Фрагмент книги «Чиллософия. Опыты выхода из безвыходности»
Вернуть вкус к жизни. Что делать, когда вроде все хорошо, но счастья и радости мало
Наталья Керре
Сила кризиса. Личностная трансформация и новые возможности в трудные времена
Леонид Кроль
Спиноза любил латинское выражение sub specie aeternitatis,
что означает «с точки зрения вечности». Он говорил, что ежедневные проблемы кажутся не такими страшными, если смотреть на них с точки зрения вечности.
Ирвин Ялом. Шопенгауэр как лекарство
01
Почему «чиллософия»?
Хотела бы объяснить, что я понимаю под «чиллософией». Действительно, «чилл» звучит приятно, но в соединении с «философией» настораживает — хотя, кстати, очень живо напоминает реальность. Мы любим в кругу близких высоколобых ботанов расслабленно порассуждать о том о сем, о вечности и быстротечности.
«Философия» в переводе с греческого — это любовь к мудрости, а «софия» — как раз мудрость. А под мудростью древние греки подразумевали процесс познания себя и окружающего мира в действии и в приложении к конкретной ситуации. Философы пытались познать мир в целом, а потом это свое знание применяли к возникшим обстоятельствам. Итак, философия есть учение о самых общих закономерностях, а мудрость — это познание мира и себя в применении к жизненной ситуации. «Чилл» — это расслабленный. Чиллить — это значит проводить время расслабленно.
Поэтому чиллософия для меня — это то, что доступно в применении каждому. Это когда в меру того, что знаем о большом мире и о самих себе, мы начинаем применять эти знания к конкретной кризисной ситуации — но делаем это расслабленно. На то мы и не профессионалы, а любители обобщений. Спокойно, не суетясь, не пытаясь решить все с ходу и быстро, мы начинаем чиллософить. Мы не следуем примеру представителей разных философских школ, до хрипоты отстаивая собственное понимание истины. Я просто размышляю и показываю, как полезно иногда идти не от частного к общему, а, наоборот, от общего к частному. К себе. Как полезно быть чиллософом, а точнее — наблюдателем звезд на небе, травинки на земле, света и темноты в своей душе.