит на сцену перевоплощаться в другую личность, и чем искуснее он это делает, тем больше зритель верит в то, что перед ним тот самый герой, которого играет актер. Сталкинг позволяет совершить такое же перевоплощение, но не на сцене для зрителя, а прямо в жизни, для себя самого.

Что дает такое перевоплощение? Например, это еще одни способ познать себя и окружающий мир, увидеть мир глазами птицы, почувствовать его нюхом собаки, проникнуть в его тайны умом мистика или поиграть с ним детским восприятием. Также у такого перевоплощения есть практическая сторона: любую задачу, решение которой сложно найти, можно решать, пользуясь методами сталкинга. Даже обычные офисные дела, которые, как правило, выполняются на автомате, в скуке и мыслях о конце рабочего дня, можно превратить в увлекательное приключение, если на время «снять» с себя привычную роль и «надеть», например, роль эксперта, детектива, сумасшедшего ученого или авантюриста.

В книге показано, как работает сталкинг, что происходит во внутреннем мире во время практики управления вниманием, как именно осуществляются внутренние метаморфозы.

Какой бывает сталкинг? Природа человека такова, что он живет одновременно в двух мирах. Условно эти миры называются внутренний и внешний. Границу между ними можно обозначить так: внешний мир — это то, что мы видим, когда глаза открыты. Внутренний мир — то, что воспринимаем, когда глаза закрыты. Все искусство сталкинга, все действия, ходы и упражнения можно поделить на эти два мира и, соответственно, выделить сталкинг внутренний и сталкинг внешний.

Чего можно достичь, практикуя сталкинг? Каждого, кто тратит хоть каплю своей психической энергии, даже если он выступает в роли альтруиста и убежден в бескорыстности своих действий, интересует вопрос: какую выгоду принесет то или иное действие?! Как и все в жизни человека, выгода от действия может быть внешней (улучшение материального достатка) или внутренней (вдохновение, удовольствие, поощрение со стороны соплеменников или родителей).

Эффект от практики сталкинга начинается внутри человека и появляется далеко не сразу. Первые попытки практиковать сталкинг будут неловкими, часто вызывающими сомнения. Их можно сравнить с рисунками человека, который делает первые шаги в освоении изобразительного искусства. Первые результаты могут даже серьезно расстроить. В сталкинге все еще сложнее: начинающий художник по крайней мере видит свою работу, пусть не самая лучшая, но эта работа находится у него перед глазами.

Человек, который только начинает изучать сталкинг и практиковать его, результата своего труда не видит вовсе. Не потому, что его нет, а потому, что его «первые рисунки» находятся в глубинных слоях психики и внутреннее внимание до поры до времени не может их выявить.

Все меняется, как только появляются проблески озарений. Когда сначала один, затем еще один акт внутреннего движения вдруг становится понятным. С этого момента сталки…