Лизочкино счастье

Содержание
А. Филатов
«НИКАКОЕ В МИРЕ ДАРОВАНИЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УСОВЕРШЕНСТВОВАНО БЕЗ ТРУДА»
Глава I
ВСТРЕЧА В НЕНАСТЬЕ
Глава II
БОЛЬНАЯ МАМА. ЛИЗИНЫ ЗАБОТЫ
Глава III
ДОБРЫЙ ВОЛШЕБНИК
Глава IV
НЕОЖИДАННАЯ НОВОСТЬ
Глава V
ПРОЩАНИЕ С МАМОЙ
Глава VI
ОТ ДОМА ДО КРУЖКА. НОВЫЕ ЛЮДИ
Глава VII
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО. ШИШКА И МЭРИ ВЕДРИНА
Глава VIII
РАЗВЕНЧАННАЯ ПРИНЦЕССА
Глава IX
ЛИЗА СХОДИТСЯ СО СВОИМИ НОВЫМИ ДРУЗЬЯМИ
Глава X
ПИРОЖКИ. МАТРЁНА В РОЛИ ПРЕКРАСНОГО КОРОЛЕВИЧА
Глава XI
ЗАКЛЮЧЁННАЯ
Глава XII
ЛИЗА УЗНАЁТ МНОГО НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО
Глава XIII
ЗАНАВЕС ПОДНИМАЕТСЯ
Глава XIV
СБОРЫ
Глава XV
В БОЛЬНИЦЕ
Глава XVI
ОТЪЕЗД. ВЫХОДКА МЭРИ
Глава XVII
НА НОВОМ МЕСТЕ. СЁСТРЫ
Глава XVIII
ПЕРВЫЙ ВЫХОД
Глава XIX
ЕЩЁ НОВОЕ ЗНАКОМСТВО С ВАЖНЫМИ ЛИЦАМИ
Глава XX
ИСТОРИЯ ОДНОГО ТОРТА
Глава XXI
ОБВИНЕНИЕ
Глава XXII
ОНА – ВОРОВКА
Глава XXIII
ГОСПОДИН ТОМАЗО – ДИРЕКТОР СТРАНСТВУЮЩЕЙ ТРУППЫ
Глава XXIV
В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
Глава XXV
СЮРПРИЗ ГУБЕРНАТОРА
Глава XXVI
МЭРИ ОТОМСТИЛА
Глава XXVII
В КОГТЯХ ЧЕРНОМАЗОГО
Глава XXVIII
СТЕФАНИ И ЛЮЧИЯ. ПОБЕГ
Глава XXIX
СПАСЕНИЕ. ВИНОВАТАЯ
Глава XXX
ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ. РАДОСТНЫЕ НОВОСТИ
Глава XXXI
ПРОЩАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ. БУКЕТИК ГВОЗДИКИ
Глава XXXII
ЭТО ЕЁ МАМА
Глава XXXIII
ЭПИЛОГ

Вступительная статья
Антона Филатова

Чарская Л.А.
Лизочкино счастье : повесть / Лидия Алексеевна Чарская ; вступ. ст. А. Филатова ; худож. Н. Леонова. – М. : Махаон, Азбука-Аттикус, 2023. – ил. – (Чтение – лучшее учение).

ISBN 978-5-389-23362-1

0+

Лидия Чарская – русская писательница начала XX века, знаменитая своими повестями, рассказами и сказками для детей. Одно из самых известных её произведений – повесть «Лизочкино счастье». Это увлекательное повествование о судьбе десятилетней Лизы Окольцевой, волею судеб оказавшейся в детском театре – но не зрителем, а самой настоящей актрисой. Совсем ещё юной, Лизе пришлось столкнуться с жестокостью, бессердечием и предательством самых, казалось бы, близких людей, но всё же девочка не озлобилась, она всегда верила, что в людях намного больше доброты, искренности, сострадания, милосердия и конечно же любви.

