Фрагмент книги «Дни в Бирме»
Джордж ОруэллДНИ В БИРМЕ
роман
George Orwell«Burmese Days», 1934(перевод с английского Веры Домитеевой)
В краю пустынном, диком,
Под шатром лесов задумчивых.
Щекспир. «Как вам это понравится»
1
У По Кин, старший судья Кьяктады, Верхняя Бирма*, сидел на веранде. Было лишь полдевятого утра, но утро было апрельским, и наплывавшая жара уже грозила зноем томительных дневных часов. Редкие вздохи ветерка, казавшегося в духоте даже прохладным, покачивали гроздья свисающих с карниза, еще росистых от полива орхидей. За орхидеями виднелся пыльный кривой ствол пальмы, а далее – синее ослепительное небо. В нестерпимо режущей глаз солнечной вышине кружила стая едва различимых парящих грифов.
* Малонаселенный район лесных джунглей в верховьях Иравади. Действие романа происходит в 1920-е годы, когда Бирма (ныне государство Мьянма) являлась колониальной окраиной Британской Индии.
Застыв громадным фарфоровым божком, У По Кин пристально, не мигая, глядел на солнце. Немолодой и такой жирный, что уж давно не мог самостоятельно вставать со стула, выглядел он, однако, вполне ладным, даже красивым в своей тучности (у бирманцев плоть с возрастом не оплывает буграми складок, как у белых, а гладко наливается подобно спелым плодам.). Все домашнее одеяние состояло из полотнища обернутого вокруг тела и завязанного у подмышек клетчатого, изумрудно-малинового лоунджи; в пол упирались босые, пухлые ступни очень кривых коротких ног с пальцами одинаковой длины; голова была наголо обрита. Глаза на широком, желтом, совершенно безволосом лице темнели рыжим янтарем. Угощаясь листьями из лакированного ларчика, У По Кин жевал бетель и думал о пройденном пути.
Жизнь сложилась блестяще. Самое раннее воспоминание хранило чувства голопузого малыша 1880-х, видевшего победный марш британцев в Мандалае*. Помнился ужас от колонн красных мундиров краснолицых гигантов, пожирателей коровьего мяса, помнились длинные винтовки за их спинами и мерный грохот их башмаков. Заставивший удрать подальше детский страх вмиг почуял безнадежность состязания между своим народом и племенем этих великанов. Уже ребенком У По Кин поставил целью примкнуть, пиявкой присосаться к могучим чужакам.