Три кавказских пленника: Пушкин, Лермонтов, Толстой
Дмитрий Быков
В российской литературе не так много случаев, когда люди намеренно пишут произведение под одним и тем же названием. Сознательно, причём. Они желают как-то возразить предшественнику, скорректировать его, спародировать. Как Маяковский в поэме «Война и мир» отнесся к роману Толстого. Или, как скажем, в «Золотом теленке», правда это уже не советская литература, спародирован и доведён до абсурда «Золотой осел». Это нормальная практика литературного развития, литературной полемики.
И вот как развивалась идея колонизации Кавказа у Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого и, в постсоветское время, у Маканина, это и есть тема нашей лекции. Зачем Кавказ? Что он несет? Зачем туда отправлять героя Пушкина? Зачем героя Лермонтова? И самое главное, в чём смысл сосуществования России и Кавказа согласно трём главным текстам русской литературы.