© Леонова Н.А., иллюстрации, 2023
© Оформление, вступительная статья.
ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2023
Machaon®

«НИКАКОЕ В МИРЕ ДАРОВАНИЕ
НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УСОВЕРШЕНСТВОВАНО
БЕЗ ТРУДА»

Лидия Алексеевна Чарская (1875–1937) родилась в Санкт-Петербурге в семье военного инженера. К сожалению, столь радостное и долгожданное событие было омрачено большим горем: в ночь после родов умерла мама девочки. И поэтому с первых дней жизни о Лиде заботились родные тёти – сёстры её мамы. Добрые женщины делали всё возможное, чтобы их племянница была счастлива. Одна из них – тётя Лиза – поселилась в доме отца Лиды и полностью посвятила себя её воспитанию, став для девочки второй матерью.

В детстве будущая писательница очень любила слушать тётины сказки и воображать себя их героиней. Во время скучных прогулок с няней, которая наряжала девочку, словно куклу, Лида нарочно убегала от неё и пряталась в парковой роще. Там она представляла себя заколдованной принцессой, охраняемой деревьями – злыми волшебниками. Чтобы обрести свободу, ей нужно было отыскать чудесный меч, им обычно служила найденная неподалёку ветка. Подобрав этот «волшебный предмет», Лида в одиночку побеждала своих вымышленных врагов, хотя и понимала, что в настоящей сказке спасать её должен был прекрасный принц.

Такой же самостоятельной является героиня повести «Лизочкино счастье» (1907), которой писательница подарила имя любимой тёти. Скромная девочка сама заботится о своей больной маме, покупает для неё лекарства и еду. В отличие от маленькой Лиды Лиза Окольцева никогда не мечтала стать принцессой, но судьба дарит ей такую возможность. Благодаря предложению незнакомого господина бедной девочке удаётся стать не только принцессой, но и Золушкой, Красной Шапочкой и даже Спящей царевной! Уж не волшебником ли является этот добрый незнакомец?

Но не стоит забывать, что описываемые в повести события происходят вовсе не в сказке, а в Санкт-Петербурге начала ХХ века. На самом деле Лиза Окольцева попадает в школу Павла Ивановича Сатина, чтобы стать актрисой детского театра. Из-за этого десятилетней девочке приходится расстаться с мамой и переехать в дом директора театра, начав упорно заниматься.

Подобная история произошла в жизни самой Лиды. В том же возрасте она была принята на обучение в Павловский институт благородных девиц, где провела семь лет. Это была закрытая школа для девочек с постоянным проживанием и очень строгими правилами.

Яркие воспоминания об этих годах легли в основу первого произведения писательницы – повести «Записки институтки» (1901), которая принесла ей широкую известность и стала началом долгого литературного пути.

Однако Лидия не сразу пришла к своему писательскому призванию. Окончив институт, она поступила на драматические курсы в театральное училище, после которых тоже стала актрисой, но не детского, а знаменитого Александринского театра в Санкт-Петербурге. Именно для выступления на сцене девушка взяла себе псевдоним «Чарская» (её настоящая фамилия – Воронова). Вероятно, эта фамилия напоминала Лидии волшебные чары и заколдованную принцессу из детских сказок.

Чарской не давали играть главные роли в спектаклях, поэтому молодая актриса, не бросая театр, решила попробовать себя в художественной литературе. Свои произведения она публиковала в журнале «Задушевное слово» и очень скоро стала самой популярной писательницей у юных читателей. Дети искренне полюбили творчество Лидии Алексеевны, особенно повесть «Княжна Джаваха» (1903) и «Сказки голубой феи» (1909). Многие школьники даже ставили Чарскую в один ряд с А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем!

Несмотря на столь высокую оценку, писательница всегда была очень скромной и не считала себя большой фигурой в литературе. Самым важным для неё было «вызвать добрые чувства в юных читателях, поддерживать их интерес к окружающему, будить любовь к добру и правде». Для этого Лидия Алексеевна много и упорно трудилась, написав за свою жизнь более 100 повестей, рассказов и сказок.

На создание новых произведений Чарскую вдохновляли благодарные письма ребят, хотя многие педагоги и литературные критики считали её книги скучными, однообразными и крайне вредными для юношества. Даже Корней Чуковский полагал, что успех Чарской будет недолгим.

Однако увлекательные произведения писательницы, полные сочувствия и доброты, до сих пор с удовольствием читают и взрослые, и дети. Их не переставали читать даже в советское время, когда книги Лидии Алексеевны были запрещены и изымались из библиотек. В эти тяжёлые для писательницы годы её поддерживали не только друзья, но и многие ребята, которые навещали Чарскую, несмотря на строгий запрет.

