Логико-философский трактат

Людвиг Витгенштейн

Подробнее

Фрагмент книги «Логико-философский трактат»

Как отмечалось в одной статье, «и через 100 лет многие философские дилеммы, о которых говорил Витгенштейн, продолжают занимать читателей» [4]. В чем же причина удивительного «долголетия» «Трактата» — сочинения, которое никак не назовешь простым для понимания, общедоступным или, паче чаяния, развлекательным?

* * *

Эта крохотная книжица — пусть и много лет спустя после первой публикации — радикально изменила пространство европейской философии (во всяком случае, немецко- и англоязычной): «после Витгенштейна» стало невозможным философствовать как прежде, «по старинке», пренебрегая логической структурой мироздания как основой бытия и выдвигая очередные «бессмысленные», в его понимании, философские теории; словно воплощая в жизнь заповедь Ф. Ницше, он ворвался в это пространство со своим «Трактатом» и принялся «философствовать молотом» [5].

Но дело не только и не столько в этом; сам Витгенштейн, человек крайне эксцентричного поведения, разительно выделялся из благопристойной массы ученых 1920-х — 1940-х годов, и такая фигура, да еще окруженная знаменитостями наподобие Б. Рассела, не могла не сделаться предметом обсуждения в «салонных беседах» университетских преподавателей и студентов, будь то в Австрии или в Великобритании. Постепенно складывалась репутация — слегка скандальная, что греха таить, — которая входила, что называется, в молву, обеспечивала узнаваемость и популярность у широкой публики, а отблеск этой репутации падал, конечно же, и на произведения «скандалиста», как было в свое время с О. Уайльдом. Вот как представляется, почему «Трактат» однажды вырвался из академической тиши и превратился, как уже упоминалось, в артефакт массовой культуры.

Далее же все происходило и происходит по законам масс-культурного воспроизводства: в медиасреде — не важно, на каком уровне развития она находится, — любое творение, в нее угодившее, попросту обречено существовать и навязывать себя потребителю, пока существует эта среда. А поскольку модерное человеческое общество уже второе столетие живет в условиях пролонгированной медиасреды «ревущих двадцатых», всем ее образцам, даже самым ранним, суждено тиражироваться и далее. Частично, полагаю, вот благодаря такому стечению обстоятельств «Логико-философский трактат» по сей день известен, пускай понаслышке, людям образованным (наверное, точнее будет сказать — осведомленным о наличии мира за пределами удовлетворения насущных потребностей) и вне рамок философии.

Читай без интернета

Любимые книги всегда доступны для чтения без доступа к интернету. Для этого всего лишь нужно загрузить книгу на устройство.

Мы в Telegram

@patephoneapp