Завещание Достоевского
Дмитрий Быков
Лекция о самом таинственном и недооценённом романе великого писателя, о его предпоследней книге - «Подросток».
В этом романе Достоевский высказал свои самые заветные мысли о русской молодежи. «Все подростковые исповеди 20 века, все романы о том, как молодой человек входит в общество и пытается в нем утвердиться, вышли из «Подростка». Достоевский первым открыл художественный хаос, громоздящийся в голове подростка», - считает Дмитрий Быков.
***
«Некрасов долго придумывал форму комплимента, который нужно сказать по поводу «Подростка». И, наконец, прекрасно зная натуру Достоевского, пожимая ему руку, глубокомысленно заметил: «Федор Михайлович, очень может быть, что книга плохая. Но у Тургенева с Толстым все одно и то же. А у вас каждый раз плохо, да по-другому».
***
«Из романа «Подросток» получился величайший роман 20 века «Над пропастью во ржи». Тип героя, сумбурность его поведения, страсть к побегу, жалость к людям, ненависть к женщинам, лихорадочность изложения и, как выражается Селинджер, «вся эта давидкопперфильдовская муть» – все это, безусловно, от Достоевского».
***
«Достоевский стал великим учителем всей детской и подростковой прозы, в том числе и советской».
***
«Иногда не надо писать великий роман. Иногда, чтобы эпоха осталась в тексте – текст должен быть плохим».
***
«Все знают знаменитую левинскую констатацию: «У нас все переворотилось и только еще укладывается». Так вот, «Анна Каренина» - про то, как укладывается. А «Подросток» про то, как переворотилось».
***
«Все монологи героев «Подростка» построены по одному простому принципу: «Я не в том смысле, что… А впрочем, и в том смысле тоже!»
***
«У Достоевского хороший правильный роман пишется примерно через раз».
***
«Художественная практика Достоевского – это когда в повествовании нет ни смысла, ни логики, ни художественной связи, а есть безумно яркие картины, которые врезаются в память и над которыми рыдаешь, несмотря ни на что».
***
«Достоевский пытался как-то подобраться к Толстому. То у него идиота зовут Лев Николаевич, то жену Макара зовут Софья Андреевна».
***
«Некрасов очень часто служил источником вдохновения для Достоевского. Достоевский же брал свое, где хотел. И всегда брал то, что плохо лежит. А то, что лежало у других, всегда казалось Достоевскому лежащим плохо. Так, сон Раскольникова он взял у Некрасова».
***
«В «Подростке» впервые установлена связь между общественным, социальным хаосом, между незаконченностью общественного развития и семейным адом».
***
«В государстве абсурда, незаконченных реформ и несформулированных ценностей не может быть морали и не может быть семьи. И поэтому странный, сложный, болезненный роман «Подросток» - гениален. Ведь он первым определил эту связь».