Стругацкие. Почему обречен Град обреченный
Дмитрий Быков
«Борис Стругацкий - представитель того же поколения, что Шукшин, Тарковский, Высоцкий. То, что он сделал уже один, без брата, в 1990-е годы, задавало невероятную планку. Он был человеком феноменального благородства и ничего не боялся. Для меня он всегда был сверхчеловеком, я всегда мог на него оглянуться. Сейчас у меня такое чувство, что не осталось стены, на которую мы все опирались».
Лекция Дмитрия Быкова - о феномене братьев Стругацких, чьи романы были и остаются культовыми.
****
Стругацкие 70-х годов – это рефлексия двух чрезвычайно умных людей над советской историей.
****
Братья Стругацкие – это один писатель, а не два человека, как Ильф и Петров.
****
Когда Аркадий Натанович и Борис Натанович встречались, два огромных мозга образовывали третий – и этот мозг видел дальше, чем каждый по отдельности.
****
В 1972 году, когда была начата книга «Град обреченный», мегамозг Стругацких додумался до очень страшной вещи: история человечества будет развиваться не по одной ветке, а по двум.
****
Индивидуальное сопротивление массовому террору – безнадежная утопия. Догадка, содержащаяся уже в первой части «Града», заключается в том, что ход истории из бластеров не расстреливается.
****
Главный герой книги Андрей Воронин бьется над вопросом: «что может спасти вне идеологии?»
****
Стругацкими гениально предсказано то, что сейчас мы наблюдаем сплошь и рядом: «Да наша история кровавая, но это Великая история!», «Уж если истреблять – то 60 миллионов!» Идея масштаба, которая важнее, чем вектор.
****
Я всегда считал себя умным, но, когда я читаю Стругацких, самые смелые мои мысли не могут догнать самую примитивную их мысль.
****
Я не могу удержать Стругацких «в темпе своего восприятия». Они не пишут уже 20 лет, а мы до сих пор не доросли до самых простых их вещей.
****
НИИЧАВО – это утопия, а Хогвартс – это антиутопия.
Читает: Дмитрий Быков
Издательство: Лекторий «Прямая речь»
Длительность: 1 час 17 минут
Жанры: Non-fiction, Лекторий «Прямая речь», Учебная литература