Детское сердце всегда острее чувствует правду. Недаром юные актёры сразу увидели доброту и искренность Лизы, а сама героиня повести при первой встрече ощутила невольный страх перед Мэри. Точно так же и юные читатели первыми осознали высокую ценность произведений Чарской – гораздо раньше многих взрослых.

Антон Филатов

Глава I

ВСТРЕЧА В НЕНАСТЬЕ

Стояла ненастная осенняя ночь. Сильный ветер безжалостно кружил по воздуху хлопья мокрого снега, фонари жалобно мигали на малоосвещённых улицах, а редкие пешеходы торопились в свои дома, чтобы укрыться от ненастья.

Из ворот большого четырёхэтажного дома выбежала девочка, укутанная с головою в тёплый байковый платок, мало, однако, предохранявший её от холода и сырости, и опрометью бросилась вдоль улицы по направлению к освещённым окнам аптеки.

Достигнув подъезда аптеки, девочка высвободила из-под платка ручонку и изо всей силы стала стучаться в дверь.

Но на стук её никто не выходил на крыльцо, и, несмотря на усиленные удары маленькой ручки, всё было по-прежнему тихо и спокойно за дверью.

«Господи, – невольно пронеслось в головке стучавшей девочки, – что же делать? Ведь, если меня не услышат в аптеке, мама останется без лекарства, а ей так плохо приходится по ночам, когда она не принимает микстуру, которую прописал доктор!..»

Девочка ещё сильнее принялась колотить крошечными кулачками в дверь.

Усилия её не прошли даром. За дверьми послышалось шлёпанье туфель, щёлкнула задвижка, и на пороге перед лицом смущённой девочки предстал сгорбленный старик-аптекарь с сердитым, заспанным лицом.

– Что случилось?! Что такое?! Зачем ты так отчаянно стучишь в дверь, когда есть звонок?! – сердито закричал он на девочку. – И кто же так поздно приходит в аптеку? По ночам надо спать, а не тревожить людей. Целые ночи напролёт не дают покоя!

– Ах, простите, бога ради, добрый господин аптекарь, – взволнованно произнесла оробевшая девочка. – Моя мама очень больна, она всё время кашляет; лекарство всё вышло час тому назад, а ей надо принимать его непременно, иначе болезнь ухудшится за ночь. Сжальтесь, пожалуйста, и сделайте микстуру. Умоляю вас! Вот вам рецепт. Не откажите, добрый господин аптекарь, приготовить лекарство, хотя теперь и поздно.

Нежный голосок ребёнка, полный мольбы, должно быть, тронул старого аптекаря. Он поднёс к глазам рецепт и, прочтя его при свете фонаря, горевшего у дверей аптеки, сказал уже далеко не тем сердитым голосом, каким говорил с девочкой раньше:

– Ладно. Лекарство будет через час готово, войди сюда в аптеку и обожди.

– Спасибо вам, господин аптекарь, – сказала обрадованная девочка, – но не беспокойтесь, пожалуйста, я могу подождать и на крыльце.

– Ну, ну, глупенькая, – уже совсем ласково произнёс старик, – видишь, какая непогода! Войди, обогрейся. А я тем временем приготовлю твою микстуру… Вот и ещё кого-то бог несёт сюда… – вглядываясь в противоположную сторону улицы, заключил он.

Действительно, минуты через две на крыльцо аптеки входил новый посетитель, закутанный в тёплую шубу, в высокой меховой шапке на голове.

 

 

– Здравствуйте, Антон Карлович, – проговорил вновь прибывший, – будьте добры, отпустите мне касторового масла. Мой Павлик объелся и заболел желудком.

– Ах, это вы, Павел Иванович! – любезно проговорил аптекарь. – Что же это такое опять произошло с вашим Павликом? На прошлой неделе у него болели зубы, три дня тому назад вы приходили за лекарством от желудка и сегодня снова! Право, можно подумать, что ваш сынок заболевает так часто для того только, чтобы как можно больше заказов доставлять моей аптеке, – заключил, добродушно смеясь, старик.

– Да, мой Павлик действительно ужасно часто болеет, – сокрушённо вздохнул ночной посетитель…